Экспертно-аналитические материалы

Участие в дополнительном образовании взрослого населения: перспективы и необходимые условия

Правительство Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы развития образованием на 2011 – 2015 годы ставит перед Министерством образования и науки и субъектами РФ задание по увеличению показателя доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации или профессиональную подготовку.

15.10.2013

Правительство Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы развития образованием на 2011 – 2015 годы ставит перед Министерством образования и науки и субъектами РФ задание по увеличению показателя доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации или профессиональную подготовку. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» этот показатель  к 2015 г. должен достигнуть 37%, а к 2020 г – увеличиться до 50%.

Росстатом подготовлен инструментарий для проведения до 2015 г. Официального измерения этого показателя. Структура измерений этого показателя кроме формального образования, учитывает и неформальное образование – образование, которое обеспечивается целенаправленными мероприятиями, проводимыми образовательными, культурными учреждениями и учреждениями здравоохранения, по результатам которых документы о квалификации не выдают (в отличие от формального образования). Также в рамках методики Росстата учитывается информальное образование – образование, которое человек может получить самостоятельно, по самоучителю, по сети интернет, по другим медиа ресурсам.

Анализируя перспективы увеличения показателя доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации или профессиональную подготовку, следует учитывать не только составляющие формального образования, но и неформального и информального, т.е. все три аспекта системы дополнительного образования.

Законом об Образовании Российской Федерации определен и регламентирован ряд аспектов дополнительного образования, которые влияют  на рост показателя. Важными мерами, в которых заложен потенциал повышения участия занятого населения в дополнительном образовании, являются следующие мероприятия в области неформального и информального образования:

1) повышение квалификации и профессионального роста занятого населения, при условии чтобы работодатели отправляли работников в те средние и высшие профессиональные организации, которые готовили бы и актуализировали профессиональные навыки специалистов;

2) повышение квалификации рабочих и служащих, т.е обеспечение дополнительного профессионального образования, которое ранее предполагалось только для специалистов, которые имели среднее профессиональное и высшее образование;

3) реализация дополнительных общеобразовательных программ для детей и взрослых – программы разделяются на два общих блока: развивающие и предпрофессиональные, где развивающие программы для взрослых – это те курсы и образовательные программы, которые  ранее не определялись как дополнительные профессиональные программы;

4) создание условий для внедрения электронного обучения и разработка программ с использованием электронных технологий, которые по данным опроса в рамках самообразования используют всего 7,9%, в то время как в среднем по ЕС 25,7%.

В аспекте самообразования, показатели которого в отличие от формального образования, упавшего с 4% до 2,4%, непрерывно возрастает и увеличился от 17,4%. в 2006 г до 20,9% в 2008 г., а в 2010 г. выросло на 30%, перспективными направлениями, влияющими на участие в дополнительном образовании взрослого населения, являются:

1) создание условий для самообразования с применением электронного обучения и использованием информационных технологий названных выше;

2) разработка ГОСТа в области самообразования и сертификация квалификации, полученной путем самообразования. Федеральная целевая программа образования на 2011-2015 годы предусматривает к 2015 г. открыть не менее 50 Центров оценки сертификации и квалификации, что позволит формализовать дополнительную квалификацию, приобретённую самообразованием. Данный аспект связан с работающим населением, а не с теми, кто получает образование в образовательных организациях, что подтверждает необходимость межведомственной работы министерств по повышению участия занятого населения в дополнительном образовании. Создание Центра квалификации и сертификации – это точка пересечения сферы труда и сферы образования. Работа по увеличению показателя по участию взрослого населения в возрасте в дополнительном образовании должна однозначным образом носить межведомственный характер. Использование ресурсов государственно-частного партнерства и тех возможностей, которые предоставляет новая нормативно-правовая база в системе образования, дополнительные общеобразовательные и общеразвивающие программы для взрослых, электронное обучение и дистанционные технологии, учёт работы по повышению квалификации и взаимодействие со сферой культуры, здравоохранения и спорта обеспечивает наполнение составляющей части неформального образования. Это в свою очередь, увеличит значения показателя доли занятого населения от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации или профессиональную подготовку.