Экспертно-аналитические материалы

Вопросы формирования образовательной среды школы

Речь в статье пойдет о стратегии формирования образовательной среды школы – о самом этом понятии, о том, оно в себя включает, о требованиях к современной образовательной среде и о том, какие мероприятия обеспечивают построение эффективной образовательной среды школы.

22.11.2013

Речь в статье пойдет о стратегии формирования образовательной среды школы – о самом этом понятии, о том, оно в себя включает, о требованиях к современной образовательной среде и о том, какие мероприятия обеспечивают построение эффективной образовательной среды школы.

Образовательная среда школы – понятие и структура

Понятие «образовательная среда школы» в настоящее время используется повсеместно. Оно включено в целевые программы развития образования, упоминается в рамках целевых государственных проектов в сфере образования, в т.ч. на него направлены и меры проекта МРСО.

В то же время стоит отметить, что само понятие «образовательная среда школы» не всегда точно определяется. Наблюдается различный состав компонентов, существуют различные подходы к определению. Иногда данное понятие используется только в контексте информатизации образования, иногда – напротив, только с психолого-педагогических позиций.

Образовательная среда — это комплекс условий обучения, воспитания и социализации личности ученика, на которые воздействуют факторы и условия социальной среды на образование. То есть образовательная среда является системно сбалансированным сочетанием внутренних и внешних (по отношению к образованию) фактов и условий, существенно влияющих на образование, оказывающих на него позитивное воздействие на принципах прямой и обратной связи.

Поскольку социальным условием сегодня является информатизация общества, то образовательная среда также подвергается влиянию этого условия. И сегодня говорят скорее не об образовательной среде, а об информационно-образовательной среде.

Структура современной образовательной среды школы

Современная образовательная среда теснейшим образом связана с процессом информатизации образования в целом, и образовательной среды в частности.

В связи с этим поднимается новое понятие – информационно-образовательная среда школы.

Информационно-образовательная среда школы (ИОС) — основанная на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационная среда, реализующая едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение школьников, педагогов, родителей, администрацию учебного заведения и общественность.

Цель ИОС – обеспечение процесса достижения целей образования.

Согласно ФГОС нового поколения, «информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает:

комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые (электронные) образовательные ресурсы;

совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде».

Объекты ИОС:

• средства предметного обучения и инструменты учебной деятельности,

• информационные и методические материалы

• материально-техническая и технологическая база (инфраструктура),

• система управления педагогическим процессом,

• способы коммуникации: организационно-управленческий, разъяснительно-мотивационный, ответно-поведенческий, технический, эмоциональный.

Важно: обеспечить баланс между педагогическим и информационно-техническим аспектом при формировании ОС – любой уклон будет снижать эффективность. Особенно это касается уклона в информационно-технический аспект. Поэтому база и фундамент – это педагогическая система, построенная на основе современных требований к ИОС, позволяет в дальнейшем реализовать сам комплекс условий и средств ИОС

Уровни ОС

Логически ИОС содержит также три содержательных уровня:

Первый уровень – педагогическая система, определяющая форму и содержание, остальные содержательные уровни ИОС.

Второй уровень – система информационно-образовательных, электронно-образовательных ресурсов (ИОР и ЭОР), методических ресурсов, ресурсов информационной среды, имеющих образовательное значение. Этот уровень непосредственно связан с педагогической системой, развивается и функционирует под ее управлением.

Третий уровень – образовательная медиа-среда, содержащая познавательные и социокультурные ресурсы общей среды, связанные с образованием, самообразование, саморазвитием учащихся, самостоятельным добыванием ими знаний. Этот уровень ИОС имеет опосредованное управление педагогической средой. Повышение эффективности этого управления является одной из проблем педагогической системы.

Функции образовательной среды:

Обучающая – достижение предметных, метапредметных результатов через опору на образовательную среду, ее предметные аспекты, освоение универсальных учебных действий через практическое взаимодействие с технологиями среды, ЭОР.

Социокультурная – формирование субкультуры учащихся, восприятия ими нравственно-этических ценностей, общественной морали во взаимодействии в образовательной среде и со средой.

Социально-правовая – социализация учащихся, формирования правосознания, развитие их информационно-правовой культуры через самостоятельное погружение в образовательную среду.

Развивающая – интеллектуальное и духовное развитие учащихся на основании образовательного взаимодействия, формирование способности к саморазвитию на основании систематизации личных отношений с образовательной среде, формировании личной образовательной среды.

Воспитательная – воспитание гражданина, патриота, психологически устойчивой личности, устанавливающей толерантные отношения с обществом и средой на основании развития психологических и межличностных аспектов образовательной среды.

Просветительная – формирование знаний и представлений о жизнедеятельности общества, принципах, перспективах и тенденциях его развития на основании познавательных ресурсов образовательной среды.

Мировоззренческая – формирование мировоззрения в комплексном единстве мироощущения, мировосприятия, миропонимания и мироосмысления, в том числе, формирования современного информационного мировоззрения на основании развития знаний о мире и обществе, практического опыта во взаимодействии с образовательной средой.

