В процессе структурных и функциональных изменений, происходивших и происходящих в сфере образования федеральные ведомства столкнулись с отсутствием всей необходимой информации о состоянии системы образования и экономики образования в субъектах Российской Федерации, а именно с информацией, характеризующей оценку масштабов и структуры рынков образовательных услуг, характеристики экономического поведения населения и работодателей в данной сфере, стратегий образовательных организаций.
13.06.2015В процессе структурных и функциональных изменений, происходивших и происходящих в сфере образования федеральные ведомства столкнулись с отсутствием всей необходимой информации о состоянии системы образования и экономики образования в субъектах Российской Федерации, а именно с информацией, характеризующей оценку масштабов и структуры рынков образовательных услуг, характеристики экономического поведения населения и работодателей в данной сфере, стратегий образовательных организаций.
Дефицит актуальной, систематизированной и комплексной информации о сфере образования привел к необходимости целенаправленных действий по созданию интегрированной системы, в том числе по ведению мониторинга в сфере образования.
С 2002 года по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» осуществляет формирование и реализацию комплексной системы сбора, обработки и представления систематической информации об экономическом поведении участников рынка образовательных услуг.
В этот период мониторинг образования проводится в России, в основном, с целями:
• информационной поддержки образовательной политики,
• обеспечения органов управления образованием РФ актуальной информацией об экономическом положении системы образования,
• формирования информационной базы, необходимой для анализа и прогноза развития сферы образования.
Текущие формы статистического наблюдения в целом обеспечивают формирование надежной информационно-статистической базы мониторинга системы образования, но при этом, инструментарий постоянно пополняется в связи со значительно возросшими потребностями всех участников образовательного процесса — от образовательных организаций до органов управления образованием различных уровней с учетом оптимальной нагрузки на респондентов.
Ежегодно обновляемая информация мониторинга и ее анализ обеспечивают своевременное выявление тенденций, рисков и барьеров в сфере образования, что приобретает особое значение в период изменений в сфере образования.
Примерная технологическая схема организации и проведения мониторинга в сфере образования выглядит таким образом:
1. Определение целей системы образования (цели государства, потребности определенных групп);
2. Сопоставление целей системы образования и информации о ее состоянии (организация осуществляющая мониторинг);
3. Соблюдение требований к образовательному процессу (лицензирование, аккредитация, аттестация).
В настоящее время в мониторинг образования включены практически все уровни системы образования: детское дошкольное образование, общее образование: начальное, основное, полное (среднее), профессиональное образование: начальное, среднее и высшее. Присутствует также внесистемное образование или неформальное образование и дополнительное образование, как детей и взрослых. Таким образом, институциональный охват мониторинга образования обеспечивает информационную поддержку концепции непрерывного образования.
В настоящее время сложилась определенная практика использования мониторинга в профессиональном образовании. В результате ее анализа можно объединить все виды мониторинга системы профессионального образования в две основные группы: внешний и внутренний. Целью внешнего мониторинга системы профессионального образования является определение того, насколько внутренняя оценка качества образования профессиональных образовательных учреждений соответствует действительности. Иначе говоря, внешний мониторинг системы профессионального образования должен контролировать механизмы и результаты внутренней оценки качества образования профессиональных образовательных учреждений. Условием жизнеспособности профессиональных образовательных учреждений явля¬ется способность перестраиваться в зависимости от социально-экономических перемен, специфики контингента обучаемых и наличия конкурентных образовательных учреждений. Внешний мониторинг предполагает изучение результатов, а также оценку условий и процесса образования независимыми комиссиями и является основанием для расчета внешней эффективности деятельности учреждений профессионального образования.
Основными задачами мониторинга системы профессионального образования регионов являются следующие:
• организация непрерывного наблюдения за процессами, затрагивающими сферу профессионального образования, получение объективной и достоверной информации о них в целях выработки адекватных управленческих решений;
• анализ и оценка получаемой информации, выявление причинно-следственных связей между протекающими процессами;
• своевременное выявление изменений качества образовательных услуг и определение факторов, вызвавших данное изменение.
Задачи мониторинга необходимо распределить по нескольким уровням иерархии в соответствии с принятыми уровнями управления - федеральным, субъектов Российской Федерации и муниципальными, - кроме того, должен присутствовать уровень предприятий, организаций и учреждений. На нижних уровнях иерархии основной задачей является количественная оценка потребности в услугах профессионального образования на основе мониторинга рынков труда с учетом региональных концепций развития регионов. На верхнем уровне следует сосредоточить контроль качества образовательных услуг, а также управление развитием системы профессионального образования Российской Федерации с учетом перспективных направлений подготовки.
