Экспертно-аналитические материалы

Проведение мониторинга общественного мнения об эффективности реализации мероприятий по развитию государственно-общественного управления образованием на региональном уровне (продолжение)

В рамках исследования, проводимого компанией ООО «Консалтинг и менеджмент» в рамках государственного контакта от 11 ноября 2014 г. № 03.018.11.0015 «Проведение мониторинга общественного мнения об эффективности реализации мероприятий по развитию государственно-общественного управления образованием на региональном уровне», также был произведен «Мониторинг общественного мнения по обеспечению информационной открытости».

29.06.2015

29.06.2015 Проведение мониторинга общественного мнения об эффективности реализации мероприятий по развитию государственно-общественного управления образованием на региональном уровне (продолжение)

В рамках исследования, проводимого компанией ООО «Консалтинг и менеджмент» в рамках государственного контакта от 11 ноября 2014 г. № 03.018.11.0015 «Проведение мониторинга общественного мнения об эффективности реализации мероприятий по развитию государственно-общественного управления образованием на региональном уровне», также был произведен «Мониторинг общественного мнения по обеспечению информационной открытости».

Анализ данного мониторинга проводился по нескольким направлениям, на которых остановимся подробно:

• информирование участников образовательного процесса о состоянии, проблемах и перспективах развития системы образования,

• разделение общественностью сущности и особенностей текущих преобразований и ключевых ориентиров развития системы образования,

• развитие системы публичной отчетности в системе образования,

• актуальность и востребованность среди населения постоянно действующих сайтов образовательных организаций,

• открытость и гласность деятельности субъектов государственно-общественного управления системой образования,

• сформированность информационного пространства ГОУО региона.

Информирование участников образовательного процесса о состоянии, проблемах и перспективах развития системы образования

Проведенный в этом направлении анализ показал, что из девяти округов Российской Федерации восемь проводят мероприятия по информированию населения о состоянии, проблемах и перспективах развития системы образования среди педагогического состава. В основном это встречи директоров школ с родителями, членами семьи (в каждом округе от 47 до 60 % опрошенных информируются посредством данного мероприятия), примерно треть опрошенных указали в качестве мероприятий в данном направлении публичные семинары с участием родителей, членов их семей и широкой общественности.

Разделение общественностью сущности и особенностей текущих преобразований и ключевых ориентиров развития системы образования

Около половины педагогов разделяют текущие преобразования в системе образования и ключевые ориентиры развития данной системы в разрезе округов РФ, за исключением Иркутской и Ярославской области, Кабардино-Балкарской Республики и Ямало-Ненецкого автономного округа, в которых педагоги в целом не согласны с современными преобразованиями в системе образования.

Необходимо отметить, что около 60% опрошенных родителей и обучающихся положительно относятся к такому ориентиру развития системы образования как равный доступ населения к услугам дошкольного, общего и дополнительного образования в их регионе. Однако педагогическим работникам, органам государственной власти и местного самоуправления в Амурской, Калининградской области, Республике Башкортостан, Республике Тыва, Ханты-Мансийском автономном округе-Югра необходимо обратить внимание на проблемы в восприятии данного направления развития, т.к. в этих регионах данные категории населения не разделяют ориентир на равный доступ населения к услугам образования, при чем особого внимания заслуживает Ханты-Мансийский автономный округ-Югра и Амурская область, в котором и обучающиеся, и родители негативно относятся абсолютно ко всем направлениям современных преобразований системы образования Российской Федерации, а также в целом Дальневосточный федеральный округ, который имеет наибольший удельный вес среди населения, не одобряющего современные изменения с системе образования (среди родителей удельный вес составляет 12,5%, среди обучающихся – от 30% до 45%).

В целом и родители, и обучающиеся согласны с современными ориентирами развития системы образования и поддерживают их. Необходимо отметить, что более 70% обучающихся поддерживают привлечение молодых педагогов к преподаванию. Это заслуживает внимания и является дополнительным основанием для создания комфортных условий работы для молодого преподавательского состава.

