Экспертно-аналитические материалы

Результаты исследований по вопросам развития техносферы деятельности организаций дополнительного образования детей исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности

В рамках реализации проекта «Организация и проведение комплексного анализа развития общего образования на основе социологических исследований в целях развития и распространения моделей успешной социализации детей», осуществляемого в рамках подмероприятия 2.8 «Повышение квалификации работников сферы образования в целях распространения современных моделей успешной социализации детей»

24.09.2015

В рамках реализации проекта «Организация и проведение комплексного анализа развития общего образования на основе социологических исследований в целях развития и распространения моделей успешной социализации детей»,  осуществляемого в рамках подмероприятия 2.8 «Повышение квалификации работников сферы образования в целях распространения современных моделей успешной социализации детей» мероприятия 2 «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей» задачи 1 «Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития» Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы в 2015 году проведены 7 социологических исследований (с 23 марта по 15 апреля 2015 года), одно из которых посвящено вопросам развития техносферы деятельности образовательных организаций дополнительного образования детей исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности.

В ходе проведения исследования были получены результаты, представленные в данной статье.

К основным моделям развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности относятся:

• закупка оборудования под имеющиеся, в образовательных организациях дополнительного образования детей, программы исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности (модель 1);

• закупка оборудования под перспективные (возможно пока не реализующиеся в образовательных организациях) программы дополнительного образования детей программы исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности (модель 2);

• оснащение муниципальных и региональных технологических центров современным оборудованием и обеспечение реализации на базе этих центров частично или полностью программ дополнительного образования детей исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности (модель 3);

• организация сетевого взаимодействия с целью предоставления технологического ресурса друг другу образовательными организациями, реализующими программы дополнительного образования детей исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности (модель 4);

• организация взаимодействия на условиях договоров (возмездных и безвозмездных) организаций, реализующих программы дополнительного образования детей исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности (модель 5);

• обеспечение финансово–экономической самостоятельности образовательных организаций, расширения платных услуг населению, обновление техносферы для реализации программ исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности за счет внебюджетных поступлений (модель 6);

• обеспечение обновляемости техносферы реализации программ дополнительного образования детей исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности, через разработку и внедрение специальных финансовых нормативов финансирования этих программ на базе образовательных организаций, имеющих соответствующую лицензию для реализации таких программ (модель 7);

• создание и реализация федеральных, региональных, муниципальных программ по обеспечению обновляемости техносферы реализации программ дополнительного образования детей исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности (модель 8);

• обеспечение повышения квалификации работников образовательных организаций для овладения необходимыми компетентностями, обеспечивающими качественную реализацию программ дополнительного образования исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности на современном технологическом оборудовании (модель 9);

• создание преференций экономическим организациям исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности для их выхода на рынок услуг по реализации программ дополнительного образования детей по программам исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности (модель 10).

Анализируя ответы респондентов по вопросу о наиболее распространенных моделях развития техносферы, можно сделать вывод о том, что наибольшее распространение получили пути развития техносферы через:

закупку оборудования под имеющиеся в образовательных организациях дополнительного образования детей программы исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности, о чем свидетельствует 17,16% (21% - в 2014 г.) опрошенных;

оснащение муниципальных и региональных технологических центров современным оборудованием и обеспечение реализации на базе этих центров частично или полностью программ дополнительного образования детей исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности. О том, что наибольшее распространение получила именно эта модель развития, свидетельствуют 17,22% (15% - в 2014 г.) респондентов.

В достаточной степени распространены также модель развития техносферы посредством организации сетевого взаимодействия с целью предоставления технологического ресурса друг другу образовательными организациями, реализующими программы дополнительного образования детей исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности, этот факт отметили 12,33% (11% - в 2014 г.) респондентов, а также модель обеспечения повышения квалификации работников образовательных организаций для овладения необходимыми компетентностями, обеспечивающими качественную реализацию программ дополнительного образования исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности на современном технологическом оборудовании, это отметили 11,55% (15% - в 2014 г.) опрошенных. На рисунке 1 представлено распределение всех моделей развития техносферы по степени распространения.

Рисунок 1 – Степень распространения моделей социализации

Наряду с этим следует также уделить особое внимание вопросу посещения учениками занятий по исследовательскому, инженерному, техническому и конструкторскому направлениям. Анализируя ответы обучающихся, следует отметить, что во всех федеральных округах Российской Федерации практически отсутствует практика проведения таких занятий в образовательных организациях.

