В предыдущем выпуске электронного издания была размещена статья, посвященная оценке ситуации по повышению квалификации педагогических работников для реализации ФГОС общего образования на начало 2014 года.
04.03.2014В предыдущем выпуске электронного издания была размещена статья, посвященная оценке ситуации по повышению квалификации педагогических работников для реализации ФГОС общего образования на начало 2014 года. В данной статье будет проанализирована ситуация по повышению квалификации управленческих кадров системы общего образования на вышеуказанный период.
Хотелось бы сначала остановиться на курсах по повышению квалификации для руководящих кадров общеобразовательных организаций, которые были разработаны в субъектах Российской Федерации в рамках реализации ФЦПРО на 2011-2015 годы, решения задачи по модернизации системы общего образования как института социального развития.
Система повышения квалификации управленческих кадров, как и педагогических работников, позволяет руководителям общеобразовательных организаций приобретать новые знания в рамках перехода на ФГОС как на территории субъекта Российской Федерации, к которому они относятся, так и на территории других субъектов Российской Федерации. При этом форма повышения квалификации может быть как очной, очно-заочной, так и дистанционной, а программа повышения квалификации построена по модульному типу.
Например, в Воронежской области Департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области еще в 2010 году был создан региональный банк программ повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений. Создан он был для обеспечения оптимального выбора курсов повышения квалификации руководящими кадрами и педагогическими работниками разного уровня образования. В этот банк вошли программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, разработанные образовательными организациями Воронежской области. Региональный банк программ позволяет рационально использовать бюджетные средства муниципальных общеобразовательных учреждений, обеспечить должное качество программ повышения квалификации, удовлетворить потребности работников образования в повышении квалификации. В этом банке, размещенном на сайте Департамента, на настоящий момент, в том числе, содержатся программы повышения квалификации управленческих кадров по вопросам введения ФГОС в общеобразовательных организациях. Так, например, в этом банке имеются следующие программы для руководителей образовательных учреждений, реализующих ФГОС:
«Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Обеспечение достижения метапредметных результатов реализации ФГОС ООО) ГБОУ ДПО Воронежской области института повышения квалификации и переподготовки работников образования;
«Внедрение в образовательный процесс федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и модернизация региональной системы образования (Экономическая грамотность руководителя образовательного учреждения) АОНО ВПО Институт менеджмента, маркетинга и финансов»,
«Современный образовательный менеджмент в свете введения ФГОС» частного образовательного учреждения «Институт развития образования».
Помимо Воронежской области в 2013 году свои программы повышения квалификации для управленческих кадров по ФГОС общего и начального общего образования предлагали образовательные организации Нижегородской и Калининградской областей, республики Бурятия, Ханты-Мансийского автономного округа (Таблица 1).
Таблица 1
Организация, проводящая курсы | Программа повышения квалификации | Категория слушателей |
Нижегородский институт развития образования | «Организация работы администрации ОУ по внедрению ФГОС» «Проектирование образовательной системы школы в условиях внедрения ФГОС» «Управление внедрением ФГОС в ОУ» | Руководители образовательных учреждений Нижегородской области |
«Бурятский республиканский институт образовательной политики» | Управление введением ФГОС в основной школе (Модуль «ФГОС ООО как система обязательных требований») | Руководители образовательных учреждений, заместители директоров по УВР, НМР, ВР |
Институт современного образования Калининградской области | «Управление школой в условиях введения ФГОС ООО» | Руководители образовательных учреждений |
АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования» | «Управление реализацией ФГОС общего образования на уровне образовательного учреждения» | Заместитель директора |
Примером эффективной организации курсов повышения квалификации по подготовке кадров к введению ФГОС общего образования всероссийского масштаба является Свердловская область. За период с 2011 по 2013 год на базе ГБОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования» повысили свою квалификацию руководители общеобразовательных организаций 19 субъектов Российской Федерации: республик Башкортостан, Удмуртия, Саха (Якутия), Марий Эл, Мордовия, Бурятия, Чувашия; Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов; Пермского и Алтайского края; Челябинской, Тюменской, Курганской, Кировской, Оренбургской, Калужской, Псковской областей; города Санкт-Петербурга.
Для анализа достигнутых результатов по повышению квалификации управленческих кадров обратимся к данным электронного мониторинга развития образования, размещенным на сайте http://www.kpmo.ru. Анализ этих данных указывает на то, что в субъектах Российской Федерации имеется положительная динамика изменения показателя «Доля управленческих кадров общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы в соответствии с ФГОС (в общей численности управленческих кадров общеобразовательных учреждений)». Так в период c 1 марта 2012 года по 31 декабря 2013 года среднее значение данного показателя увеличилось по регионам в 2,77 раза. Наибольшая динамика отмечается в 6 субъектах Российской Федерации: республике Хакасия (в 11 раз), Тамбовской области (в 7,85 раз), Брянской области (6,56 раз), Астраханской области (в 5,39 раз), в Магаданской области (в 5,11 раз), в Архангельской области (в 5,08 раз).
По сравнению с 4 кварталом 2012 года к 4 кварталу 2013 года среднее значение показателя «Доля управленческих кадров общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы в соответствии с ФГОС (в общей численности управленческих кадров общеобразовательных учреждений)» увеличилось на 12,87% (среднее значение показателя в 4 квартале 2012 года – 52,43%, в 4 квартале 2013 года – 65,30 %). При чем повышение данного показателя наблюдается у 78 субъектов Российской Федерации, при этом наибольшая разница в значениях (увеличение показателя на 49%) достигнута в Республике Тыва. Более чем на 20 % увеличился показатель в 11 субъектах Российской Федерации: Архангельской области (43,23 %), Вологодской области (42,58%), Камчатском крае (41,46%), Кировской области (23,14 %), Магаданской области (20,56%), Оренбургской области (24,72%), Ростовской области (33,06), Сахалинской области (20,95%), Чувашской республике (26,84%), Ямало-Ненецком автономном округе (30,71%).
Если к концу 2012 года 100-процентного охвата повышения квалификации управленческих кадров общеобразовательных учреждений достигли Тюменская область и Алтайский край, то к концу 2013 года Тюменская и Вологодская области.
Таким образом, мероприятие ФЦПРО на 2011-2015 годы по повышению квалификации управленческих кадров успешно выполняется в большинстве субъектов Российской Федерации. Если составить рейтинг субъектов Российской Федерации по показателям повышения квалификации управленческих кадров и педагогических работников для реализации ФГОС общего образования, то Тюменская и Вологодская области будут занимать первые два места. Организация, проводящая курсы