Основой прогрессивного развития общества является качественное образование, соответствующее требованиям времени.
10.02.2015Основой прогрессивного развития общества является качественное образование, соответствующее требованиям времени. Реализация программных положений экономических реформ и достижение результатов, определяющих конкурентоспособность общества напрямую зависит от учителя, который дает детям, подрастающему поколению не только некую совокупность предметных сведений, но и закладывает определенное мировоззрение, систему ценностей, которые будут определять их жизнь в дальнейшем. Соответственно, требования, предъявляемые к учителю, уровню его профессиональной подготовки, компетентности, умению выстраивать эффективный диалог с родительской общественностью, детьми, коллегами повышаются, что требует выработки новых подходов в подготовке педагогических кадров, работе с молодыми педагогами, которые приходят работать в школу.
На рисунке 1 приведены данные Министерства образования и науки Российской федерации и Федеральной службы статистики по численности молодых специалистов в сфере общего образования.
На начало 2012-2013 учебного года, из общей численности учителей в организациях общего образования (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) 1043, 5 тысяч человек, численность учителей, моложе 25 лет, составляла 64, 0 тысячи человек (6,1%), численность учителей в возрасте от 25 до 35 лет составляла 169, 3 тысячи человек (16,2%). На начало 2013-2014 учебного года общая численность учителей составило 946,651 тысяч человек, из них моложе 25 лет – 55,482 тыс. чел. (5,86%), 25-35 лет – 155,314 тыс. чел. (16,41%), учителей в возрасте от 25 до 35 лет – 735,855 тыс. чел. (77,73%).
а
б
Рисунок 1 – Статистические данные численности молодых специалистов в сфере общего образования: а – начало 2012-2013; б – начало 2013-2014
На рисунке 2 визуализированы данные Росстата, которые учитывают общую тенденцию старения населения и падение престижа педагогических профессий за период последних 10 лет.
В 2009 году доля лиц пенсионного возраста в общем количестве работников сферы образования составляла 17,6%, в 2010 году – 17,8 %, в 2011 году - 19,4 %, в 2013 году – 21,84%.
Рисунок 2 – Статистические данные доли лиц пенсионного возраста в системе общего образования
Следует также отметить, что в наиболее проблемной (в области обеспечения квалифицированными кадрами) сфере дошкольного образования ситуация, по данным статистического сборника ВШЭ «Индикаторы образования» 2013 года, еще более сложная. На рисунке 3 отмечена динамика снижения численности молодых педагогов, работающих в дошкольных образовательных организациях.
В 2007 году работало 3,1% лиц возрастной категории свыше 60 лет, в 2011 году – уже 4,6 %; в 2007 году лиц возрастной категории от 50 до 60 лет – 20,5 %, в 2011 – 22,1%. Доля молодежи (до 25 лет) в общей численности педагогических работников дошкольного образования снизилась за рассматриваемый период с 7,3% до 6,9% [2].
Рисунок 3 – Численность молодых педагогов, занятых в дошкольных образовательных организациях
В сфере общего образования существуют определенные риски, влияющие на квалификацию работников и препятствующие процессу адаптации профессиональной деятельности к законодательным новациям.
В ходе анализа и обобщения статических данных выявлены проблемные факторы, влияющие на привлечение молодых специалистов и эффективную адаптацию и закрепление в образовательных организациях.
Среди таких факторов необходимо выделить высокий уровень педагогических работников, имеющих только среднее образование. Такой показатель в сфере общего образования выше, чем в сфере профессионального образования.
На рисунке 4 приведены данные, определяющие соотношение педагогических работников с высшим и средним профессиональным образованием.
Так по данным статистического сборника ВШЭ «Индикаторы образования» 2013 года, по состоянию на окончание 2011 года 80,6 % педагогических работников сферы образования имели высшее образование (из них 75,6 % педагогическое) и 17, 8 % имели среднее профессиональное образование (из них 15,1% педагогическое). В сфере основного общего образования доля педагогических работников с высшим образованием в рассматриваемый период составила 80,6%, доля работников со средним профессиональным образованием составила 17,8 %. В сфере дошкольного образования за рассматриваемый период доля работников с высшим профессиональным образованием составляет 43,7 %, со средним профессиональным образованием – 54,2 %. Для сравнения, в сфере СПО доля педагогических работников с высшим образованием составляет 89,9 %.
Рисунок 4 – Соотношение показателей количества педагогических работников со средним и высшим образованием
С проблемой привлечения молодых специалистов в сферу образования связана проблема наличия для них рабочих мест. Количество педагогических вакансий сокращается, что связано с объективным процессом сокращения общей численности общеобразовательных организаций.
В Российской Федерации на начало 2013/14 учебного года работали 1464 гимназии (1126,8 тыс. обучающихся), 1101 лицей (789,1 тыс. обучающихся).
