Новости образования • Информация о ходе реализации ФЦПРО 2016-2020 • Реализация проектов в сфере образования
Личный кабинет
Экспертно-аналитические материалы

Предложения по эффективному использованию и внедрению имеющегося опыта в формировании и проведении электронного мониторинга и сопровождения среднего образования в интересах управления качеством образования

Одной из задач федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы и Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы является создание и развитие современной системы оценки качества образования.

13.05.2014

Одной из задач федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы и Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы является создание и развитие современной системы оценки качества образования. План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р, предусматривает создание инструментария реализации модели общероссийской системы оценки качества общего образования и обеспечение комплексного электронного мониторинга качества образования. Данный инструментарий разрабатывается на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, уровне общеобразовательной организации.

На основе проведенного нами анализа регионального, муниципального опыта и опыта отдельных общеобразовательных организаций по проведению электронного мониторинга и сопровождению среднего образования в интересах управления качеством образования (в том числе его инструментария) и исходя из его задач, нами сделан ряд предложений, которые предлагаем обсудить с целью распространения этого опыта во всех субъектах Российской Федерации.

За основу для составления предложений был взят опыт по разработке и использованию информационных систем проведения электронного мониторинга и сопровождения среднего образования в интересах управления качеством образования:

- регионального уровня: республики Адыгея, Иркутской, Владимирской, Томской, Свердловской областей, Алтайского края;

- муниципального уровня, уровня общеобразовательной организации: АСУУВП «Электронный журнал» НП СОШ «Лицей Столичный» г. Москва (http://lichnost.gorono.ru/elu.html), СМС-дневник (http://smsdiary.ru/) г. Томск, Баллов.нет. Система электронных школьных журналов (http://www.ballov.net), (http://www.school-online.ru), NetSchool (http://www.net-school.ru) г. Самара, Мобильная школа (http://www.alsys.ru), SMS Online Дневник (http://diary-nn.ru/School/pages/login.faces) г. Нижний Новгород, СМС школа (http://www.schoolsms.ru) г. Барнаул, комплекс программных средств, разработанных ООО «ФинПромМаркет - XXI» (ИВЦ «Аверс»), Московский регистр качества образования (МРКО), информационная система «Мониторинг образовательных достижений школьников» (МОДШ), используемая во Владимирской, Саратовской, Псковской и Калининградской областях, г. Новороссийске.

В данной статье высказаны предложения по содержанию и структуре информационной системы электронного мониторинга образовательных достижений учащихся, по критериям и показателям образовательных и внеурочных достижений учащихся, по технологии и отчетным формам результатов электронного мониторинга образовательных и внеурочных достижений учащихся.

Предложения по содержанию и структуре информационной системы электронного мониторинга образовательных достижений учащихся.

Предлагаем следующую примерную структуру информационной системы:

1) Личный кабинет школьника, личный кабинет учителя, в которых собирается информация о достижениях (уровень образования (компетенций) на данный момент в виде накопительной оценки для дальнейшего определения места в рейтинге участников образовательного процесса);

2) Виртуальная «электронная учительская» и канал «Родитель-учитель-ученик», представляющие собой единую школьную базу данных, хранящихся на школьном сервере, позволяющие вести электронный журнал и осуществлять обратную связь с родителями через виртуальный канал;

3) Раздел, посвященный администрации общеобразовательного учреждения, в котором содержится информация об администрации школы, в частности, ее полномочиях, ответственности, контактных данных;

4) Форум для организации общения участников образовательного процесса и возможности высказывания мнений о его ходе и результатах;

5)  Раздел органов управления образованием, в котором размещается актуальная информация об их деятельности, а также форма обратной связи для участников образовательного процесса.

При этом примерная структура личного кабинета школьника (электронной карты его достижений) выглядит следующим образом:

I часть.

1. Динамика академической успеваемости (средний балл по предметам за год, средний балл по областям, результаты государственной (итоговой) аттестации).

2. Достижения ученика в предметных конкурсах и олимпиадах (участие в предметных олимпиадах, конкурсах по предметам, в международных конкурсах и проектах).

3. Учебно-исследовательская деятельность ученика.

4. Дополнительное образование (посещение факультативов, спецкурсов и элективных курсов, музеев и театров, кружков, секций).

5. Универсальные учебные действия (личностное, профессиональное, жизненное самоопределение, коммуникативная компетентность).

6. Сам о себе (самопрезентация).

II часть. Электронный документ, отражающий требования к метапредметным результатам обучения школьника, в который внесены определенные критерии.

III часть. Рейтинго-профильный анализ предыдущих двух частей.

В заполнении разделов личного кабинета школьника принимают участие как сами ученики, так и учителя-предметники, классный руководитель, администрация. Так I и II часть заполняют ученик и учителя-предметники, а III часть - классный руководитель и представитель администрации.

По аналогии с личным кабинетом школьника создается личный кабинет учителя, с помощью которого учитель может общаться с учащимися и показывать достижения в различных направлениях своей деятельности.

Цель создания личных кабинетов – организовать пространство для диалога между всеми участниками образовательного процесса на всем протяжении обучения. С помощью личного кабинета школьника решается задача обучения учащихся навыкам составлять самопрезентацию.

Раздел «Электронная учительская» представляет собой единую школьную базу данных, в которую включаются следующие сведения: списки учащихся классов и групп, списки преподавателей, расписание учебных занятий, данные тематического (поурочного) планирования, данные о родителях учащихся или лицах, их заменяющих, с контактной информацией и электронными адресами. Эта база служит основой создания журнальных страниц всех учебных единиц (классов и групп) по каждому предмету у всех педагогов школы, которые заполняются ими наряду с обычными классными журналами. База доступна классным руководителям, заведующим учебной частью, директору школы.

