Как известно, в мировой практике информационная открытость в управлении образованием способствует прозрачности реформ, действий, инициируемых представителями государственного управления, а так же играет роль механизма, повышающего активность всех участников образовательного процесса.
07.08.2015Введение
Как известно, в мировой практике информационная открытость в управлении образованием способствует прозрачности реформ, действий, инициируемых представителями государственного управления, а так же играет роль механизма, повышающего активность всех участников образовательного процесса. Поэтому всестороннее развитие политики информационной открытости системы образования, направленной на построение механизмов эффективного учета социального заказа к системе образования, интересов потребителей образовательных услуг при разработке программы развития системы образования, программ развития и образовательных программ организаций, является актуальной задачей.
Цель и задачи работы
Целью мероприятий по обеспечению информационной открытости является предоставление руководителям и работникам системы образования, а также потребителям образовательных услуг объективной и актуальной информации, достаточной для принятия решений, направленных на достижение высокого качества образования через формирование общероссийской системы оценки качества образования, которая отражает степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
В соответствии с целью мероприятий, общественная оценка качества образования должна стимулировать повышение его качества через предоставление объективной информации руководителям и работникам системы образования, представителям гражданского общества, а так же обеспечение информационной открытости системы образования в регионах Российской Федерации и обратной связи с потребителями образовательных услуг.
Основное содержание работы
В системе общественной оценки качества образования на предыдущих этапах модернизации российского образования произошли существенные качественные изменения, а именно в данный момент уже действуют:
• институты общественных наблюдателей (представителей органов самоуправления образовательных организаций, представителей профессиональной, деловой и родительской общественности, представителей общественных объединений, ассоциаций и организаций) в деятельности образовательных организаций, а также аттестационных, аккредитационных, экспертных, конфликтных и иных комиссий, координационно-методические советы и службы методической поддержки, мониторинга и маркетинга на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации;
• комиссии по общественной оценке качества образования в составе управленческих советов;
• организовано обучение общественных наблюдателей по оценке качества образования субъектов системы государственно-общественного управления образованием (ГОУО);
• организованы и проводятся процедуры общественной экспертизы, в т.ч. общественной аккредитации силами общественных, независимых, гражданских институтов и организаций через систему конкурсов;
• учебно-педагогическая комиссия управляющего совета инициирует проведение независимой экспертизы качества образовательных результатов; проводит экспертизы качества условий организации образовательного процесса;
• проводятся мониторинговые и социологические исследования в общеобразовательных организациях, в т.ч. относительно организации питания обучающихся, здоровья обучающихся, оценки качества деятельности организаций дополнительного образования детей, по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и т.д.;
• образовательными организациями проводятся самообследования.
С целью усиления влияния общественной составляющей в управлении образованием и перехода на качественно новый уровень взаимодействия субъектов государственных, образовательных и общественных структур возникает необходимость на всех уровнях управления образованием провести рекомендованные мероприятия.
Рассмотрим подробно рекомендуемые мероприятия.
Первым мероприятием должна стать структуризация системы государственно-общественного управления на основе представительств в органах ГОУО всех участников образовательного процесса, учредителя и общественности.
С целью достижения абсолютной коллегиальности и выражения интересов всех участников системы образования в деятельности органов ГОУО на предыдущих этапах модернизации российского образования уже произошли качественные изменения. В частности:
• в органах ГОУО представлены все участники образовательного процесса, учредителя и общественности;
• созданы и функционируют стажировочные площадки;
• организована работа общественных, наблюдательных, попечительских и управляющих советов, родительских комитетов, советов родителей и советов отцов, собраний педагогических работников, собраний работников образовательной организации, родительских конференций, собраний (конференций) обучающихся, институтов общественного взаимодействия, товариществ, коммерческих и некоммерческих организаций, которые взяли на себя определенные управленческие функции и стали влиять на выработку и реализацию стратегии жизнедеятельности общеобразовательной организации, стали органами стратегического управления образовательной организацией на муниципальном и региональном уровнях;
• созданы экспертные и общественные советы, рабочие группы в органах управления образованием муниципалитетов, регионов.
Рассмотрим подробнее общественную составляющую системы управления образованием, которая на всех уровнях управления состоит из представителей:
• родительского сообщества;
• профессионального сообщества, в том числе педагогических работников, экспертов других категорий;
• потребителей образовательных услуг и результатов образовательного процесса, включающих представителей бизнес-сообществ и профессиональных сообществ;
• региональных общественных организации, партий, движений, заинтересованных в развитии системы образования.
