В рамках реализации проекта «Организация и проведение комплексного анализа развития общего образования на основе социологических исследований в целях развития и распространения моделей успешной социализации детей», осуществляемого в рамках подмероприятия 2.8 «Повышение квалификации работников сферы образования в целях распространения современных моделей успешной социализации детей»
28.09.2015В рамках реализации проекта «Организация и проведение комплексного анализа развития общего образования на основе социологических исследований в целях развития и распространения моделей успешной социализации детей», осуществляемого в рамках подмероприятия 2.8 «Повышение квалификации работников сферы образования в целях распространения современных моделей успешной социализации детей» мероприятия 2 «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей» задачи 1 «Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития» Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы в 2015 году проведены 7 социологических исследований (с 23 марта по 15 апреля 2015 года), одно из которых посвящено вопросам развития и распространение современных моделей формирования культуры безопасного образа жизни, развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся.
В ходе проведения исследования были получены результаты, представленные в данной статье.
Современными моделями формирования культуры безопасного образа жизни, развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся являются:
• проведение воспитательных мероприятий со всеми с детьми в рамках образовательного процесса (модель 1);
• проведение мероприятий с детьми, относящихся к «группе риска» (дети из неблагополучных семей, дети-сироты, дети, находящиеся на учете в детской комнате милиции) в рамках дополнительных занятий (модель 2);
• проведение массовых мероприятий в рамках дополнительного образования (конкурсы, фестивали и др.) (модель 3);
• работа в учреждении психолого-педагогической комиссии по профилактике наркозависимости, табакокурения и других негативных проявлений в детской среде (модель 4);
• организация взаимодействия на условиях договоров (возмездных и безвозмездных) с коммерческими организациями, реализующих программы по формированию культуры безопасного образа жизни, профилактики наркозависимости, табакокурения и др. (модель 5);
• организация взаимодействия на условиях договоров (возмездных и безвозмездных) с общественными организациями, реализующими программы по формированию культуры безопасного образа жизни, профилактики наркозависимости, табакокурения и др. (модель 6);
• обеспечение финансово-экономической самостоятельности образовательных организаций, расширения платных услуг населению по программам формирования культуры безопасного образа жизни, профилактики наркозависимости, табакокурения и др. (модель 7);
• создание и реализация федеральных, региональных, муниципальных программ по формированию культуры безопасного образа жизни, профилактики наркозависимости, табакокурения и др. (модель 8);
• обеспечение повышения квалификации работников образовательных организаций для овладения необходимыми компетентностями, обеспечивающими качественную реализацию программ формирования культуры безопасного образа жизни, профилактики наркозависимости, табакокурения и др. (модель 9).
Анализ проведенных исследований показал, что наибольшее распространение получили воспитательные мероприятия с детьми в рамках образовательного процесса, мероприятия с детьми, относящимися к «группе риска» (дети из неблагополучных семей, дети-сироты, дети, находящиеся на учете в детской комнате милиции) в рамках дополнительных занятий, массовые мероприятия в рамках дополнительного образования (конкурсы, фестивали и др.) (56%). Данные представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Степень распространения моделей социализации
Во всех федеральных округах используются указанные типы моделей социализации по направлению формирования культуры безопасного образа жизни, развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся. Модель проведения воспитательных мероприятий со всеми с детьми в рамках образовательного процесса используется во всех округах более всего. Так, более 20% респондентов во всех округах указали использование этой модели (рисунок 2).
Рисунок 2 – Распространение моделей социализации по округам
Отметим, что мероприятия по формированию культуры безопасного образа жизни, развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся проводятся регулярно, отмечают 90,83% респондентов учителей. По федеральным округам наибольшие показатели регулярности таких мероприятий отмечены в Центральном федеральном округе (97%) и Уральском федеральном округе (96%) (рисунок 3).
Рисунок 3 – Регулярность проведения в образовательных организациях мероприятий по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни детей по округам
Респонденты отметили основные формы проведения мероприятий по формированию культуры безопасного образа жизни, развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся: в форме лекций, бесед, классных часов и т.д. – 61,64%; в форме интерактивных уроков и психологических тренингов и т.д. – 31,15%
Данные по федеральным округам представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 – Формы проведения профилактических работ в образовательных организациях по округам
Преимущественной формой работы в этом направлении в большинстве округов остается проведение лекций, классных часов.
Следует отметить, что лидирующие в этом направлении округа не уделяют достаточно внимания современным методам обучения: так, соотношение традиционных форм работы (лекции, классные часы) и инновационных форм (интерактивные уроки, психологические тренинги) выглядит следующим образом:
• Дальневосточный федеральный округ (соответственно 55% и 31%);
• Северо-Кавказский федеральный округ (59% и 30%);
• Сибирский федеральный округ (63% и 33%).
По вопросу оценки уровня организации и проведения мероприятий по формированию информационной безопасности детей в сети Интернет в муниципалитете наблюдаются следующие данные: оценка отличное – 6,88%; хорошее – 63,56%; посредственное – 27,53%; плохое – 1,62% (рисунок 5).
Рисунок 5 – Оценка уровня организации и проведения мероприятий по формированию информационной безопасности детей в сети Интернет
По вопросу, с какими проблемами Интернет-безопасности сталкиваются чаще всего, учащиеся ответили следующим образом (рисунок 6):
Рисунок 6 – Проблемы Интернет-безопасности по мнению учащихся
Таким образом, с учетом разнообразия возможных моделей формирования культуры безопасного образа жизни, развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся следует отметить в целом достаточный масштаб их внедрения.
(По результатам ГК от 01.08.2013 N 08.028.11.0038, проект «Организация и проведение комплексного анализа развития общего образования на основе социологических исследований в целях развития и распространения моделей успешной социализации детей», Институт проблем образовательной политики «Эврика», mail@social-model.ru).