Экспертно-аналитические материалы

Перспективы общественно-государственного управления образовательными организациями, в том числе по обучению тьюторов и активистов родительского движения

Особое значение в управлении системой образования приобретает участие гражданских институтов общества: родителей, самих учащихся, небезразличных к проблемам образования представителей общественности.

27.04.2015

Особое значение в управлении системой образования приобретает участие гражданских институтов общества: родителей, самих учащихся, небезразличных к проблемам образования представителей общественности. Взаимодействие общества, профессионалов-педагогов и управленцев позволяет учитывать все аспекты качества образования. Ключевым условием расширения и повышения эффективности участия общественности в управлении образованием является его институционализация, которая проявляется в участии гражданских институтов: в формировании и реализации образовательной политики, программ развития образования; в формировании ресурсной базы, бюджета системы образования и в контроле за его эффективным исполнением; в формировании общественного, гражданского заказа на содержание и качество образования с ориентацией системы образования на его реализацию, осуществление общественного контроля качества образования.

Активизация участия общественности в управлении образованием проявляется в формировании новых органов государственно-общественного управления, в расширении их функций и полномочий, что способствует обеспечению открытости образовательной сферы для широких слоев общества. В этой связи становление институтов общественного участия в управлении образованием становится приоритетной стратегической задачей развития системы образования Российской Федерации.

Однако, несмотря на положительную практику по организации работы общественных органов их статус остаётся невысоким. Имеет место формальный подход к работе, в общественные структуры люди идут без особого желания, не всегда могут аргументировано отстоять свою точку зрения, отсутствует необходимый запас правых знаний. Актуальной задачей на ближайшую перспективу остается поддержка субъектной позиции родителей, педагогов, да и самих учащихся, организация их обучения, в том числе с привлечением широкой сети тьюторов по основам государственно-общественного управления образованием.

Следует отменить, что нововведения, вызванные вступлением в силу  федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» уже оформили заказ системе повышения квалификации на новые компетенции, как для руководителей образовательных организаций, так и для педагогических работников в целом, при этом особую роль в данной системе следует уделять обучению (повышению квалификации) активистов родительского движения. 

Однако развитие системы повышения квалификации во времена активного использования информационных, в том числе мобильных технологий, требует не только изменение структуры и содержания образовательных программ, но и  использование новых, современных  форм повышения квалификации. Одним из перспективных вариантов решения этой проблемы являются, прежде всего, инновационные формы повышения квалификации, основанные на использовании практико-ориентированных, дистанционных  подходов к обучению, которые показали свою эффективность в других отраслях, и могут быть широко использованы и в сфере дополнительного образования, удовлетворяя индивидуальные образовательные потребности педагогов, родителей.

Особого внимания также требует совершенствование механизмов общественной экспертизы и расширение масштабов общественного наблюдения, участие общественности в мониторинге образовательных и социальных эффектов. Следует ожидать, что предъявление представителями общественности обоснованных требований к качеству образования повысит уровень социальной ответственности работников образования за результаты образовательной политики, позволит выстраивать эффективные механизмы сотрудничества.

Безусловно, в перспективах развития государственно-общественного управления образованием преобладают мероприятия, нацеленные:

• на обеспечение участия родителей, социальных партнеров, представителей власти, СМИ во всех образовательных процессах;

• на привлечение различных ресурсов (в том числе, финансовых) для поддержки тех или иных образовательных событий на разных уровнях;

• на налаживание каналов обратной связи разного уровня (руководство образовательных организаций  – взрослое и детское самоуправление – родители – социальные партнеры – органы исполнительной власти);

• на проведение информационной кампании по распространению лучших практик государственно-общественного управления в субъектах РФ, на  усиление информационного обеспечения.

Подобные мероприятия необходимо поддерживать и сохранять.

Результатом слаженных действий власти, педагогического сообщества, общественных институтов будет являться становление целостной государственно-общественной системы управления образованием, которая позволит: повысить роль всех участников образовательного процесса; обеспечить развитие образования как открытой государственно-общественной системы; создать механизм общественного контроля образовательной политики; стимулировать инновационные процессы в образовании.

Данилова Ольга  Анатольевна, ООО «Простой.ру», mail@prostoy.ru