Для дальнейшего совершенствования системы ГОУО и обеспечения возможности активного участия в управлении образованием широких кругов общественности рекомендуется структурировать систему ГОУО с разветвленными горизонтальными связями, о чем было сказано выше.
Организационная структура такой системы должна состоять из четырех основных уровней управления:
• стратегическое;
• тактическое;
• оперативное и соуправление;
• самоуправление.
Вторым мероприятем является обеспечение общественного контроля за соблюдением действующего законодательства:
• прав ученика, родителей (законных представителей), педагогов;
• разработка нормативных и информационных инструментов осуществления общественного контроля.
Общественный контроль над соблюдением действующего законодательства в сфере ГОУО должен обеспечить реализацию и соблюдение нормативно-правовой основы деятельности ГОУО. Для обеспечения общественного контроля над соблюдением действующего законодательства в области ГОУО необходимо проводить ежегодные социологические исследования общественной оценки уровня реализации региональных законодательных актов, регламентов, определяющих деятельность органов.
При этом должно рассматриваться соответствие законодательству в следующих областях:
• управление образовательной организацией;
• учебный план;
• обеспечение здоровья, безопасности и физического благополучия детей;
• управление персоналом;
• управление финансами и имуществом.
Общественный контроль в сфере образования возможен в форме участия общественности в процедурах:
• государственной аккредитации школ, надзора за соблюдением школами лицензионных требований и условий;
• надзора за соблюдением законодательства РФ в области образования;
• общественного наблюдения при государственной (итоговой) аттестации учащихся, освоивших образовательные программы основного общего или среднего (полного) общего образования.
К государственной аккредитации школ, государственному контролю качества образования, государственному надзору за соблюдением школами лицензионных требований и условий привлекаются аккредитованные эксперты и экспертные организации, отобранные уполномоченным органом на основании результатов их отбора из числа экспертов и экспертных организаций, аккредитованных на соответствующий вид деятельности по контролю и надзору в сфере образования.
Критерием такого отбора становится специализация эксперта в той или иной области. Так, при аккредитационной экспертизе соответствия содержания и качества подготовки учащихся и выпускников школ по заявленным для госу¬дарственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям в состав комиссии включаются эксперты в сфере государственной аккредитации школ.
Рассмотрим мероприятия в системе оценки качества образования на региональном уровне.
Для совершенствования региональной системы оценки качества образования, сокращенно РСОКО, необходима реализация нескольких задач:
• обеспечение единого образовательного пространства;
• обеспечение объективного информационного отражения состояния образования в регионе, повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием;
• обеспечение объективности и справедливости при приеме в образовательные организации;
• индивидуализация образования, развитие академической мобильности и мобильности трудовых ресурсов;
• создание инструментов общественного участия в управлении социально-образовательной средой;
• отслеживание динамики качества образовательных услуг, оказываемых образовательными организациями;
• принятие обоснованных управленческих решений органами управления образованием различных уровней.
Одним из механизмов РСОКО может стать Региональный центр оценки качества образования, который обеспечит проведение процедур независимой оценки качества подготовленности выпускников всех уровней образования, педагогических работников, а также обеспечит взаимодействие во внешней и внутренней оценке результатов образовательной деятельности, будет способствовать развитию кадрового потенциала в области педагогических измерений и оценки качества.
Основная стратегическая цель РСОКО – повышение качества образования в регионах. Тактической целью является получение, анализ и распространение достоверной информации о качестве образования.
РСОКО должна охватывать все уровни образования – от дошкольного до профессионального.
Развитию механизмов информационной открытости и институтов общественного участия в управлении образованием и повышении качества образования на региональном уровне будет способствовать реализация следующих задач:
• повышение компетентности педагогов относительно использования информационно-коммуникационных технологий;
• повышение эффективности применения в образовательных организациях систем электронного документооборота.
Для повышения эффективности использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) должна проводиться совместная деятельность региональных, муниципальных органов управления образованием и образовательных организаций по таким направлениям как:
• мониторинг (в том числе, электронный) проблем функционирования информационных систем управления образовательными организациями;
• обеспечение информационного обмена между образовательными организациями (или сетевое взаимодействие);
• организация взаимодействия образовательных и общественных организаций с муниципальными органами управления образованием;
• создание единого информационно-образовательного пространства на муниципальном уровне;
• консультирование всех участников образовательного процесса по вопросам внедрения и использования информационных систем управления образовательными организациями (семинары, вебинары – групповые или индивидуальные, а так же по запросу, командное обучение, взаимообучение).
