Экспертно-аналитические материалы

Региональный опыт реализации инновационных образовательных программ и проектов эффективной социализации выпускников образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Проблема постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их адаптация к самостоятельной жизни, остается на данный момент актуальной социальной проблемой. В ряде регионов Российской Федерации накоплен позитивный опыт обеспечения успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

18.09.2014

Проблема постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их адаптация к самостоятельной жизни, остается на данный момент актуальной социальной проблемой. В ряде регионов Российской Федерации накоплен позитивный опыт обеспечения успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Материалы об актуальных стратегиях в сфере социализации и социально-психологического сопровождения выпускников образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на региональном уровне изучались на основе открытых источников: научных работ, статей, материалов конференций, круглых столов, семинаров. Обобщенная информация позволила собрать сведения о программах, проектах и о региональных моделях постинтернатного сопровождения детей-сирот.

Анализ регионального опыта реализации инновационных образовательных программ и проектов позволяет выделить ряд точек роста, которые могут стать основой для дальнейшего развития системы социальной адаптации выпускников образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Так, в Иркутской области действует программа социальной адаптации, которая направлена на повышение правовой и экономической грамотности, культуре взаимоотношений в семье, навыкам формирования семейного бюджета, здоровому образу жизни и организации культурного досуга. Одним из основных направлений является помощь в решении жилищных вопросов и вопросов трудоустройства. На сегодняшний день разрабатывается программа по интеграции в единую систему существующих центров и постинтернатных отделений с организациями  профессионального образования.  Составлены карты сопровождения 2066 выпускников, где указаны не только паспортные данные бывшего воспитанника, но и все его проблемы, связанные с жильем, трудоустройством, профессиональным образованием – и там же изложен план работы педагогов по их решению.

На протяжении многих лет московский Центр диагностики и консультирования «Участие» занимается разработкой специальных обучающих, развивающих и коррекционных программ. Большое внимание уделяется социализации детей с девиантным поведением, детей из неблагополучных семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Особого внимания заслуживает инновация в Санкт-Петербурге, где действует региональный общественный благотворительный фонд «Содействие», который реализует специальные программы предпрофессиональной подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действует программа «Студент», цель которой – помощь детям-сиротам желающим получить высшее образование посредством оплаты подготовительных курсов, приобретение необходимых учебных пособий, консультирования.

В Волгоградской области благотворительный фонд «Путевка в жизнь» реализует комплексную программу по трудоустройству выпускников детских домов, организацию и проведение тренингов по развитию коммуникативных навыков и формированию позитивных жизненных целей.

Как показывает анализ практики в субъектах Российской Федерации (Белгородская, Калужская, Кемеровская, Ленинградская, Московская, Новосибирская, Смоленская области, Пермский край, Ямало-Ненецкий автономный округ), успешная социализация выпускников достигается за счет проектирования развивающей среды для детей-сирот, дополнительного образования и предпрофессиональной подготовки.

Следует отметить, что в настоящее время предпрофессиональная подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в субъектах Российской Федерации, осуществляется по программам, составленным на основе адаптированных федеральных государственных стандартов. Программы рассчитаны в общей сложности на два года обучения. Основной принцип их реализации ? обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности обучающихся.

Обращает на себя внимание информационная поддержка процесса социальной адаптации со стороны организаций, занимающихся постинтернатным сопровождением выпускников посредством создания специальных информационных порталов или размещения соответствующих разделов на сайтах органов управления образования. Основными направлениями информационных ресурсов являются: маршруты постинтернатной адаптации, возможности трудоустройства, варианты продолжения образования, конструктивная организация досуга, сохранение и укрепление здоровья, психологическая помощь, информация об альтернативных формах проживания.

Таким образом, на основе анализа регионального опыта постинтернатного сопровождения и социализации детей-сирот можно выделить ряд перспективных практик. К ним относятся: формирование индивидуальных программ постинтернатной подготовки, консультативная и диагностическая помощь выпускникам, нормативно-правовое регулирование постинтератного сопровождения, информационная поддержка, создание льготных условий для поступления в образовательные организации среднего профессионального и высшего образования. А также координации усилий по обеспечению социальной адаптации со стороны общественных организаций, органов государственной власти, образовательных организаций, в широком смысле – кураторство, которое может иметь формы, как государственного патроната, так и частно-государственного партнерства, так и патроната со стороны общественных, религиозных, благотворительных и других организаций.

