В рамках исполнения государственного контракта «Создание условий по распространению моделей государственно-общественного управления образованием, включающих учителей-предметников в процессы управления образовательной организацией» (ООО «МИК») проведен анализ и обобщение изменений в системе государственно-общественных отношений
29.05.2015В рамках исполнения государственного контракта «Создание условий по распространению моделей государственно-общественного управления образованием, включающих учителей-предметников в процессы управления образовательной организацией» (ООО «МИК») проведен анализ и обобщение изменений в системе государственно-общественных отношений в сфере образования после вступления в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в ходе которого проведено сравнение нормативно-правовых актов, регламентирующих государственно-общественные отношения в системе общего образования. Обобщенные материалы представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Сравнительный анализ закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части государственно-общественного управления образованием
Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» |
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» |
Часть 1 ст. 6 Закона №273-ФЗ, к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относится разработка и проведение единой государственной политики в сфере образования |
|
Закон не предусматривает проведение независимой оценки качества образования |
Закон регламентирует работу независимых институтов оценки качества образования: общественная аккредитация, профессионально-общественная аккредитация, а также образовательные и профессиональные стандарты. В Ст. 95 представлены положения о проведении независимой оценки качества образования. |
В законе содержатся отдельные положения об органах самоуправления образовательного учреждения. Так, в п. 2 ст. 35 говорится о том, что формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения Законом гарантируется право на участие в управлении образовательным учреждением обучающимся (п. 4 ст. 50), их родителям (законным представителям) (п. 1 ст. 52), работникам учреждения (п. 1 ст. 55). Включение в состав управляющего совета представителей общественности не противоречит и не запрещено действующим федеральным законодательством. |
Ст. 26 регламентирует состав органов управления образовательной организации: единоличных (руководитель) и коллегиальных (общее собрание (конференция) работников, педагогический совет, попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и др.). Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция таких органов предусматриваются уставом образовательной организации (ч. 5). Для учета мнения участников образовательного процесса: обучающихся, родителей (законных представителей), несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников, касающегося управления организацией в организации могут создаваться советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы, а также действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников (ч. 6) |
Вступивший в силу 1 сентября 2013 года новый Федеральный закон РФ No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» направлен на работу независимой оценки качества образовательных услуг
В статье 3 закона провозглашен один из принципов государственной политики в области образования - «демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями».
Качество ГОУО определяется степенью полноты и достаточности органов государственно-общественного управления и их функционала, зафиксированных в их Положениях и локальных нормативных актах. Отсутствие в системе государственно-общественного управления одного из участников образовательных отношений и участников отношений в сфере образования автоматически означает потерю целого круга интересов и возможностей субъекта образовательной деятельности. Также отсутствие организационного оформления деятельности участников образовательных отношений и участников отношений в сфере образования затрудняет возможность их полноценного участия в управлении образованием.
Вступлению в силу Федерального закона Закон РФ No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», предшествовало ряд программных документов федерального значения:
1) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) с учётом изменений, произошедших в системе
образования, принятых в последние годы программ и мер по развитию системы образования;
2) Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ 4 февраля 2010 г. NoПр-271);
3) Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 года No163-р);
4) План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010 года No1507-р);
5) Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. No599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года одной из приоритетных задач достижения качественного образования обозначено создание в образовательных организациях органов самоуправления, реализующих государственно-общественный характер управления образованием (попечительских, наблюдательных и управляющих советов) (Приложение 1, п. 4, п.8).
Вступление в силу нового Федерального закона № 273-Ф позволил не только завершить работу по формированию различных форм государственно-общественного управления, но и разработать механизмы внедрения эффективных моделей.
Так, например, разработка утверждение Концепции развития государственно-общественного управления образованием в Санкт-Петербурге позволили в 2011 году создать 1147 педагогических советов; 964 совета образовательных учреждений; 717 общих собраний работников трудового коллектива; 802 попечительских совета; 645 родительских комитетов; 15 благотворительных фондов.
Новый закон позволит решить большинство проблем практики деятельности действующих органов государственно-общественного управления в образовательных организациях, а также перевести их режим совершенствования и развития.
Федеральный закон РФ No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает открытый перечень коллегиальных форм и форм самоуправления в образовательной организации, т.е. за образовательной организацией остается право самостоятельно определить перечень, наименование и компетенции коллегиальных форм и форм самоуправления, в отличии, от прежнего закона РФ «Об образовании», который предусматривал возможность создания органов общественного самоуправления, но они могли быть созданы по желанию администрации образовательной организации и не являлись обязательным условием оценки качества образования.
Главное отличие управляющего совета от совещательных и иных органов самоуправления образовательной организации состоит в том, что его решения по вопросам, отнесенным к его ведению уставом организации, носят обязательных характер.
Такие гарантии нового законодательного акта позволили значительно укрепить доверие участников государственно-общественных отношений, что показано на рисунке 1.
Рисунок 1- Распределение мнений о роли после вступления в силу федерального закона №273-Ф3
Как показано на диаграмме большинство участников образовательных отношений верят, что с 1 сентября 2014 года органы ГОУО на данном этапе реально играют важную роль в жизни в школе, однако предусматривают, что разработка новых региональных НПА позволит значительно усилить его влияние, а также повысить эффективность его работы в каждой образовательной организации.
Во многих общеобразовательных организациях управляющие советы включены в принятие решений о распределении стимулирующих выплат согласно установленного ими порядка такого распределения. Управляющие советы участвуют в реализации одной из функций управления — в мотивации работников и, одновременно, включены в управление реализацией утвержденной ими стратегической программы развития.
Федеральный закон №273-ФЗ предусматривает постепенный порядок освоения управляющим советом полномочий по управлению школой. Одной из проблем создания эффективных условий внедрения моделей государственно-общественного управления является отсутствие обученных по специальным курсам управления управляющих.
Так, реализация пилотного проекта государственно-общественного управления образованием в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра выявила основные трудности его внедрения, такие как:
непрофессионализм общественных управляющих;
недостаток мотивации общественности;
недостаток возможностей для обучения школьных управляющих;
правовая некомпетентность и непонимание участниками органов общественного управления своих реальных полномочий;
Таким образом, непрофессионализм общественных управляющих приводит к неготовности общественности брать ответственность за принимаемые управленческие решения.
Если в 2013 году в Москве около 50 тысячи педагогов приняли участие в программах повышения квалификации, то в 2014-2015 году количество заявок в Московском Институте развития государственно-общественного управления увеличилось в более чем 2 раза за аналогичный период прошлого года.
Такой факт свидетельствует об увеличении общественного спроса граждан и организаций развивающим практику государственно-общественного управления в сфере образования на услуги подготовки и издания просветительских материалов, оказания квалифицированных образовательных, экспертно-аналитических, консультативных и иных услуг.
Решение вопроса повышения квалификации руководителей управляющих советов и других органов педагогического самоуправления позволит не только повысить профессионально-управленческую компетенцию каждого участника образовательного процесса, но и увеличить значимость коллегиального органа за счет повышения компетентности и квалификации коллегиального управляющего.
Козырева Елена Юрьевна, ООО «МИК», pedagog@monmonitor.ru