Поскольку эффективность применения специального программного обеспечения во всем образовательном процессе определяется ИКТ-компетентностью его участников, педагоги и сотрудники школы должны проходить обучение на соответствующих курсах повышения квалификации.
Педагоги также могут проходить дистанционное обучение по базовым компьютерным компетенциям. Рекомендуется на муниципальном уровне проводить учебные семинары по обмену опытом использования ИКТ в учебном процессе.
Повышение эффективности использования информационных систем в образовательных организациях позволит достичь следующих результатов:
• автоматизация документационного обеспечения, управленческой деятельности, поддержки принятия решения и контроля его исполнения;
• оптимизация потоков документальной информации в бумажном и электронном видах между образовательными организациями и органами регионального управления образованием;
• обеспечение информационной прозрачности процессов разработки и прохождения документов, обеспечение возможности получения четкой информации о состоянии запроса, реализация управленческого контроля на любой стадии движения документов;
• обеспечение специализированной обработки и публикации отчетных материалов;
• формирование единого информационного пространства для управленческих потоков работ, автоматического отслеживания последовательности и времени выполнения функций и задач, маршрутов документов и т.д.;
• автоматизация всех этапов жизненного цикла документов, размещение принятых документов в справочно-правовой информационной системе, исключение возможности утери информации о местонахождении документов;
• уменьшение объема рутинной работы с документами, предоставление сотрудникам возможности решения содержательных задач управления, повышение ответственности каждого сотрудника за подготовку и принятие управленческих решений;
• повышение качества, обновление форм и методов образовательного процесса;
• решение конкретных воспитательных и образовательных проблем в процессе выхода в сетевое пространство;
• обеспечение информационной поддержки образовательного процесса, проектной, научной, инновационной и методической работы;
• рост образовательной мотивации участников образовательного процесса;
• повышение оперативности всех процессов; объединение в единое информационное пространство всех служб образовательной организации, повышение оперативности и слаженности работы специалистов;
• повышение эффективности использования всех видов и типов ресурсов;
• снижение объема «ручного труда», количества бумажных документов, освобождение администраторов и педагогов от рутинной, малопродуктивной деятельности;
• развитие партнерства, рост доверия и вовлеченности в жизнь образовательной организации различных субъектов образовательного процесса;
• обеспечение доступности школьной информационной сети для всех субъектов образовательной системы;
• удовлетворенность родителей обучающихся качеством предоставления информации от образовательной организации;
• технологическое обновление образовательного процесса;
• повышение ИКТ-компетентности педагогического коллектива.
Рассмотрим мероприятия в системе оценки качества образования на муниципальном уровне.
Системы оценки качества образования муниципального уровня должны проектироваться и внедряться, с одной стороны, с учетом принципа преемственности, предполагать согласование целевых установок, общность ряда элементов и процедур, а с другой стороны, рассматриваться как составляющие региональных и федеральных систем оценки качества образования.
Представим следующие принципы муниципальной системы оценки качества образования (МСОКО):
• объективность, достоверность, полнота и системность информации о качестве образования;
• реалистичность требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;
• открытость, прозрачность процедур оценки качества образования;
• оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);
• инструментальность и технологичность используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
• сопоставимость системы показателей с региональными и федеральными аналогами;
• доступность информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
• повышение потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа;
• возрастно-психологическая адекватность показателей и методик для оценки качества образования;
• соблюдение морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования.
Для совершенствования МСОКО необходима реализация следующих задач:
В первую очередь – повышение компетентности субъектов образовательного процесса и общественности в области ГОУО и создание стабильно функционирующей системы повышения квалификации всех участников ГОУО.
Для повышения квалификации общественных управляющих необходимо проводить мероприятия, направленные на разработку комплексной многомодульной программы дополнительного профессионального образования, подготовку учебно-методических материалов, оказание консультационной поддержки, проводимых на базе специализированного регионального/муниципального интернет-ресурса.
На базе образовательных организаций должны быть организованы стажировки и тематические семинары, демонстрирующие слушателям и участникам лучшие практики государственно-общественного управления образованием.