В ходе анализа и обобщения информации выявлена тенденция сокращения числа государственных муниципальных общеобразовательных организаций с 2000 года с 68,1 тысяч до 44,7 тысяч в 2014 году.
Таким образом, создание системы стимулов, направляющих развитие профессиональных компетенций, побуждающих педагога к профессиональному росту, непрерывному повышению качества своей работы необходимо осуществлять с учетом данных тенденций.
В ходе проведения анализа и обобщения материалов, содержащих информацию о существующих подходах к вопросам адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов возникла необходимость обобщения имеющейся информации по проблеме адаптации молодых педагогов. Теоретико-методологическую базу анализа и обобщения составили четыре группы открытых источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой проблематике. Ко второй отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству). К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике. К четвертой отнесены специализированные веб-сайты, содержащие статистическую информацию.
Теоретическую базу исследования проблематики составили положения классической и современной социологии, позволяющие детально рассмотреть сущность адаптации молодых педагогов как одно из направлений социализации человека в обществе.
Одной из серьезных проблем, с которой сталкивается современная российская школа, является адаптация молодых педагогов к условиям практической работы, организация взаимодействия с коллективом, руководством и, в первую очередь, с детьми. Молодые учителя, получившие высшее профессиональное или среднее профессиональное образование, приходя работать в школу, сталкиваются с рядом трудностей, среди которых выделяются, прежде всего, серьезная психологическая нагрузка, необходимость организации рабочего и личного времени с выделением периодов подготовки к урокам, ведения отчетной документации, профессионального саморазвития, проблемы взаимодействия с детьми, коллегами, родителями, первоначально низкая, по сравнению с другими категориями учителей оплата труда, отсутствие отчетливого видения своего профессионального и личного развития в рамках системы образования.
На процесс адаптации влияют различные внутренние и внешние факторы.
Внутренние факторы: система ценностей, мотивы выбора педагогической профессии, профессиональный стаж, профессионально значимые качества (наличие/отсутствие), самообразование, самооценка педагогами подготовленности к осуществлению педагогической деятельности (профессиональные затруднения).
Специфика процесса социально-профессиональной адаптации молодых педагогов в современных условиях обусловлена внутренними (субъективными) факторами. Это жизненные ценности молодых педагогов, мотивы выбора профессии педагога, профессионально значимые качества, самообразование педагогов, профессиональные затруднения.
В процессе социально-профессиональной адаптации молодых педагогов важная роль принадлежит ценностной системе учителя и мотивация выбора профессии. Данный возрастной период характеризуется доминантой ценностей семьи, духовной и физической близости, любви, дружбы, которые в обыденном сознании противопоставляются материальным интересам Образование, повышение культурного и интеллектуального уровня молодые педагоги не считают для себя актуальным, поскольку совсем недавно закончили обучение. Ведущее место занимают общечеловеческие ценности здоровье и психологическое благополучие, счастливая семейная жизнь, интересная работа, материальное благополучие. Ценности, связанные с профессиональным статусом современных работников образовательных организаций менее значимы для молодых педагогов, чем ценности, отражающие личное благополучие и самореализацию. Это говорит о том, что ценностная система молодых специалистов характеризуется слабой направленностью на педагогическую деятельность и не способствует их социально-профессиональной адаптации.
Также важным внутренним фактором является отношение молодых учителей к традиционным ценностям педагогической профессии. Для большинства молодых специалистов этап адаптации осложняется общим состоянием неопределенности и размытости идеалов в педагогической среде и присвоении их молодыми педагогами.
С ростом педагогического стажа наблюдается тенденция снижения собственного видения педагогического процесса, что связано с необходимостью строгого выполнения требований государственного стандарта относительно уровня знаний учащихся, молодые педагоги постепенно утрачивают представления об учительском труде, как творческом, сформированные в процессе профессиональной подготовки в профессиональной организации.
Недостаточную подготовленность молодых специалистов системы общего образования к осуществлению педагогической деятельности, возможно преодолеть, если среди адаптационных подходов использовать систематические занятия самообразованием, работы молодых специалистов над повышением своего профессионального уровня. Кроме этого необходима организованная методическая помощь со стороны администрации и наставников, практическое освоение и отработка несформированных умений.
Вместе с тем, самооценку, рефлексию учителями собственной профессиональной подготовленности можно назвать фактором, позитивно влияющим на социально-профессиональную адаптацию молодых педагогов.
Внешние факторы, влияющие на процесс социально-профессиональной адаптации молодых педагогов: престиж профессии в обществе, материальное положение молодых педагогов, качество и содержание подготовки учителя, образовательная среда, организация методической работы, семья, СМИ, гендер.
