Экспертно-аналитические материалы

Проблемы создания условий эффективной поддержки негосударственного сектора дошкольного образования в субъектах Российской Федерации в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» негосударственный сектор дошкольного образования, а именно: частные организации, семейные детские сады, индивидуальные предприниматели, реализующие образовательные программы дошкольного образования, приравнены в правах и обязанностях с государственными и муниципальными образовательными организациями, реализующими те же программы.

09.10.2014

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» негосударственный сектор дошкольного образования, а именно: частные организации, семейные детские сады, индивидуальные предприниматели, реализующие образовательные программы дошкольного образования, приравнены в правах и обязанностях с государственными и муниципальными образовательными организациями, реализующими те же программы. Особенно актуальным вопрос равенства в правах и обязанностях встает в связи с внедрением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, вступившего в действие с 1 января 2014 года. С этого момента не только требования к условиям реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС) стали общими, из этого следуют общие требования к кадровой подготовке всех работников, в том числе негосударственного сектора, по реализации образовательных программ дошкольного образования.

Несмотря на то что в настоящее время наиболее востребованной и самой распространенной остается форма присмотра и ухода за детьми и получения дошкольного образования в группах полного дня в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, развитие негосударственного сектора дошкольного образования находится в фокусе государственной образовательной политики.

Переход к позитивным изменениям необходим в связи с объективным явлением растущего спроса со стороны родителей на получение не только бюджетной услуги, но и разнообразного спектра дополнительных образовательных услуг. Существует заказ отдельных граждан, который выполнить в рамках существующей организационной формы большинства муниципальных дошкольных образовательных организаций (ДОО) затруднительно. В связи с этим развитие негосударственного сектора дошкольного образования может быть привлекательно для общества, индивидуальных предпринимателей, которые хотят открыть организации дошкольного образования, а также для органично развивающихся ДОО, и при этом весьма выгодно для развития системы дошкольного образования в целом. Уже сегодня ряд регионов показывает увеличение доли негосударственного сектора дошкольного образования. Так, например, соотношение мест в негосударственном секторе дошкольного образования к общему количеству мест в ДОО в Самарской области достигает 13 процентов, в то время как в среднем по Российской Федерации это число не превышает 3-5 процентов.

Отсутствие в большинстве регионов эффективных схем поддержки негосударственного сектора в сфере образования для обеспечения широкого спектра образовательных услуг привела к дисбалансу между запросами населения на образование и возможностями системы образования предоставить их согласно потребностям. Наиболее ярко это проявляется в дошкольном образовании.

Резкое уменьшение дошкольных образовательных учреждений произошло в условиях демографического спада. В настоящее время ситуация изменилась, в стране наблюдается прирост рождаемости. Однако в условиях недостатка мест в детских садах количество частных образовательных учреждений дошкольного образования практически не выросло. Чаще всего это связано с трудностями, которые возникают из-за высокой арендной платы, а также при получении необходимых документов и разрешений для осуществления деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Кроме того, не должным образом развита инфраструктура сопровождения раннего развития детей, т.е. остается практически неохваченной часть детей, которые находятся в возрастном диапазоне от 0 до 3 лет. В целом дефицит мест в детских садах сдерживает раннее развитие детей, не позволяет получить качественное дошкольное образование, матерям – своевременно выйти на работу, принимать участие в материальном обеспечении семьи, реализовать профессиональные навыки, карьерные устремления. В результате снижаются репродуктивные намерения и возможности российских семей, экономика теряет квалифицированный трудовой потенциал, бюджеты несут дополнительные расходы на выплату пособий малообеспеченным семьям. Данная проблема не может быть решена только силами государства и местных властей. Необходимо привлечение негосударственных инвестиций, поддержка инициативы предприятий, некоммерческих организаций, граждан по созданию негосударственных организаций дошкольного образования и досуга (НОДОД), в том числе вариативного оказания услуг временного пребывания детей.

На сегодняшний день на федеральном уровне принят ряд документов, которые призваны способствовать обеспечению доступного и качественного дошкольного образования, в том числе за счет развития негосударственного сектора:

1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (поставлена задача принять меры, направленные на ликвидацию очередей на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные учреждения, предусмотрев расширение форм и способов получения дошкольного образования, в том числе в частных дошкольных образовательных учреждениях).

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2579-р (ред. от 17.08.2013) (утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», в котором предусмотрена государственная поддержка социально ориентированных организаций, в том числе реализующих программы дошкольного образования).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 года № 459 «О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования» (создание одного места для дошкольника в негосударственном секторе экономически более выгодно при грамотном подходе к распределению субсидий на модернизацию региональных систем дошкольного образования, которые необходимо направлять в том числе на поддержку развития негосударственного сектора дошкольного образования и развитие вариативных форм предоставления дошкольного образования).

4. Приказ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (согласно ФГОС ДО с 1 января 2014 года финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляется посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат на реализацию образовательной программы, которая должна соответствовать ФГОС дошкольного образования).

Благодаря принятым мерам, проблема обеспечения местами детей с 3 до 7 лет решается довольно быстрыми темпами, но для детей от 0 до 3 лет проблема остается еще очень острой. Необходимо отметить, что данные статистики показывают лишь охват детей местами в дошкольных образовательных организациях (ДОО), но не охват образовательными программами, т.е. о полной доступности дошкольного образования говорить еще рано.

В условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования необходимо формировать механизмы государственно-общественного партнерства, обмена позитивным опытом, оптимальной помощи и контроля со стороны государственных структур в отношении негосударственного сектора дошкольного образования.

Особенно важно в этом направлении обеспечить прозрачность, управляемость и контролируемость. Региональные и муниципальные власти должны с одной стороны четко знать, сколько негосударственных ДОО находятся на их территориях и какого качества образовательные услуги они оказывают, а с другой стороны эффективно поддерживать представителей социально ориентированного бизнеса.

Результаты модернизации региональных систем дошкольного образования в части достижения, проводимой в ходе первого этапа реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, показали актуальность дальнейшего развития негосударственного сектора дошкольного образования. С целью обеспечения условий для дальнейшего развития негосударственного сектора дошкольного образования в субъектах Российской Федерации в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была разработана концепция развития, на основе которой составлены данные методические рекомендации по созданию условий развития негосударственного сектора дошкольного образования.