Необходимо понимать специфику такого обучения, объективно оценивать существующие возможности и ограничения, во многом обусловленные особенностями будущих слушателей – представителей профессиональной и непрофессиональной общественности с различными образовательными потребностями и запросами. Представителями профессиональной общественности являются руководители образовательных организаций, педагоги, учредители, специалисты органов управления образованием, а представителями непрофессиональной общественности – обучающиеся, их родители (составляют значительную часть советов и, как правило, становятся их председателями), работники организации, не являющиеся педагогами, другие кооптируемые члены управляющих советов.
При разработке вариантов моделей обучения общественных управляющих необходимо учитывать такие факторы, как:
• уровень образовательной системы, на котором будет организовано обучение (городской, окружной, уровень микрорайона, образовательной организации);
• организатор обучения (структуры дополнительного профессионального образования, методические центры, образовательная организация);
• особенности учебной базы (уровень кадрового обеспечения обучения, характер процесса обучения).
Обучение общественных управляющих может проводиться преподавателями системы повышения квалификации на базе организаций дополнительного профессионального образования, специалистами на базе окружных методических центров, а также представителями управляющих советов, имеющими значительный опыт в деятельности управления образованием. Такое обучение может быть организовано в образовательных организациях, являющихся ресурсными центрами или инновационными площадками.
Во вторую очередь – необходимо усовершенствование процедуры формирования рейтингов образовательных организаций.
Как упоминалось выше, рейтинги – это инструмент, стимулирующий конкуренцию между образовательными организациями и служащий целям подотчётности перед обществом. Можно говорить, что рейтинги – это своеобразный «бенчмаркинг» – равнение на лучшего, они заставляют организации образования вносить коррективы в стратегию своего развития.
Практика построения рейтингов образовательных организаций становится всё более массовой. При этом нельзя не отметить, что многие из рейтингов пока ещё далеки от совершенства. Зачастую они составляются без научно обоснованной методики и предварительной её локальной апробации, не проходят внешнюю экспертизу, используют не самые надёжные и достоверные источники данных, не обеспечивают корректное сопоставление образовательных организаций с учётом контекстных условий, в которых они работают, и т.п.
Рассмотрим мероприятия в системе оценки качества образования на уровне образовательной организации.
Задача обеспечения открытости образовательной организации обществу требует перехода от монолога к конструктивному диалогу во взаимоотношениях между представителями образовательного сообщества и потребителями образовательных услуг. Такой диалог не может состояться без привлечения общественности к управлению образовательной организацией и создания системы информирования о деятельности организации всех участников образовательного процесса, социальных партнёров образовательной организации и широкой общественности.
В связи с этим, основными задачами системы оценки качества образования на уровне образовательных организаций являются:
• формирование единого понимания критериев образования и подходов к его измерению;
• информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга системы образования на уровне образовательных организаций;
• разработка единой информационно-технологической базы системы оценки качества образования;
• разработка и формирование системы показателей и индикаторов для оценки качества образования на уровне образовательных организаций;
• формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования школьной образовательной статистики и мониторинга качества образования;
• изучение и самооценка состояния развития образования в образовательных организациях с прогностической целью определения их возможного рейтинга по результатам государственной аккредитации, ЕГЭ и ГИА;
• выявление факторов, влияющих на повышение качества образования;
• обеспечение условий для самооценки и самоанализа всех участников образовательного процесса;
• определение рейтинга педагогов и размера стимулирующей надбавки к заработной плате за высокое качество обучения и воспитания;
• определение направлений повышения квалификации педагогических работников;
• реализация механизмов общественной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений по вопросам оценки качества образования;
• стимулирование инновационных процессов с целью поддержания и постоянного повышения качества образования и конкурентоспособности образовательных организаций в образовательном пространстве города.
Выводы
На основании рассмотренных в работе основных достижений по мероприятиям по обеспечению открытости и общественной оценки качества образования были рассмотрены дальнейшие перспективы по их совершенствованию и предложены основные подходы к их реализации на всех основных уровнях образования:
• на уровне образовательной организации;
• на уровне муниципалитета;
• на региональном уровне.
(По результатам ГК от 11 ноября 2014 г. № 03.018.11.0015 «Проведение мониторинга общественного мнения об эффективности реализации мероприятий по развитию государственно-общественного управления образованием на региональном уровне», ООО «Консалтинг и менеджмент», manager@kimconsult.ru).