Стажировочными площадками внедряются инновационные подходы в работе по повышению квалификации специалистов, осуществляющих деятельность по социализации выпускников образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и трансляции передового опыта по направлению социальной адаптации.

Например, на базе стажировочных площадок Тамбовской области по итогам 2013 года были проведены мероприятия по трансляции инновационного опыта повышения квалификации по направлениям социализации выпускников образовательных организаций для детей-сирот и  детей, оставшихся без опеки родителей. В Оренбургской области успешно транслируется опыт по поддержки всех видов замещающих семей, вопросы развития форм семейного устройства детей-сирот, эффективности реализации программ подготовки кандидатов в замещающие родители и сопровождения замещающих семей. Были организованы психологические, юридические и методические консультации для приемных родителей.

Успешным примером реализации инновационных подходов является Пермский край, где разработаны программы по обеспечению выпускников образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем в рамках комплексных программ социализации выпускников образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Опыт успешно транслируется стажировочными площадками региона.

В Чувашской Республике разработаны и внедрены программы повышения квалификации по направлениям: карта сопровождения замещающей семьи, комплексная социально-реабилитационная программа для детей, воспитывающихся в замещающих семьях, формирование ценностей сознательного материнства и отцовства, подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни, профилактика жестокости и насилия.

Следует отметить, что в Хабаровском крае проводятся краевые семинары по социальной адаптации детей из группы социального риска, прежде всего детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Семинары включают в себя тренинги, посещение образовательных организаций, реализующих инновационные подходы в направлении социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Лучшие предложения по реализации эффективных моделей и практик социальной адаптации публикуются в сборниках методических материалов. Традиционной формой повышения квалификации и переквалификации специалистов выступают следующие формы обучения: деловые игры, тренинги, практические занятия, интерактивные мероприятия, практико-ориентированные семинары.

Промежуточные результаты работы стажировочных площадок оформляются в виде: программно-методических материалов, материалов практико-ориентированных семинаров, сборников публикаций международных и всероссийских конференций по вопросам оценки достигнутых результатов. Примерами популяризации успешного внедрения образовательных программ и проектов эффективной социализации передового опыта могут служить:

• межрегиональная научно-практическая конференция «Постинтернатное сопровождение детей-сирот: успешные практики, технологии, нормативное обеспечение» (Смоленская область);

• проблемно-ориентированный семинар «Организация постинтернатного сопровождения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Кемеровская область);

• конференция «Новые возможности поддержки выпускников» (Московская область);

• семинар, посвящённый проблемам постинтернатной адаптации выпускников (Калининградская область).

Анализ программ, разработанных федеральными, региональными и муниципальными институтами показывает, что акцент делается на разработку алгоритма сопровождения выпускников детских домов и замещающих семей. В большинстве программ подчеркивается, что обязательным условием успешной постинтернатной адаптации выпускника в обществе является его подготовка к самостоятельной жизни и оказание дальнейшей помощи выпускникам детских домов и замещающих семей на этапе независимого проживания. Наиболее эффективным решением является создание системы постпопечительского патроната над выпускником со стороны постинтернатного воспитателя.

Таким образом, опыт, накопленный специалистами по социальной адаптации выпускников образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представлен в виде совокупности подходов, концепций, моделей, программ и методических указаний по организации процесса социальной адаптации.

Необходимость выделения и трансляции инновационных подходов по социализации, обусловлена задачей повышения эффективности социальной адаптации выпускников и оптимизации отечественной системы образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и постинтернатного сопровождения. Для его трансляции возникает необходимость использования различных схем повышения квалификации и проектирования средств обучения, в том числе с использованием дистанционных и электронных технологий. Проектирование новых средств обучения и переподготовки специалистов, позволит повысить эффективность процесса социальной адаптации детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, как одной из основных задач образовательной и социальной политики.