Новости образования • Информация о ходе реализации ФЦПРО 2016-2020 • Реализация проектов в сфере образования
Личный кабинет
Экспертно-аналитические материалы

Реализация модели инклюзивного образования как одного из способов обеспечения современных условий обучения детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов

В рамках реализации мероприятия федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей» во всех субъектах Российской Федерации разрабатываются и реализуются модели успешной социализации детей, в том числе модели социализации детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов.

27.05.2014

В рамках реализации мероприятия федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей» во всех субъектах Российской Федерации разрабатываются и реализуются модели успешной социализации детей, в том числе модели социализации детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов. Эти модели направлены не только на адаптацию детей к социуму, но и подразумевают создание современных условий для их обучения. Одной из моделей социализации детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов является модель инклюзивного образования, которая предусматривает совместное обучение и воспитание детей  с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений в общеобразовательных организациях.

На специально созданном в 2013 году портале для проведения социологических исследований в целях развития и распространения моделей успешной социализации детей (http://www.social-model.ru/index/about) размещены данные проведенного в феврале-марте 2014 года анкетирования по теме «Социализация детей с ОВЗ и детей-инвалидов», целью которого было выявление реализуемых в субъектах Российской Федерации моделей, степени их распространения и успешных практик их реализации. Одной из оцениваемых моделей была модель инклюзивного образования. По результатам ответов респондентов (родители, учащиеся, представители общественности) на вопросы анкеты оценим степень распространения этой модели на территории Российской Федерации,  мнение респондентов о наличии необходимых условий для ее реализации.

 В феврале-марте 2014 года в анкетировании приняли участие 3179 представителей общественности, 3039 учащихся, 846 родителей учащихся со всех федеральных округов Российской Федерации. Участие в анкетирование мог принять любой желающий. Наибольшую активность проявили представители общественности и учащиеся Свердловской (258 и 488 анкет), Тюменской областей (168 и 319 анкет) и республики Татарстан (172 и 270 анкет), родители учащихся Свердловской области (86 анкет), республик Калмыкия (60 анкет) и Татарстан (57 анкет).

Результаты анализа анкет представителей общественности.

1. Во всех федеральных округах имеются общеобразовательные организации, в которых получают образование и дети с ОВЗ, и дети, не имеющие таких ограничений. При этом, по мнению более половины представителей общественности, в 6 федеральных округах в таких общеобразовательных организациях дети с ОВЗ и дети-инвалиды обучаются в специальных коррекционных группах (классах)  (Таблица 1). Только в Южном (Астраханская (58,46 %), Волгоградская области (71,43%), республики Калмыкия (85,33%), Адыгея (58,33%), Краснодарский край (64,22%)) и Сибирском (Алтайский край (81,58%), Красноярский край (58,33%)) федеральных округах более 50% опрошенных ответили, что дети с ОВЗ и дети-инвалиды обучаются с детьми, не имеющими ограниченных возможностей здоровья.

2. При оценке эффективности моделей социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов большее количество респондентов из 7 федеральных округов отдали предпочтение модели «Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в специализированных образовательных организациях» (модель 1) перед моделью «Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных организациях вместе с детьми, не имеющими ограниченных возможностей здоровья при условии сопровождения образовательного процесса «узкими» специалистами-педагогами и специалистами-медиками» (модель 2). Только в Северо-Кавказском федеральном округе (республика Ингушетия (26% опрошенных)) большее предпочтение у модели 2, что, скорее всего, связано ее реализацией в этом регионе.

3. Только в трех федеральных округах (Центральном (54,13%), Южном (44,49%) и Северо-Западном (51,72 %)) более  45% респондентов ответили, что в общеобразовательных организациях имеется необходимая инфраструктура и техническое обеспечение для создания комфортных условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: Белгородская (60%), Брянская (63,6%), Липецкая (72,9%), Орловская (77,8%), Тамбовская (57,1%), Воронежская (61,1%), Ростовская (55,6%), Волгоградская (57,1), Архангельская (77,8%), Псковская (70%), Вологодская (53,8%) области г. Москва (62,1%), г. Санкт-Петербург (75%).

