Экспертно-аналитические материалы

Развитие и распространение современных образовательных и организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В рамках реализации проекта «Организация и проведение комплексного анализа развития общего образования на основе социологических исследований в целях развития и распространения моделей успешной социализации детей», осуществляемого в рамках подмероприятия 2.8 «Повышение квалификации работников сферы образования в целях распространения современных моделей успешной социализации детей»

09.09.2015

В рамках реализации проекта «Организация и проведение комплексного анализа развития общего образования на основе социологических исследований в целях развития и распространения моделей успешной социализации детей»,  осуществляемого в рамках подмероприятия 2.8 «Повышение квалификации работников сферы образования в целях распространения современных моделей успешной социализации детей» мероприятия 2 «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей» задачи 1 «Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития» Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы в 2015 году проведены 7 социологических исследований (с 23 марта по 15 апреля 2015 года), одно из которых посвящено вопросам развития и распространения современных образовательных и организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 

В ходе проведения исследования были получены результаты, представленные в данной статье.

В качестве современных моделей успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе общего образования можно выделить следующие:

• модель получения образования этими детьми в неспециализированных организациях вместе с остальными детьми при условии сопровождения образовательного процесса «узкими» специалистами-педагогами (модель 1);

• модель обеспечения работы консультационных пунктов для опекунских семей и патронатных семей, в которых проживают дети-сироты и (или) дети, оставшиеся без попечения родителей (модель 2);

• модель реализации системы мероприятий, обеспечивающих защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (модель 3);

• модель обеспечения наблюдения за семьями детей, получающих образование в образовательных организациях, и раннего вмешательства в возникающие проблемы семей со стороны специалистов (специально созданных структур) этой образовательной организации (модель 4);

• модель обеспечения наблюдения за семьями детей, получающих образование в образовательных организациях, и раннего вмешательства в возникающие проблемы семей со стороны специалистов (специально созданных структур) муниципальных (региональных) органов соцзащиты, опеки и т.п. (модель 5);

• модель реализации мероприятий по пропаганде и привитию ответственного отношения взрослых к своим семьям и детям (модель 6);

• модель поддержки и стимулирования деятельности общественных объединений и организаций по обеспечению социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (модель 7);

• модель развития систем льгот и мер социальной поддержки для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (модель 8);

• модель просветительской и коррекционной работы с людьми, имеющими полные семьи, для их продуктивного и позитивного общения с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (модель 9);

• модель повышения квалификации и профессиональной подготовки (переподготовки) педагогических работников образовательных организаций по программам, обеспечивающим социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (модель 10);

• модель обеспечения доступности качественного образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через разработку финансовых нормативов для получения образования такими детьми в образовательных организациях по месту жительства (модель 11);

• модель создания и реализации федеральных, региональных, муниципальных программ по обеспечению социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (модель 12);

• модель сопровождения со стороны социальных служб, служб занятости детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончивших школы до момента их трудоустройства и получения постоянного жилья (модель 13);

• модель организации межведомственного взаимодействия на федеральном, региональном и муниципальном уровне для обеспечения сопровождения и социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для обеспечения профилактики социального сиротства (модель 14);

• модель организации строительных отрядов, рабочих бригад (в том числе, за счет трудоустройства по линии службы занятости населения) (модель 15).

• Среди них наиболее распространенными являются 2 модели (рисунок 1):

• модель обеспечения работы консультационных пунктов для опекунских семей и патронатных семей, в которых проживают дети-сироты и (или) дети, оставшиеся без попечения родителей (модель 2)

• модель обеспечения работы консультационных пунктов для опекунских семей и патронатных семей, в которых проживают дети-сироты и (или) дети, оставшиеся без попечения родителей (модель 4).

Рисунок 1 – Степень распространения моделей социализации

Также стоит отметить, что все указанные модели реализуются в каждом из федеральных округов (рисунок 2).

Рисунок 2 – Распространение моделей социализации по округам

Ход и особенности реализации моделей, а также полученные результаты активно освещаются в газетах, на телевидении, и новостных Интернет-ресурсах. Данный факт подтверждают 70,08% опрошенных, при этом на необходимость такого информирования указали 66,4% респондентов (рисунок 3). Анализируя анкеты учеников в 2014 и в 2015годах заключаем, что потребность в информировании возросла с 60% до 66,4%.

Рисунок 3 – Необходимость информирования по вопросу освещения положительного опыта социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В разрезе округов по вопросу освещения положительного опыта социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в газетах, на телевидении, в Интернете лидерами являются Южный Федеральный округ, Центральный Федеральный округ, Северо-Западный округ с результатами 47%, 34%, 34% соответственно (рисунок 4).

Рисунок 4 – Освещение положительного опыта социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в газетах, на телевидении, в Интернете

Для учеников основными источниками информации об особенностях общения с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, выступают родители (32,9%) образовательные организации (28,78%) и волонтерские организации (6,00%), где с учениками ведутся беседы по вопросам взаимоотношений с такими детьми. Учащиеся научились общению в процессе общения с людьми с ограниченными возможностями здоровья (26,06%) (рисунок 5).

Рисунок 5 – Источники информации об особенностях общения с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Источники знаний учеников о правилах общения с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей по округам (рисунок 6).

Рисунок 6 – Источники знаний учеников о правилах общения с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Также способствует распространению современных моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, работа стажировочных площадок. Их наличие подтверждено 82,14% опрошенных.

Таким образом, основываясь на результатах проведенного исследования можно судить о том, что степень распространения существующих образовательных и организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, находится на среднем уровне.

(По результатам ГК от 01.08.2013 N 08.028.11.0038, проект «Организация и проведение комплексного анализа развития общего образования на основе социологических исследований в целях развития и распространения моделей успешной социализации детей», Институт проблем образовательной политики «Эврика», mail@social-model.ru).