Экспертно-аналитические материалы

Проведение мониторинга общественного мнения об эффективности реализации мероприятий по развитию государственно-общественного управления образованием на региональном уровне

Одна из отличительных особенностей современной системы образования – переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием (далее ¬ГОУО). Основная идея ГОУО состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных организаций.

26.06.2015

Одна из отличительных особенностей современной системы образования – переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием (далее ¬ГОУО). Основная идея ГОУО состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных организаций. Выбор прав и свобод личностью делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений. В этой связи в рамках мониторинга (опроса общественного мнения), проводимого ООО «Консалтинг и менеджмент» (ГК от 11 ноября 2014 г. № 03.018.11.0015 «Проведение мониторинга общественного мнения об эффективности реализации мероприятий по развитию государственно-общественного управления образованием на региональном уровне»), респондентам задавались соответствующие вопросы, позволяющие провести анализ по различным направлениям:

• реализация в образовательных организациях локальных актов, регламентов, определяющих деятельность органов ГОУО;

• участие органов ГОУО в разработке стратегии развития образовательных организаций;

• включенность органов ГОУО в процесс планирования, контроля и регулирования образовательного процесса образовательных организаций;

• включенность в практику работы образовательных организаций новых форм общественного участия в управлении образовательными организациями;

• участие органов ГОУО в экспертизе результатов образовательной, инновационной, финансовой деятельности образовательных организаций;

• обеспечение общественного контроля за соблюдением действующего законодательства: прав ученика, родителей (законных представителей), педагогов;

• компетентность субъектов образовательного процесса и общественности в области ГОУО;

• участие органов ГОУО в определении условий и порядка стимулирования работников образовательных организаций за достижения в образовательной, инновационной и иной профессиональной деятельности;

• результаты деятельности по расширению общественного участия в формировании образовательной политики, управлении образованием на региональном и школьном уровне, достигнутые в последние годы;

• результативность работы членов ГОУО.

Исходя из результатов проведенного мониторинга, следует заключить, что большая часть опрошенных педагогов оценивает представительство в органах ГОУО всех участников образовательного процесса как «хорошее» или «удовлетворительное».

Рисунок 1 — Оценка педагогами представительства в органах ГОУО учредителя

Специалисты органов государственной власти и местного самоуправления так же осуществляли оценку представительства в органах ГОУО учредителя, общественности, педагогов образовательной организации, родителей (законных представителей) обучающихся и учеников.

Рисунок 2 — Результаты оценки специалистами органов государственной власти и местного самоуправления представительства в органах ГОУО всех участников образовательного процесса

Анализируя результаты опроса оценки представительства в органах ГОУО всех участников образовательного процесса можно отметить удовлетворительный уровень включенности всех участников образовательного процесса в деятельности органов государственно-общественного управления.

Следует отметить положительную тенденцию в реализации локальных актов, регламентов, определяющих деятельность органов ГОУО в образовательных организациях. Несмотря на выявленные положительные тенденции, существует ряд сдерживающих факторов, к которым можно отнести недостаточную включенность педагогов образовательного учреждения в деятельность органов государственно-общественного управления. Таким образом, необходимо принимать стимулирующие и мотивационные меры, с целью роста доли педагогического персонала образовательного учреждения, задействованном в деятельности органов государственно-общественного управления.

Анализ результатов опроса педагогов о степени включенности органов ГОУО в процесс разработки стратегии развития образовательных организаций показал, что большинство респондентов считают, что органы ГОУО частично включены в процесс разработки стратегии развития образовательных организаций (51,38% опрошенных) и чуть меньше респондентов считают, что органы ГОУО участвуют в разработке стратегии развития образовательных организаций (44,43% опрошенных).

На рисунке 3 представлены результаты опроса родителей (законных представителей) обучающихся о степени включенности органов ГОУО в процесс разработки стратегии развития образовательных организаций.

 

Рисунок 3 — Результаты оценки родителями (законными представителями) обучающихся степени включенности органов ГОУО в процесс разработки стратегии развития образовательных организаций

По итогам проведенного исследования можно заключить, что большинство опрошенных считают, что органы ГОУО частично включены в процесс разработки стратегии развития образовательных организаций.

Анализируя ответов обучающихся на вопрос «Проводят ли с учениками вашей школы какие-либо занятия по вопросам государственно-общественного управления школой, участия обучающихся в этом управлении?» можно отметить острую необходимость популяризации проведения мероприятий по обучению общественных (школьных) управляющих в образовательных организациях.

