Экспертно-аналитические материалы

Проведение мониторинга общественного мнения об эффективности реализации мероприятий по развитию государственно-общественного управления образованием на региональном уровне: оценка качества образования

В рамках исследования, проводимого компанией ООО «Консалтинг и менеджмент» в рамках государственного контракта от 11 ноября 2014 г. № 03.018.11.0015 «Проведение мониторинга общественного мнения об эффективности реализации мероприятий по развитию государственно-общественного управления образованием на региональном уровне», была проведена «Оценка качества образования», по результатам опроса педагогического сообщества, учащихся, их родителей (законных представителей) и в целом общественности.

08.07.2015

В рамках исследования, проводимого компанией ООО «Консалтинг и менеджмент» в рамках государственного контракта от 11 ноября 2014 г. № 03.018.11.0015 «Проведение мониторинга общественного мнения об эффективности реализации мероприятий по развитию государственно-общественного управления образованием на региональном уровне», была проведена «Оценка качества образования», по результатам опроса педагогического сообщества, учащихся, их родителей (законных представителей) и в целом общественности.

В соответствии с разработанной технологией мониторинга общественного мнения по оценке эффективности реализации мероприятий по развитию системы государственно-общественного управления образованием на региональном уровне, анализ направления «Оценка качества образования» проводился по нескольким критериям:

• уровень доступности качественного образования;

• кадровое обеспечение;

• материально-техническое и информационное обеспечение;

• содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса;

• личностное развитие обучающегося;

• общественная оценка эффективности мер системы образования по здоровьесбережению обучающихся;

• финансово-экономическая деятельность;

• создание безопасных условий.

В результате проведенного анализа были получены следующие результаты.

Анализ результатов анкетирования по критерию «Уровень доступности качественного образования» в целом показал высокий уровень доступности качественного образования в оценке общественностью возможности быстро оформить ребенка в образовательную организацию. А также довольно высокий уровень удовлетворенности общественности мерами системы образования по обеспечению возможности получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.

К сожалению, общественная оценка доступности использования альтернативных форм образования (самообразование, семейное образование) в целом остается низкой, что говорит о необходимости повышения уровня качества по данному направлению в субъектах Российской Федерации.

Кадровое обеспечение

А вот результаты анализа по критерию «Кадровое обеспечение» имеют среднюю удовлетворенность обучающихся качеством работы педагогов, и более низкую удовлетворенность оценки ИКТ-компетентности кадров, что свидетельствует о необходимости более качественной работы в области использования информационно-коммуникационных технологий педагогами в указанных субъектах Российской Федерации, а также о распространении передовых практик регионов-лидеров по использованию ИКТ.

Материально-техническое и информационное обеспечение

К сожалению, результаты анкетирования по показателю «Удовлетворенность родителей обеспеченностью образовательного процесса в образовательной организации, где обучаются их дети, современным оборудованием и учебной литературой» представляют следующее: абсолютную удовлетворенность отметили 18,78%, среднюю – 18,78%, абсолютную неудовлетворенность – 4,64%.

Содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса

Проведенный анализ по критерию «Содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса» в области профильного образования и применения ИКТ, показал в целом удовлетворенность общественностью профильным образованием и эффективностью применения ИКТ и ИКТ-средств в образовательном процессе. Однако есть необходимость повышения качества профильного образования в образовательной организации. Для повышения качества применения ИКТ и ИКТ-средств в образовательном процессе необходимо: улучшить материально-техническое оснащение образовательной организации и доступ образовательной организации к сети Интернет; повысить компетентность педагогов по применению ИКТ, внедряя дистанционные формы обучения.

Личностное развитие обучающегося

Как показывают данные исследования, за последние 5 лет наблюдается тенденция развития индивидуальных способностей обучающих. Это отмечают более 49% респондентов, однако есть затруднения в оценке этих изменений.

Рисунок 1 - Результаты оценки педагогами динамики умения обучающихся осознавать и развивать индивидуальные способности

Результаты образовательного процесса и их оценка

Проведенный анализ по критерию «Результаты образовательного процесса и их оценка» в области проведение ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе позволяет сделать выводы в целом об удовлетворенности общественности процедурой и порядком проведения ЕГЭ и ГИА.

Рисунок 2 - Результаты удовлетворенности общественности процедурой и порядком проведения ЕГЭ и ГИА

Однако есть необходимость:

• повышения эффективности процедуры оценки качества образования школьников;

• изучения и распространения положительного опыта Псковской, Рязанской, Тюменской, Тульской, Томской, Новосибирской, Новгородской, Кемеровской, Калининградской, Омской, Орловской, Амурской областей, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Карелии и Удмуртской Республики;

• активизировать участие представителей общественности в процедурах независимой оценки качества образования, используя успешный опыт регионов-лидеров: Ульяновской и Еврейской автономной областей.

Финансово-экономическая деятельность

Проведя анализ по критерию «Финансово-экономическая деятельность», отмечается в целом удовлетворенность родителей финансовой деятельностью родительских комитетов в образовательных организациях, а также выявленная потребность населения в дополнительных платных образовательных услугах (занятиях).

Создание безопасных условий

На основании данных и результатов проведенного анализа по критерию «Создание безопасных условий» можно судить о том, что в большинстве регионах уделяется внимание средствам безопасности, соблюдению правил техники безопасности при организации образовательного процесса и соблюдению в образовательных организациях правил антитеррористической безопасности.

(По результатам ГК от 11 ноября 2014 г. № 03.018.11.0015 «Проведение мониторинга общественного мнения об эффективности реализации мероприятий по развитию государственно-общественного управления образованием на региональном уровне», ООО «Консалтинг и менеджмент», ).