Виртуальный канал «Родитель-учитель-ученик» обеспечивает обратную связь с родителями: родители учащихся получают в оперативном режиме информацию о текущих и итоговых оценках своих детей, их посещаемости занятий, содержании домашних заданий, регулярности опроса учащегося, а также результаты мониторинга успеваемости конкретного ученика относительно его одноклассников. Данные представлены в электронном аналоге ученического дневника, конфиденциальный доступ родителей к которому осуществляется через сеть Интернет с помощью уникального для каждого ученика логина/пароля.

Предложения по критериям и показателям электронного мониторинга образовательных и внеурочных достижений учащихся.

Для оценки образовательных и внеурочных достижений учащихся предлагаем использовать критерии и показатели, представленные в Таблице 1.

Таблица 1 – Критерии и показатели оценки образовательных и внеурочных достижений учащихся

Критерий

Показатели

1.

Формирование предметных компетенций

· Фактический уровень знаний по учебным предметам.

· Сформированность предметных умений.

· Сформированность общеучебных умений.

2.

Качество освоения учебных программ

· Количество учащихся, имеющих освоение учебной программы от 60 до 100% по итогам обучения за учебный год на основе независимой оценки итоговой проверочной работы по предмету.

· Количество учащихся, освоивших учебную программу менее 35% по итогам обучения за учебный год на основе независимой оценки итоговой проверочной работы по предмету.

· Доля обучающихся 11, 12-х классов, не допущенных к государственной (итоговой) аттестации (в общей численности обучающихся 11(12)-х (выпускных) классов).

· Доля обучающихся 11, 12-х классов, не получивших аттестаты в отчетном учебном году (в общей численности обучающихся 11(12)-х (выпускных) классов).

3.

Динамика учебных достижений

Количество учащихся, повысивших оценку по итогам учебного года/ численность обучающихся на основе независимой оценки итоговых проверочных работ

4.

Результативность участия в олимпиадах, конкурсах

· Количество учащихся, принявших участие в олимпиадах, конкурсах, выставках и т.д. от общего числа учащихся, которыми занимается учитель.

· Количество учащихся – победителей и призеров предметных олимпиад, лауреатов и дипломантов конкурсов, конференций, турниров от общей численности обучающихся.

· Увеличение количества учащихся, принимающих участие, а также победивших в конкурсных мероприятиях школьного, муниципального, регионального и прочих уровней.

5.

Формирование социальных компетенций

· Активность учащихся в жизни и решение проблем класса, школы и окружающего социума посредством участия в школьном самоуправлении, в социальных проектах.

· Сформированность правового поведения в классах.

· Увеличение успешно социализирующихся детей группы риска

6.

Формирование коммуникативных компетенций

· Владение конкретными навыками, поведенческими реакциями, умением решать конфликтные ситуации.

· Сформированность навыков работы в группе, выполнение различных социальных ролей в коллективе.

· Умение представить себя.

· Умение налаживать взаимодействие и сотрудничество с учениками, преподавателями.

· Наличие практики конструктивного решения конфликтных ситуаций

7.

Формирование информационных компетенций

· Использование в учебной, проектной и других видах деятельности ИКТ (интернет-ресурсов, мультимедийных средств).

· Использование учащимися общественно признанного авторского продукта (программы, сайты, учебный модуль и т.д.)

8.

Активность учащихся во внеурочной деятельности

· Доля обучающихся, регулярно занимающихся в спортивных секциях, клубах и иных объединениях спортивной направленности.

· Доля обучающихся, охваченных летним оздоровительным отдыхом, летней практикой и т.п. на базе образовательного учреждения.

· Доля обучающихся в кружках, клубах и других объединениях духовно-нравственного цикла на базе образовательного учреждения (по состоянию на 20 мая отчетного учебного года).

· Количество кружков, секций, клубов, действующих в общеобразовательном учреждении.

9.

Эффективность работы кружка/ секции/ клуба

· Посещаемость, сохранность контингента.

· Количество проектов, подготовленных и реализованных учащимися по направлению работы кружка/ секции/ клуба.

· Количество организованных и проведенных мероприятий по направлению работы кружка/ секции/ клуба.

10.

Достижения учащихся во внеурочной деятельности

· Доля обучающихся, результативно принявших участие (ставших победителями, призёрами, лауреатами, номинантами) в мероприятиях, проводящихся сторонними организациями.

· Количество наград, грамот, дипломов конкурсных мероприятий, полученных учащимися в отчетном году (по отношению к общей численности обучающихся).

Предложения по технологии электронного мониторинга учащихся

В качестве технологии электронного мониторинга учащихся предлагаем использовать рейтинговую систему оценивания, которая позволяет определить динамику академической успешности учащихся и составить рейтинг учащихся, который, в том числе, находит свое отражение в личном кабинете учащегося (электронной карте его достижений).

Использование единого подхода к проведению электронного мониторинга (структуры и содержания информационной системы, критериев и показателей оценки образовательных и внеурочных достижений учащихся, технологии и отчетных форм результатов электронного мониторинга образовательных и внеурочных достижений учащихся) предоставит возможности на федеральном уровне для объективной оценки качества среднего образования в разрезе федеральных округов, субъектов Российской Федерации, на региональном уровне – в разрезе муниципалитетов и общеобразовательных организаций.

Закрепление единого подхода к проведению электронного мониторинга возможно посредством принятия федерального нормативно-правового акта, который был бы обязателен для исполнения всеми субъектами Российской Федерации.