На степень развития техносферы деятельности организаций дополнительного образования детей значительное влияние оказывают также методы, с помощью которых обеспечивается интерес обучающихся к работе по данным направлениям.

В ходе проведения опроса в 2014 году обучающихся большинством респондентов было отмечено, что эффективнее всего к посещениям таких занятий обучающихся мотивирует то, что занятия организованы в форме дополнительных в рамках основного образовательного процесса. Об этом свидетельствуют 21,8% опрошенных. В 2015 году учащиеся (18,54%) отметили, что бесплатные занятия в кружке мотивируют посещение занятий по исследовательскому, инженерному, конструкторскому направлению.

Еще одним фактором, который в значительной мере повысил интерес обучающихся к работе по таким направлениям, является организация занятий по данной тематике на бесплатной основе, этот факт был отмечен большинством обучающихся Приволжского, Сибирского, Уральского и Центрального федеральных округов. По мнению учащихся, наличие льгот при поступлении в технические ВУЗы является недостаточным стимулом для посещения занятий по исследовательскому, инженерному, техническому, конструкторскому направлениям. В большинстве округов данный метод отметили наименьшее количество респондентов.

Значительное влияние на распространение моделей социализации данного направления оказывает факт освещения положительного опыта работы в средствах массовой информации. Рассмотрев результаты опроса респондентов в разрезе федеральных округов, можно прийти к выводу, что на территории Российской Федерации практически повсеместно распространена подобная практика.

Степень развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей также характеризует такой показатель как регулярность приобретения и обновления оборудования для обеспечения деятельности детей в рамках программ дополнительного образования.

Анализируя все перечисленные выше показатели, характеризующие степень распространения моделей развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей, можно отметить, что на данном этапе реализация мероприятий моделей – недостаточно распространенное явление, о чем свидетельствуют такие факторы, как низкая степень посещаемости обучающимися подобных занятий по данным направлениям, а также устаревшее оборудование для организации дополнительного образования детей в образовательных организациях большинства федеральных округов Российской федерации.

Итак, несмотря на то, что дети стремятся получить образование по программам дополнительного образования, а педагоги привлекают их к деятельности по данным направлениям, образовательным организациям для качественной организации процесса обучения не хватает современного оборудования, а также недостаточно развита система ведения различных кружков и секций по данным направлениям.

Одним из ключевых показателей, характеризующих организационные и финансовые механизмы развития и распространения современных моделей развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности, является степень реализации в регионах региональной целевой программы развития образования. О том, что в регионе реализуется подобная программа, свидетельствуют более 90,21% педагогических работников, а о том, что в данную программу включены мероприятия по развитию дополнительного образования детей, в том числе включающего исследовательское, инженерное, техническое, конструкторское направления развития техносферы – около 93,99% опрашиваемых.

В целом, по результатам исследований, можно сделать следующие выводы.

У педагогов большинства образовательных организаций есть специальное образование для реализации программ дополнительного образования детей исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности с использованием современного оборудования. Данный факт отметили около половины опрошенных.

В большинстве образовательных организаций, по мнению 63,12% (77% - в 2014 г.) опрошенных, отсутствует необходимая инфраструктура и техническое обеспечение для реализации (обеспечения реализации) образовательных программ дополнительного образования детей исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности. Также актуальной проблемой является то, что большинство учащихся не стремятся получить знания по программам исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности развития техносферы. Только 43,44% (32,46% - в 2014 г.) детей признались, что стремятся получить образование (рисунок 2).

Рисунок 2 – Диаграмма распределения ответов респонденту по вопросу о стремлении учащихся получать образование по дополнительным программам

Одной из ключевых проблем реализации современных моделей развития техносферы являются сетевые образовательные программы (СОП) (рисунок 3).

Рисунок 3  – Наличие сетевых образовательных программ (СОП)

Таким образом, суммируя все вышеперечисленные аспекты, необходимо отметить, что ключевой проблемой является недостаточное финансирование реализации программ дополнительного образования. Ввиду этого к реализации данных программ привлекаются педагоги, не имеющие специального образования по данным направлением. Также немаловажной проблемой является отсутствие или неправильная организация курсов повышения квалификации для педагогических работников большинства образовательных организаций и организация внедрения на более качественном уровне сетевых образовательных программ (СОП).

(По результатам ГК от 01.08.2013 N 08.028.11.0038, проект «Организация и проведение комплексного анализа развития общего образования на основе социологических исследований в целях развития и распространения моделей успешной социализации детей», Институт проблем образовательной политики «Эврика», mail@social-model.ru).