Рисунок 4 — Результаты анализа ответов обучающихся на вопрос «Проводят ли с учениками вашей школы какие-либо занятия по вопросам государственно-общественного управления школой, участия обучающихся в этом управлении?»

А вот в том, что касается включенности в управление образовательными организациями новых форм общественного участия, таких как объединения выпускников, родителей, комиссии по урегулированию спорных вопросов, временные инициативные объединения, волонтерство, социальное партнерство и других, то их широкое применение отмечает лишь небольшая группа респондентов (рисунок 5).

Рисунок 5 — Результаты анализа общественной оценки введения новых форм участия общественности в управлении образовательными организациями

При этом обеспечение общественного контроля за соблюдением действующего законодательства: прав ученика, родителей (законных представителей), педагогов в основном оценивается как удовлетворительное.

Рисунок 6 — Результаты анализа мнения родителей (законных представителей) обучающихся по вопросу наличия в образовательных учреждениях инструментов (нормативных, информационных) общественного контроля за соблюдением действующего законодательства: прав ученика, родителей (законных представителей)

Анализ ответов обучающихся на вопрос «Проводят ли с учениками вашей школы какие-либо занятия по вопросам государственно-общественного управления школой, участия обучающихся в этом управлении?» показал, что большинство опрошенных (53%) считают, что подобные мероприятия проводятся редко, 24% опрошенных считают, что часто проводятся данные мероприятия и 23% респондентов отмечают, что мероприятия не проводятся совсем.

Рисунок 7 — Результаты анализа мнения обучающихся по вопросу наличия региональных мероприятий по повышению компетентности субъектов образовательного процесса и общественности в области ГОУО

К основным показателям результатов деятельности по расширению общественного участия в формировании образовательной политики, управлении образованием на региональном и школьном уровне, достигнутые в последние годы стоит отнести следующие показатели:

• уровень осведомленности общественности о возможности общественного участия в управлении образованием на школьном уровне;

• общественная оценка степени общественного участия в управлении образованием на школьном уровне.

Согласно полученным данным мнения респондентов по вопросу осведомленности общественности о возможности общественного участия в управлении образованием на школьном уровне можно сделать вывод, что большинство опрошенных считают, что уровень осведомленности на удовлетворительном уровне. В частности, большинство опрошенных специалистов органов государственной власти и местного самоуправления (51,61%) оценивают уровень осведомленности как «удовлетворительный», 36,13% опрошенных как «хороший» и 12,26% респондентов отмечают, что уровень осведомленности неудовлетворительный.

Большинство педагогов (рисунок 8) и родителей (рисунок 9) также оценивают уровень осведомленности как «удовлетворительный».

Рисунок 8 — Результаты анализа мнения педагогов по вопросу осведомленности общественности о возможности общественного участия в управлении образованием на школьном уровне

 

Рисунок 9 — Результаты анализа мнения родителей (законных представителей) обучающихся по вопросу осведомленности общественности о возможности общественного участия в управлении образованием на школьном уровне

Анализ информационных и аналитических материалов, полученных по результатам проведенного исследования свидетельствует, что в настоящий момент большинство органов ГОУО находятся в стадии становления, в связи с чем можно говорить о недостаточной эффективности реализации мероприятий по развитию государственно-общественного управления образованием на региональном уровне. К основным причинам и факторам, затрудняющим становление и развитие государственно-общественного управления образованием, относятся:

• недостаточность соответствующей нормативной правовой базы, регулирующей участие общественности в управлении образованием;

• недостаточная заинтересованность представителей общественности в управлении и развитии образовательных учреждений;

• низкий уровень правовой культуры и правосознания значительной части участников образовательного процесса.

Если говорить об эффективности реализации мероприятий по развитию государственно-общественного управления образованием в разрезе округов Российской Федерации, то Крымский, Центральный, Приволжский и Южный федеральные округа стоит отметить как наиболее активно развивающиеся в данном направлении. К отстающим стоит отнести Северо-Западный и Северо-Кавказский федеральные округа.

(По результатам ГК от 11 ноября 2014 г. № 03.018.11.0015 «Проведение мониторинга общественного мнения об эффективности реализации мероприятий по развитию государственно-общественного управления образованием на региональном уровне», ООО «Консалтинг и менеджмент», manager@kimconsult.ru).