Одним из основных принципов модернизации образования в рамках Национальной инициативы «Наша новая школа» является обеспечение соблюдения принципа государственно-общественного управления в деятельности образовательных организаций, в том числе при разработке и реализации основной образовательной программы общего образования.
17.06.2015Одним из основных принципов модернизации образования в рамках Национальной инициативы «Наша новая школа» является обеспечение соблюдения принципа государственно-общественного управления в деятельности образовательных организаций, в том числе при разработке и реализации основной образовательной программы общего образования. При этом цель модернизации на уровне школы заключается в формировании демократического учреждения, в основу которого заложена идея управления на основе сотрудничества всех участников образовательного процесса.
Как известно, чтобы грамотно спланировать действия и достичь оптимального результата, необходимо четко представлять себе существующее положение дел. В том числе, для того, чтобы наиболее объективно оценить эффективность реализации мероприятий по развитию государственно-общественного управления образованием (или, сокращенно, ГОУО) на региональном уровне, полезно знать точку зрения на этот вопрос широкой общественности – тех, кто сталкивается в образовательными процессами постоянно – школьников, их родителей, педагогов и так далее. Это позволяет получить более полную картину о происходящем в системе нашего образования и, в том числе оценить текущий процесс развитию государственно-общественного управления образованием в регионах более полно. И, соответственно, сделать соответствующие выводы и разработать решения по повышению его эффективности.
С этой целью реализуется проект проведения мониторинга общественного мнения об эффективности реализации мероприятий по развитию государственно-общественного управления образованием на региональном уровне.
Цель проведения мониторинга - получение объективной и достоверной информации об эффективности деятельности органов государственно-общественного управления образованием и системы оценки качества образования в регионе.
При проведении мониторинга для получения максимально полной, объективной и полезной информации использовались такие подходы, как:
• масштабность социологических исследований – были задействованы все субъекты Российской Федерации;
• всесторонность – были привлечены все категории респондентов;
• разнонаправленность и общественный характер исследований - сбор мнений и оценок общественности по различным вопросам;
• современные методы социологических исследований;
• доступность инструментария (опросных листов, анкет) для респондентов.
К проведению мониторинга были привлечены различные категории респондентов: обучающиеся, родители обучающихся, педагогические работники, специалисты органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере управления образованием.
Всего в мониторингах приняли участие 23 705 участника из 85 субъектов Российской Федерации.
На рисунке 1 представлено распределение количества заполненных анкет по группам участников.
Рисунок 1 – Распределение количества заполненных анкет по группам участников
Обучающие наиболее активно принимали участие в мониторингах по всем направлениям – 10 544 заполненных анкет, родители обучающихся – 7 651 заполненная анкета, педагогические работники – 5 349 заполненных анкет и специалисты органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере управления образованием, заполнившие наименьшее количество анкет по все направлениям мониторингов – 161 шт.
В социологическом исследовании среди обучающихся приняли участие 9 федеральных округов, 81 субъект РФ. В основном, среди респондентов преобладали городские жители (63%), однако в Южном, Северо-Кавказском, Северо-Западном и Крымском федеральных округах наблюдалось преобладание респондентов из сельской местности. Среди респондентов преобладали обучающиеся в возрасте от 15 до 18 лет (58%), 40% общего числа респондентов составили обучающиеся в возрасте от 10 до 14 лет, и всего лишь 2% респондентов в возрасте старше 18 лет. Такая же тенденция в распределении респондентов по возрасту сохранялась по всем федеральным округам, кроме Крымского федерального округа, в котором значительную часть респондентов составили обучающиеся в возрасте от 10 до 14 лет (71,43%)
В социологическом исследовании среди родителей обучающихся приняли участие 8 федеральных округов, 68 субъектов Российской Федерации. Среди респондентов преобладали родители обучающихся среднего возраста от 36 до 45 лет (50,96%).
В социологическом исследовании среди педагогических работников приняли участие 9 федеральных округов, 73 субъекта Российской Федерации. Исследование проводилось в городе и сельской местности. Среди респондентов наблюдалось незначительное преобладание жителей, проживающих в сельской местности (51%) Практически все респонденты имеют образование по педагогической специальности (95%). При этом обращает на себя внимание Крымский федеральный округ, у респондентов которого нет образования по педагогической специальности
В социологическом исследовании среди специалистов органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере управления образованием приняло участие 6 федеральных округов из 18 субъектов Российской Федерации.
Социологические исследования проводились посредством заполнения представителями общественности анкет на сайте http://rosinfo.pro по следующим направлениям:
• мониторинг общественного мнения о деятельности органов государственно-общественного управления образованием;
• мониторинг общественного мнения по обеспечению информационной открытости;
• мониторинг общественной оценки качества образования.
Полученные результаты будут рассмотрены в следующих статьях.
(По результатам ГК от 11 ноября 2014 г. № 03.018.11.0015 «Проведение мониторинга общественного мнения об эффективности реализации мероприятий по развитию государственно-общественного управления образованием на региональном уровне», ООО «Консалтинг и менеджмент», manager@kimconsult.ru).