Новости образования • Информация о ходе реализации ФЦПРО 2016-2020 • Реализация проектов в сфере образования
Личный кабинет
Экспертно-аналитические материалы

Построение коррекционной работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательной организации в рамках обучения по ФГОС НОО

Стратегической целью Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации, в том числе обеспечение доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - детей с ОВЗ).

23.04.2014

Стратегической целью Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации, в том числе обеспечение доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - детей с ОВЗ). Достижение этой цели намечено в рамках реализации мероприятия по распространению на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей, которое предусматривает распространение современных образовательных и организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в том числе  моделей, предполагающих организацию обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях по федеральным государственным образовательным стандартам (далее - ФГОС). 

В данной статье попробуем проанализировать ситуацию по обучению детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях по ФГОС начального общего образования (далее - ФГОС НОО).

Обучение детей в общеобразовательной организации по ФГОС НОО организуется двумя способами: 

• в специальных (коррекционных) классах;

• в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития.

И в том, и в другом случае обеспечивается возможность постоянного общения детей с ОВЗ с нормально развивающимися детьми, что способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество. Однако обе модели социализации детей с ОВЗ предполагают создание условий для организации эффективного учебного процесса, а именно:

- разработку образовательных программ на базе основных образовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся;

- создание материально-технических условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и психического развития в здания и помещения образовательной организации, пребывания и обучения в этой организации;

- оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ОВЗ и их родителям (законным представителям);

- плановое и систематическое повышение квалификации педагогических работников для организации эффективной работы с данной категорией детей.

На примере пяти общеобразовательных организаций, произвольно выбранных по критерию ведения ими коррекционной работы с детьми с ОВЗ, расположенных в разных субъектах Российской Федерации определим наличие в них адаптационной среды (создание условий для организации эффективного учебного процесса) для детей с ОВЗ. Критериями наличия адаптационной среды будем считать следующие:

• наличие в общеобразовательной организации утвержденной коррекционной программы по работе с детьми с ОВЗ, в том числе с учащимися начальных классов (1);

• повышение квалификации учителей начальных классов, обучающих детей с ОВЗ по направлению «Специальная/ коррекционная педагогика (психология) и/или дефектология» или наличие профильного образования по данной специальности (2);

• наличие в штате общеобразовательной организации квалифицированных специалистов, проводящих коррекционные занятия с детьми с ОВЗ и организующих консультативную и методическую поддержку учителей, родителей, представителей администрации: психолога, логопеда (3,4);

• наличие необходимого для проведения коррекционных занятий с учащимся начальных классов оборудования и инструментария (5);

• наличие рабочих программ (учебных планов) логопеда, психолога, содержащих сведения о построении работы с детьми с ОВЗ в начальных классах, их родителями (законными представителями), учителями начальных классов, работающих с детьми с ОВЗ (6,7);

• наличие программ дополнительного образования обучающихся начальных классов, в которых  могут принимать участие дети с ОВЗ (8). 

Для оценки взяты общеобразовательные организации, которые в открытом доступе на своих сайтах разместили информацию о ведении коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Данные по случайным образом (с помощью поисковой системы Google) выбранным общеобразовательным организациям и результатам их оценки по заданным критериям приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты оценки адаптационной среды в выбранных общеобразовательных организациях

Субъект РФНазвание общеобразовательной организацииКритерии оценки
12345678
1Томская областьМАОУ СОШ №11 г. Томска+_+?++-+
2Оренбургская областьМАОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа» с. Троицкое Тюльганского района+-?????+
3Ярославская областьМОУ СОШ №3 г. Рыбинска++++++++
4Краснодарский крайМБОУ СОШ №23 г. МО Усть-Лабинского района+??????+
5Ставропольский крайМБОУ СОШ №16 г. Невинномысска+?++?--+

Примечание:

«+, -» - наличие данных по критерию в открытом доступе и их оценка: «+» - положительная оценка (имеется в наличии), «-» - отрицательная оценка (не имеется в наличии).

«?» - отсутствие данных по критерию в открытом доступе

По результатам проведенной оценки можно говорить о наличии  адаптационной среды только в МОУ СОШ №3 г. Рыбинска. Для составления заключения по другим четырем общеобразовательным организациям оказалось недостаточно той информации, которую они разместили об организации ведения  ими коррекционной работы с детьми с ОВЗ на своих официальных сайтах. 

С помощью результатов электронного мониторинга Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», размещенных в открытом доступе в сети Интернет по адресу http://www.kpmo.ru/nns/info/fgos.html#,  оценим ситуацию с организацией коррекционной работы в общеобразовательных организациях в разрезе субъектов Российской Федерации. 

Данные по проведенной работе будут представлены в следующем выпуске электронного издания.