Экспертно-аналитические материалы

Переход на «эффективный контракт» в системе среднего профессионального образования

Модернизация системы образования в Российской Федерации предусматривает повышение качества оказываемых образовательными организациями образовательных услуг. Повышение качества невозможно, в том числе, без наличия должной мотивации к трудовой деятельности педагогических работников и руководителей образовательных организаций.

12.03.2014

Модернизация системы образования в Российской Федерации предусматривает повышение качества оказываемых образовательными организациями образовательных услуг. Повышение качества невозможно, в том числе, без наличия должной мотивации к трудовой деятельности педагогических работников и руководителей образовательных организаций. Одним из факторов, положительно влияющих на повышение мотивации к трудовой деятельности, является материальная составляющая, а именно наличие эффективной системы оплаты труда в образовательной организации. Эффективная система оплаты труда, в свою очередь, предусматривает достойное вознаграждение за высокое качество выполнения функциональных обязанностей работниками, и, как следствие, высокое качество оказываемых образовательных услуг.

Проблема совершенствования механизмов системы оплаты труда в системе образования в настоящее время решается как на федеральном, региональном, так и на уровне образовательной организации.

На федеральном и региональном уровне разработана и утверждена нормативно-правовая база оптимизации системы оплаты труда, разрабатывается методическое обеспечение перехода на так называемый «эффективный контракт», который подразумевает под собой в системе среднего профессионального образования комплекс организационных, методических и контрольных мероприятий, направленных на повышение качества образовательных услуг, а также соотнесение уровня оплаты труда и конкретных достижений педагогических работников и руководителей образовательных организаций. Сроки реализации этого комплекса мероприятий закреплены Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р, «Дорожными картами», утвержденными региональными органами исполнительной власти.

На уровне профессиональной образовательной организации принимаются внутренние (локальные) нормативные акты, позволяющие осуществить переход на систему «эффективного контракта» и осуществляется перевод работников на новую систему оценки и оплаты труда.

Следует еще раз подчеркнуть, что целью совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях является обеспечение достойного уровня оплаты труда за качественно оказанные услуги, что нашло отражение в основных направлениях Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы в системе среднего профессионального образования, которыми являются следующие:

- сохранение кадрового потенциала профессиональных образовательных организаций;

- повышение престижности и привлекательности работы в системе среднего профессионального образования;

- обеспечение соответствия оплаты труда, в первую очередь, педагогических работников и мастеров производственного обучения качеству оказанных ими образовательных услуг.

Процесс перехода на «эффективный контракт» осуществляется поэтапно и планомерно, по мере разработки необходимого для этого процесса методического обеспечения и утверждения необходимых нормативных правовых актов на уровне регионов. Так есть регионы, в которых уже разработаны и прошли апробацию модели эффективного контракта: г. Санкт-Петербург, республика Бурятия, Томская, Ростовская области. Наработки этих регионов были представлены в рамках проведенной Министерством образования и науки Российской Федерации конференции «Актуальные проблемы и перспективы внедрения моделей эффективного контракта в учреждениях среднего профессионального образования» 11 ноября 2013 года и озвучены в ходе проведения вебинаров в период с 12 по 15 ноября 2013 года для 8 федеральных округов. С ними можно познакомиться на портале информационной и методической поддержки реализации программ среднего профессионального образования в Российской Федерации по адресу http://www.spo-edu.ru/conference/webinar.

Необходимо отметить, что нормативно-методическая база перехода на эффективный контракт в г. Санкт-Петербург, Нижегородской, Новгородской, Ленинградской, Тамбовской областях, республике Саха (Якутия) в системе образования размещена в открытом доступе на региональных сайтах органов управления образованием.

Нормативно-правовые акты уровня образовательной организации также встречаются на сайтах профессиональных образовательных организаций. Так, например, ГБОУ СПО Ростовской области «Таганрогский механический колледж» разместил на своем сайте документы по переходу на эффективный контракт: образец дополнительного соглашения и эффективного контракта, «Показатели эффективности деятельности педагогических работников», «Положение о критериях и показателях эффективности деятельности педагогических работников и порядке их применения в ГБОУ СПО РО «ТМехК», «Положение о критериях и показателях эффективности деятельности административно-управленческого персонала и порядке их применения в ГБОУ СПО РО «ТМехК»; ГАОУ СПО Новосибирской области «Новосибирский техникум автосервиса и дорожного хозяйства» – бланк эффективного контракта и приказ по оформлению трудовых отношений с работником при введении эффективного контракта; Пермский техникум промышленных и информационных технологий – протокол Совета учреждения об утверждении «Положения о премировании и материальном стимулировании по балльной системе и введению эффективных контрактов» и сам этот документ.

На сайтах профессиональных образовательных организаций тема введения эффективного контракта нашла отражение в новостных сообщениях. Например, ОАОУ СПО «Новгородский химико-индустриальный техникум» в сентябре 2013 года опубликовал сообщение о совещании департамента образования, науки и молодежной политики Новгородской области с директорами и мастерами производственного обучения учреждений профессионального образования области «Повышение качества профессионального образования с использованием новых механизмов управления результативностью работы образовательных учреждений», на котором рассматривались, в том числе, вопросы нормативно-правового обеспечения перехода на эффективный контракт и финансово-экономических механизмов оплаты труда руководителей профессиональных образовательных организаций при переходе на эффективный контракт; а ГАОУ СПО «Архангельский политехнический техникум» еще в декабре 2012 года сообщил о переходе техникума на новую систему оплаты труда, связанную с введением эффективных контрактов.

Переход на эффективный контракт запланирован в регионах в «Дорожных картах», как уже отмечалось выше, в разное время. Например, согласно «Дорожной карте» г. Санкт-Петербурга в 2014 году уже начинается внедрение апробированных моделей «эффективного контракта» в систему среднего профессионального образования, а в Воронежской области в 2014 году только начинается апробация моделей эффективного контракта в профессиональных образовательных организациях, принимающих участие в пилотном проекте; в республике Бурятия разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями предусмотрена до 1 октября 2013 года, а с педагогическими работниками и мастерами производственного обучения ? до 1 марта 2014 года. Поэтому, подвести какие-то первичные итоги перехода на систему эффективного контракта по регионам еще нет возможности. В открытом доступе не найдена информация о результатах апробации внедрения разработанных моделей эффективных контрактов в системе среднего профессионального образования. Возможно, что она появится через какое-то время, и можно будет транслировать успешный опыт внедрения моделей эффективного контракта во все субъекты Российской Федерации.