4. На вопрос о доступности качественного образования детям с ОВЗ в общеобразовательных организациях во всех федеральных округах более половины опрошенных ответили положительно (Таблица 1).

Таблица 1 – Результаты анкетирования представителей общественности

Вариант ответа

Федеральные округа (% ответов)

ЦФО

С-К ФО

ЮФО

С-З ФО

Сиб.ФО

Урал.ФО

Приволж.ФО

Дальне-вост.ФО

Доля представителей общественности, считающих, что обучение детей с ОВЗ в их населенном пункте осуществляется:

В образовательных организациях, где получают образование только дети с ОВЗ

45,39

49,4

26,39

40,74

28,39

30,67

39,73

35,98

В образовательных организациях, где получают образование и дети с ОВЗ, и дети, не имеющие таких ограничений

54,61

50,6

73,61

59,26

71,61

69,33

60,27

64,02

Доля представителей общественности, которые ответили, что дети с ОВЗ получают образование в:

Специальных коррекционных группах (классах)

55,67

65,63

34,54

50,24

46,95

50,79

53,28

51,55

Вместе с детьми, не имеющими таких ограничений

44,33

34,37

65,46

49,76

53,05

49,21

46,72

48,45

Доля представителей общественности, которые считают, что наиболее эффективной моделью социализации детей, имеющих ОВЗ, является:

Модель 1

12,76

10,49

12,09

10,9

11,99

11,31

11,93

12,62

Модель 2

8,91

15,38

9,74

9,71

9,84

8,96

9,09

8,77

Другие модели

78,33

74,13

78,17

79,39

78,17

79,73

78,98

78,61

Доля представителей общественности, которые ответили, что в их регионе (муниципалитете) реализуется следующая модель социализации детей с ограниченными возможностями здоровья:

Модель 1

17,12

9

13,57

13,56

15,14

15,21

16,54

15,67

Модель 2

9,61

20,76

10,24

10,4

10,92

11,11

8,47

8,96

Другие модели

73,27

70,24

76,19

76,04

73,94

73,68

74,99

75,37

Доля представителей общественности, которые ответили на вопрос о наличии в образовательных организациях населенного пункта необходимой инфраструктуры и технического обеспечения для создания комфортных условий обучения детей с ОВЗ, следующим образом:

Необходимая инфраструктура и техническое обеспечение имеется

54,13

26,09

44,49

51,72

39,32

42,59

39,64

40,52

С инфраструктурой и техническим обеспечением большие проблемы

45,87

73,01

55,51

48,28

60,68

57,41

60,36

59,48

Доля представителей общественности, которые ответили на вопрос о доступности качественного образования детям с ОВЗ в образовательных организациях, следующим образом:

Доступно – все зависит от желания обучающегося получать его

58,82

43,37

62,79

57,64

66,67

59,47

59,66

63,68

Доступно, но за деньги родителей (репетиторы, платные курсы, кружки, факультативы)

29,41

26,51

24,25

27,09

20

25,25

28,03

22,63

Не доступно

11,76

30,12

12,96

15,27

13,33

15,28

12,31

13,69

Таким образом, по мнению большинства представителей общественности во всех федеральных округах реализуется модель инклюзивного образования, при которой дети с ОВЗ и дети-инвалиды обучаются в одной общеобразовательной организации с детьми, не имеющими ограничений по здоровью. Также более половины опрошенных во всех федеральных округах считают, что качественное образование доступно детям с ОВЗ. При этом существуют проблемы, которые необходимо решать для развития инклюзивного образования. Например, в большинстве федеральных округов более 50 % представителей общественности полагают, что в образовательных  организациях не развита инфраструктура, нет или не хватает необходимого технического обеспечения для создания комфортных условий обучения детей с ОВЗ.

В следующем выпуске электронного издания будут проанализированы результаты анкетирования  родителей учащихся и самих учащихся.

Факт реализации модели подтвердили почти 44 % опрошенных респондентов.

ФО – федеральный округ,  ЦФО- Центральный, С-К ФО – Северо-Кавказский, ЮФО – Южный, С-З ФО – Северо-Западный, Сиб.ФО – Сибирский, Урал. ФО – Уральский, ,Приволж. ФО – Приволжский, Дальневост. ФО – Дальневосточный.