Рассмотрев современный институт образования, можно отметить, что он дает молодому педагогу множество научных дисциплин по избранной специальности. Однако, несмотря на изменение взглядов на содержание и структуру профессиональной подготовки учителя, до сих пор в высшем педагогическом образовании сохраняется научная парадигма подготовки учителя, профессиональный уровень которого определяется суммой приобретенных знаний, умений, навыков, обеспечивающих целенаправленную педагогическую деятельность в стандартной ситуации.
Большинство начинающих педагогов отмечают оторванность вузовских программ от жизни, отсутствие хороших учебников, бюрократическую систему управления образованием, незаинтересованность будущих педагогов в усвоении знаний, слабое финансирование вуза, недостаточное научное и методическое обеспечение процесса обучения, невысокую инструментальность и практичность получаемых в педвузе психологических знаний. Большинство молодых педагогов неудовлетворены своей психологической подготовкой и, в первую очередь, ее практической составляющей.
Это говорит о том, что обучающие программы российских педагогических вузов нуждаются в серьезной «адаптационной» реструктуризации. При реализации практических задач в пединститутах и университетах особого внимания заслуживает преподавание таких дисциплин как основы педкоммуникации, техники общения и т.д., поскольку выпускников отличает низкий уровень коммуникабельности.
Следующим внешним фактором адаптации молодых педагогов является образовательная среда, та часть социокультурного пространства, в которой осуществляется взаимодействие молодого педагога с субъектами образовательного процесса. Большинство молодых педагогов доброжелательно принимаются в педагогические коллективы, что является позитивной адаптивной ситуацией, стимулирующей и активизирующей прогрессивное развитие специалиста в образовательные организации.
Вместе с тем большинство молодых учителей самостоятельно знакомятся как со своими коллегами, так и с содержанием деятельности и функциональными обязанностями. При этом малая часть молодых специалистов в образовательной организации получает необходимый учебно-методический комплекс по предмету. Поэтому молодые педагоги дидактические средства преподаваемой предметной области разрабатывают самостоятельно, не имея соответствующего опыта. В этом заключается противоречие - с одной стороны, от молодого педагога с первых дней требуется качественное выполнение профессиональной деятельности, с другой стороны, администрацией образовательного учреждения не создается необходимых условий для успешного освоения педагогической деятельности и социально-профессиональной адаптации.
Самой значимой сферой педагогического взаимодействия молодых педагогов является общение с учащимися. Молодые педагоги могут испытывать затруднения в установлении контакта с детьми, формировании отношения детей к себе как к учителю, (главным образом из-за проблем организации дисциплины, создания доброжелательной атмосферы в классе, поиска «ключика» к нестандартным детям). Слабая психологическая подготовка в сфере организации взаимодействия с субъектами образовательного процесса затрудняет социально-профессиональную адаптацию и эффективное функционирование в профессии.
Это показывает неоднозначное влияние образовательной среды на социально-профессиональную адаптацию молодых педагогов. Если уровень коммуникативной компетентности молодых учителей после окончания педагогического вуза не соответствует уровню сложности решаемых задач, то молодой педагог с началом профессиональной деятельности вынужден устранять дефицит не только профессиональных знаний и умений, но и коммуникативных навыков.
Кроме рассмотренных сложившихся подходов к вопросам адаптации, в данный момент на ведущие позиции в вопросах закрепления и профессионального развития молодых педагогов выходят общегосударственные механизмы участия органов государственно-общественного управления образованием в оценке качества образования и в распределении стимулирующей части оплаты труда педагогических работников образовательных организаций.
Основными целями этих подходов являются:
• привлечение в образовательные организации молодых кадров;
• повышение мотивирования молодых педагогов;
• стимулирование к внедрению инновационных технологий в образовательный процесс.
При этом комплексным механизмом оценки качества и результативности работы педагогических работников является сочетание:
• мониторинга профессиональной деятельности;
• оценки их деятельности профессиональным сообществом;
• оценки их деятельности родительской общественностью.
Функция управления в распределении стимулирующей части оплаты труда молодых педагогов реализуется через локальные нормативные акты образовательной организации утверждаемые с учетом мнения органа государственно-общественного управления.
Этим государство создает правовое поле и инициирует широкое внедрение системы различных форм и технологий организации и проведения мероприятий по стимулированию молодых педагогов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что адаптация молодых специалистов в системе общего образования будет успешной, если будет организована и проводится с учетом следующих подходов:
• социально - педагогическая адаптация будет проводиться на базе профессионально-ценностных ориентации;
• преемственного подхода к развитию профессионально-педагогической направленности личности молодого учителя;
• уровневого подхода к процессу психолого-педагогической адаптации молодого учителя;
• целостного подхода к адаптации молодого учителя на основе единства социально-педагогической,психолого-педагогической адаптации ;
• разработка и внедрение механизмов участия органов государственно-общественного управления образованием в оценке качества образования и в распределении стимулирующей части оплаты труда педагогических работников образовательных организаций.