Экспертно-аналитические материалы

Проблемы и перспективы дистанционного образования

В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы одним из основных мероприятий обозначено развитие, разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных.

14.11.2013

В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы одним из основных мероприятий обозначено развитие, разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных. Организация дистанционного обучения является одной их приоритетных точек развития образования, поскольку данные технологии открывают возможности для развития условий обучения детей с ограниченными возможностями, детей, живущих в отдаленных районах, для желающих заниматься самообразованием, а также для развития индивидуальных программ обучения.

Под дистанционными образовательными технологиями мы понимаем образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Плюсом дистанционных образовательных технологий является то, что они весомо дополняют и расширяют традиционные формы организации образовательного процесса. Подобная форма освоения материала возможна для включения в программу на любом из имеющихся уровней образования. Использование дистанционных технологий связано с улучшением технического оснащения общеобразовательного учреждения. С помощью технологий дистанционного обучения осуществляется постоянный доступ обучающихся к учебному материалу, а также консультирование, проведение дискуссий, тестирование знаний и навыков. Обучение посредством дистанционных образовательных технологий могут получать дети-инвалиды, нуждающиеся в обучении на дому.

Внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс способствует повышению квалификационного уровня учителей, как следствие, росту имиджа учреждения и увеличению численности учащихся, обучаемых как в традиционной форме, так и с помощью дистанционных образовательных технологий. Также следует отметить возможность одновременного обучения большего числа учащихся при тех же трудовых издержках на урочную деятельность.

Использование дистанционных технологий в образовательном процессе общеобразовательного учреждения может способствовать развитию или совершенствованию работы методической службы на базе этого учреждения.

Участие в пользовании образовательными услугами на основании дистанционных технологий для сельских образовательных учреждений может сказаться на сохранении образовательного учреждения в сельской местности, а также привести к росту качества образования школьников.

Сегодня мы подводим итоги первого этапа Федеральной целевой программы. Отметим, что в целом достигнуты все задачи Программы, поставленные в рамках проведенных мероприятий. Безусловно, следует отметить развитие дистанционных технологий в образовании.

По данным на 2013 год лидерами по количеству школ, в которых организовано дистанционное обучение, являются Центральный и Приволжский округа. Стоит отметить позитивные тенденции: показатели за этот год по всем округам превышают отчетные данные за прошлый год.

Однако в сфере дистанционного образования есть некоторые проблемы. Основной из них является недостаток или устаревание необходимого оборудования. Во многих школах не хватает компьютеров, в комплексах для организации телеконференций и интерактивного взаимодействия обозначен недостаток мультимедийного оборудования. Часть регионов России  в качестве сдерживающего фактора указывают проблему подключения к высокоскоростному интернету.

На сегодняшний день некоторые регионы указывают на недостаточность нормативной базы, определяющей понятие дистанционного образования и формы его организации. Также отмечают недостаточное количество методических рекомендаций по использованию дистанционного обучения в деятельности школы.

Есть регионы, где зафиксирована проблема с кадровыми ресурсами. С одной стороны, речь идет о дефиците квалифицированных кадров для работы с оборудованием и программным обеспечением, с другой – о недостаточной мотивации, в том числе, связанной с отсутствием доплат педагогам.

Безусловно, еще есть куда стремиться. Для распространения практики использования дистанционных технологий необходимо проводить форумы, совещания, общественные обсуждения по данному направлению среди представителей администрации образовательных учреждений, педагогов и родителей (законных представителей) учащихся. Также необходимо разработать мотивационный механизм для руководителей общеобразовательных учреждений. Для стимулирования внедрения информационных технологий в образование необходимо эффективное перераспределение финансирования на приобретение компьютерной техники для общеобразовательных учреждений региона и обеспечение широкополосным высокоскоростным Интернетом. Таким образом, удастся обеспечить поддержание уже достигнутых результатов в сфере развития дистанционного образования и достичь новых.