Модель мониторинга профессионального образования региона должна обеспечить системный подход к его организации. В результате региональный отдел управления образования формирует информационную систему с постоянно обновляемой базой данных, с учетом специфики региона, и может способствовать выполнению следующих важных функций при формировании системы профессионального образования и ее совершенствовании:
• деятельность по получению и систематизации информации о состоянии условий организации профессионального образования региона, имеющемся уровне его результативности;
• разработка и реализация системы действий, необходимых для анализа данных, позволяющих на основе отбора эталонных показателей и сопоставления их с исходными сформулировать выводы, требуемые для принятия управленческих решений;
• разработка перспектив развития объектов мониторинга, определение программы развития системы профессионального образования региона, оперативная ее корректировка;
• исследование целей, механизмов взаимодействия между субъектами профессионального образования, факторов, препятствующих этой согласованной работе, и как следствие разработка каналов и методов взаимодействия между субъектами мониторинга с целью обеспечения комплексного, системного характера модели мониторинга профессионального образования в целом и с учетом региональных особенностей.
На основе данных, полученных в результате мониторинга, должны быть обеспечены:
• сбалансированность потребности в образовательных услугах профессионального образования и пропускной способности образовательных учреждений и структурных подразделений системы профессионального образования;
• управление структурой системы профессионального образования, соотношением государственного и негосударственного секторов;
• контроль качества образования, его соответствие мировым стандартам;
• согласование интересов субъектов рынка образовательных услуг.
В целях реализации абзаца 4 п. «а» п. 1 Указа Президента № 599, п. 3 поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № ДМ-П8-2804 Минобрнауки России провело комплекс мероприятий по мониторингу деятельности федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и филиалов. По решению межведомственной комиссии в качестве основных критериев использовались: средний балл ЕГЭ для выпускников, поступивших в ВУЗ; объем средств, полученных от всех видов деятельности, в расчете на одного сотрудника: объем НИР, выполненных вузом, в расчете на одного сотрудника; доля иностранных студентов в контингенте обучающихся и площадь помещений, находящихся в собственности или оперативном распоряжении на одного обучающегося.
Итогом работы комиссии стало выделение группы вузов с признаками неэффективности и предложения о реорганизации 25 вузов. Работа по реорганизации на сегодняшний день продолжается, но в результате возникшей широкой общественной дискуссии критике подверглись не только критерии оценки эффективности вузов, но и значимость данной процедуры на фоне необходимости коренной модернизации российской образовательной системы, приведения ее в соответствие с требованиями международной конкуренции и глобального рынка труда.
13 февраля 2013 г. опубликован перечень поручений Президента по итогам заседания Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России, в котором обозначены следующие задачи:
• при реализации плана мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающего повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, разработанного во исполнение поруче¬ния, содержащегося в абзаце 10 пп. «а» п. 1 Указа Президента № 599, обеспечить необходимое финансирование, равные условия отбора образовательных учреждений высшего профессионального образования различных ведомственной принадлежности и географического местоположения, учет связи участников конкурса с потенциальными общероссийским и региональными рынками труда, а также детальное определение механизмов отбора победителей конкурса, возможностей их ротации и прекращения статуса, организации мониторинга реализации плана мероприятий в целом;
• утвердить порядок осуществления мониторинга системы образования, а также перечень обязательной информации, подлежащей мониторингу, обратив особое внимание на обоснованность принципов и критериев оценки с учетом специфики реализуемых образовательных программ, востребованности выпускников, на обязательное обсуждение принципов и критериев оценки с профессиональным и экспертным сообществом;
• обеспечить проведение на постоянной основе мониторинга деятельности учреждений высшего профессионального образования, реорганизации неэффективных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, обратив особое внимание на соблюдение публичности и гласности, обеспечение прав обучающихся на завершение обучения в других образовательных учреждениях в случае реорганизации неэффективных государственных образовательных учреждений.
В отношении мониторинга деятельности центров сертификации профессиональных квалификаций на сегодняшний день можно констатировать следующее:
1. Используются различные диагностические средства оценки деятельности сети сертификационных центров государственными или муниципальными органами исполнительной власти: в части соотношения профессионального стандарта и процедур сертификации (профессии, относящие в сфере безопасности страны) и общенациональных требований к системе сертификации (коммерческие и некоммерческие профессии).
2. Проводятся различные виды мониторингов:
• Мониторинг рынка труда, включающий анализ динамики подготовки специалистов системой профессионального образования и структуры рынка труда, разработку методологии прогнозирования спроса рынка труда на выпускников системы профессионального образования по уровням образования и профессиям (т.е. от этапа изучения потребности рынка труда до мониторинга трудоустройства выпускника). Такая методология легла в основу реализации Концепции модернизации российского образования, так как может служить основой для разработки государственного заказа на подготовку специалистов (в зависимости от прогнозируемого горизонта и типа изменения профессиональной структуры, расчет профессиональной структуры по основным отраслям экономики, организация постоянного мониторинга спроса на профессии и специалистов с возможной территориально-отраслевой привязкой спроса на профессии к имеющимся в регионе возможностям подготовки кадров).
• Мониторинг требований работодателей к квалификациям отраслевых работников в соответствии с профессиональными стандартами.
• Мониторинг достижений, мониторинг и оценка системы квалификаций (мониторинг и внесение предложений по совершенствованию национальной системы квалификаций).