Развитие системы публичной отчетности в системе образования

Проведенный анализ показал, что в регионах Российской Федерации основной формой публичной отчетности в системе образования является размещение информации на официальных интернет-ресурсах, на втором месте стоит представление отчетов на очных собраниях и встречах с общественностью. Наименее употребляемыми формами публичной отчетности оказались периодические печатные и электронные издания региона. Несмотря на то, что более половины педагогов, специалистов органов государственной власти и местного самоуправления и самих обучающихся используют интернет-ресурсы для получения информации о деятельности образовательных организаций и органов управления образованием, этот способ получения информации используют менее половины родителей обучающихся, при чем 31,22% родителей не осведомлены о действующей системе публичной отчетности в регионе. Данный факт требует расширения информационной и методической (при необходимости) помощи родителям в сфере доступа к публичной информации с целью их участия в дальнейшем усовершенствовании системы ГОУО в регионах.

Что касается частоты использования публичной отчетности, то как видно на рисунке 1 наиболее часто данной информацией пользуются специалисты органов государственной власти и местного самоуправления, реже данной информацией интересуются педагогические работники, родители же обращаются к системе публичной отчетности реже одного раза в месяц.

Рисунок 1 — Периодичность обращения общественности к системе публичной отчетности

Как показал анализ соблюдения основных требований к информационной открытости образовательных организаций, в среднем по всем регионам эти требования соблюдаются.

Несмотря на положительную ситуацию по соблюдению основных требований к информационной открытости в целом по стране, в Амурской, Калининградской, Калужской, Московской, Ярославской областях, Республике Адыгея, Ставропольском и Забайкальском краях, Ханты-Мансийском автономном округе-Югра и Ямало-Ненецком автономном округе, г. Санкт-Петербург, педагоги и родители не обращаются к публичной информации системы образования по нескольким позициям. Это может быть связано с отсутствием данной информации, сложностью ее поиска, ее некачественным представлением или незаинтересованностью родителей в данной информации.

Актуальность и востребованность среди населения постоянно действующих сайтов образовательных организаций

Анализ данных мониторинга по вопросам, актуальности и востребованности среди населения постоянно действующих сайтов показал, что 2/3 педагогических кадров и 3/4 специалистов органов государственной власти и местного самоуправления регулярно пользуются официальным сайтом ОО, в которой работают или других ОО. Но при этом отметить, что в таких регионах как Еврейская автономная область, Краснодарский край и г. Москва педагоги вообще не используют материалы сайтов ОО.

Родители обучающихся и сами обучающиеся пользуются официальными сайтами ОО реже – зачастую это ограничивается просмотром разделов и новостей, при чем родители Амурской, Волгоградской, Кировской, Новосибирской областей, Ставропольского и Хабаровского краев вообще не пользуются материалами сайтов, а удельный вес обучающихся, которые не интересуются информацией, представленной на сайте составляет 27,17%.

Открытость и гласность деятельности субъектов государственно-общественного управления системой образования

Несмотря на большой удельный вес педагогического состава и специалистов органов государственной власти и местного самоуправления, которые считают работу субъектов государственно-общественного управления системой образования (родительских комитетов, общественных или попечительских советов) в регионе достаточно открытой (66,41% и 68,38% соответственно), 40,42% родителей обучающихся (22% регионов, попавших в выборку) оценивают информацию предоставляемую данными организациями как труднодоступную или закрытую.

Сформированность информационного пространства ГОУО региона

Анализ результатов анкетирования показал, что 2/3 педагогов и специалистов органов государственной власти и местного самоуправления информированы о наличии сайта, посвященного государственно-общественному управлению образованием. За отражением актуальной информации о ГОУО, постоянным обновлением контента сайтов следят 65,46% педагогов.

А вот что касается информированности родителей обучающихся о наличии сайтов и разделов, посвященных государственно-общественному управлению образованием в регионах, то около половины данной категории населения не имеют представления о таком виде ресурса.

Между тем, использование сайтов для информирования о развитии системы образования, существующих новых методах государственно-общественного управления образованием, проведении опросов общественного мнения о качестве образования способствует усовершенствованию образовательной системы. В том числе посредством быстрого реагирования руководства на результаты опросов общественного мнения в сфере информационной открытости образования, что как следствие способствует повышению качества принимаемых управленческих решений.

(По результатам ГК от 11 ноября 2014 г. № 03.018.11.0015 «Проведение мониторинга общественного мнения об эффективности реализации мероприятий по развитию государственно-общественного управления образованием на региональном уровне», ООО «Консалтинг и менеджмент», manager@kimconsult.ru).