• Мониторинг деятельности экспертно-методических документов по вопросам оценки и сертификации квалификаций, апелляционных комиссий, мониторинг и ведение единой базы выданных сертификатов.
• Мониторинг воздействия национальной рамки квалификаций на обучение в течение всей жизни.
При проведении мониторинга деятельности центров сертификации профессиональных квалификаций необходимо отметить следующее:
1. Сертификационные центры должны гарантировать сбор, анализ, учет, защиту и использование информации, необходимой для эффективного управления процедурами оценки профессиональных квалификаций, ведения базы данных и другой деятельности.
2. Очень важно, чтобы сертификационные центры обладали средствами сбора и анализа информации о собственной деятельности. При отсутствии данных средств будет неизвестно, что в их системе обеспечения достоверности оценки профессиональных квалификаций работает хорошо, а что требует внимания и коррекции, и включать:
• кадровый спрос на рынке труда;
• состав аттестуемых и его анализ;
• фиксацию и учет результатов аттестации и выданных сертификатов;
• защиту персональных данных;
• удовлетворенность аттестуемых оценкой их профессиональных квалификаций;
• эффективность деятельности экспертов;
• доступные для оценки ресурсы и их стоимость;
• главные показатели деятельности сертификационного центра.
3. Важно сравнение результатов деятельности сертификационных центров между собой и с другими аналогичными организациями в Российской Федерации и за ее пределами. Это позволяет сертификационным центрам по-новому оценить результаты своей деятельности и найти различные методы формы для развития.
Такой мониторинг позволит провести обобщение данных о состоянии рынков труда и в отраслях, организацию работ по созданию и поддержки информационной системы, в том числе электронной платформы, содержащей информацию о потребностях в рабочей силе, возможностях освоения и сертификации квалификаций и трудоустройства, а также координация соответствующих региональных служб по профориентации и развитию карьеры.
Результаты анализа различных мониторинговых моделей в целом для системы образования показали необходимость:
a) развития методологии:
• актуализации инструментария обследования,
• разработки нового инструментария обследования.
b) получением новых эмпирических знаний:
• базы данных обследований;
• индикаторов, рассчитанных на основании данных широкомасштабных социологических обследований и актуальной образовательной статистики,
• аналитических материалов;
• актуализированного хранилища статистической информации;
• информационно-статистических сборников.
Для повышения эффективности деятельности центров сертификации профессиональных квалификаций необходимо учитывать, что представленная в рамках мониторинга информация необходима для характеристики экономических процессов и механизмов в сфере образования с учетом масштабов и структуры рынков образовательных услуг; экономического поведения населения, обучающихся, преподавателей и работодателей в данной сфере; экономических и образовательных стратегий образовательных организаций различных уровней. Наблюдение за участниками образовательных рынков: за потребителями в лице учащихся (их семей) и работодателей и за производителями - образовательными организациями, их руководителями и преподавательским персоналом, а также другими структурами, предоставляющими образовательные услуги (предприятиями, организациями, частными лицами). Для понимания мотивации, предпочтения и стратегии участников этих рынков, а также потоков финансовых, материальных и ресурсных средств, которые циркулируют в сфере образования.
Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года предусматривает новые подходы к осуществлению мониторинга образования.
Прежде всего предлагается сформировать национальную систему квалификаций и профессиональных стандартов. Ее целью должно стать повышение конкурентоспособности рабочей силы, создание системы поддержки права работника на признание (оценку и присвоение) профессиональной квалификации, совершенствование механизмов координации рынка профессиональных образовательных услуг и рынка труда, создать интернет-ресурс по вопросам национальной системы квалификаций в России, содержащий базы данных и реестры квалификаций, профессиональных стандартов, сертификатов о квалификации, органов (организаций) по развитию профессиональных квалификаций, органов, присваивающих профессиональную квалификацию и т.?д.).
Для систематизации обобщенных характеристик требований к работникам всех квалификационных уровней, установленных в Российской Федерации, должна быть внедрена и периодически обновляться национальная рамка квалификаций. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации будет представлять собой обобщенное описание квалификационных уровней с учетом профессиональных стандартов, признаваемых на общефедеральном уровне. Национальная квалификационная рамка позволит соотносить актуальные требования к знаниям, навыкам, компетенциям работников и образовательные результаты программ непрерывного образования, а также послужит инструментом осуществления реальной связи профессиональных и образовательных стандартов, внедрению системы общественно-профессиональной аккредитации и формирования рейтингов программ непрерывного образования.
Таким образом, собираемая в рамках мониторинга профессионального образования информация необходима для характеристики экономических процессов и механизмов в сфере образования, и является основой для принятия управленческих решений, направленных на повышение эффективности функционирования профессионального образования в целом.
(по материалам НИР по теме «Формирование научно-технической модели мониторинга деятельности центров сертификации профессиональных квалификаций (ГК от «04» сентября 2014 г. № Ф-50-кс-2014 (ООО «Консалтинг и менеджмент»); руководитель проекта: Чичерина Ольга Владимировна, manager@kimconsult.ru)