Управленческая – прямое воздействие на организацию и управление образованием на основании требований и условий образовательной среды

Условия и критерии эффективной образовательной среды

Условия эффективной образовательной среды как интегрального понятия следующие:

• каждому возрасту соответствуют определенные психологические новообразования;

• обучение организовано на основе ведущей деятельности;

• продуманы и реализуются взаимосвязи с другими видами деятельности;

• в методическом обеспечении образовательного процесса имеется система разработок, гарантирующих достижение необходимого развития психологических новообразований и позволяющих провести диагностику уровня процесса.

По данным аналитического обзора, проведенного Институтом ЮНЕСКО по ин-формационным технологиям в образовании в 2011 году на территории СНГ, В 2006–2010 гг. на территории РФ были созданы около 20 000 модулей электронных образовательных ресурсов нового поколения (ЭОР), обеспечивающих реализацию образовательных про-грамм общего среднего образования по следующим предметам: физика, химия, биология, английский язык, география, мировая художественная культура и искусство, история, русский язык, литература, естествознание, математика, информатика, а также по наиболее востребованным профессиям начального профессионального образования и специальностям среднего профессионального образования. Все создаваемые электронные образовательные ресурсы размещены в открытом доступе на сайте Федерального центра информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР, http://fcior.edu.ru).

Т.е. на сегодняшний день и первое, и второе представлены достаточно широко, при этом отмечаются следующие проблемы развития информационно-образовательной среды:

• отсутствие четкого регулирования вопросов качества ИОР и ЭОР (нет единых нормативных механизмов, критериев экспертизы);

• необходимость четкого структурирования, упорядочивания ИОР и ЭОР, их кластеризация и выделение однородных групп с последующим формированием универсальных порталов.

• отсутствие достаточного уровня материально-технического оснащения школ (в отдельных регионах)

Необходимы специализированные, профессиональные, тематические, универсальные порталы информации, объединяющие большое открытое множество информационно-познавательных ресурсов, однородных по определенным признакам, и сами действующие на правах интегрированных информационных ресурсов.

Информатизация образования (ИО) – это не только информатизация образовательной среды и инфраструктуры образования, но и, прежде всего, решение всех проблем ин-формационно-познавательной деятельности, информационного взаимодействия субъектов образования, что предполагает ее проникновение во все поры образовательного процесса и образуемой им образовательной сферы. Это не только информатизация системы образования как сети образовательных учреждений, но и информатизация предмета образования.

Вопрос информатизации образования – на данный момент единая концепция информатизации образования только разрабатывается, до этого единого стандарта и комплекса мероприятий, критериев, определяющих понятие информатизации образования, не было.

Особенностью современного образования является информатизация (ИО), вследствие чего образовательная среда стала информационной – информационно-образовательной средой (ИОС), где эти ее свойства являются неразрывно связанными.

Информационное представление образовательной среды предполагает ее преобразование

в систематизированное информационное пространство, организованное, многомерное,

упорядоченное.

Информационный характер образовательной среды (ИОС) здесь также имеет важное значение. Он создает предпосылки для универсализации средств и ресурсов межпредметной связи.

ИОС – это область и интегрированное средство (ресурс) осуществления и реализации образовательного процесса и образовательного взаимодействия, которое под воздействием информатизации стало информационным - информационно-образовательным, ин-формационно-познавательным, информационно-деятельностным и информационно-коммуникативным.

То есть определяется непосредственная взаимосвязь между ФГОС и образовательной средой. Более того, эта взаимосвязь реализуется в виде комплекса прямой и обратной связи:

• условия образовательного процесса, выраженные в образовательной среде, влияют

• на его реализацию и достигаемые результаты;

• достижение требуемых результатов, указанных в Стандарте, предполагает наличие

• требований к условиям этого достижения.

При каких условиях образовательная среда школы может обеспечить благоприятные условия для развития личности учащихся и педагогов? Это будет достигнуто при следующих условиях:

1) образовательная среда школы представляет собой динамическую много-уровневую социально-педагогическую систему, функционирующую и развивающуюся с учетом ряда принципов;

2) формирование образовательной среды современной школы достигается на основе реализации целостной педагогической концепции;

3) моделирование процесса формирования образовательной среды современной школы в контексте социокультурных и педагогических инноваций создает условия для активного участия учащихся в коммуникативном общении и взаимодействии с целью развития ключевых компетентностей и личностно-творческого потенциала;

4) активизирована готовность учителя к проектированию образовательной среды современной школы в условиях инновационных изменений;

5) реализована система педагогического сопровождения участников образовательной среды школы, основанного на технологиях активного социально-психологического обучения и направленного на оптимизацию развивающих возможностей образовательного пространства;

6) реализована система педагогических технологий и методов работы администрации школы, целенаправленно ориентированных на развитие личности учи-теля и обучающихся в образовательной среде школы.

Информационно-образовательная среда школы должна соответствовать следующим требованиям:

Структурированность и упорядоченность;

Обеспечение единого информационного пространства для взаимодействия всех участников системы образования на уровне школы;

Наличие базовой педагогической концепции образовательной среды, на основе ко-торой выстроена ИОС ;

Участие педагогов в создании и адаптации ИОР и ЭОР, учитывающих специфику образовательного процесса школы;

Информационная компетентность  педагогов, администраторов, учащихся;

Уровень материально-технического оснащения школы, достаточный для применения современных ИКТ и средств ИКТ, ИОР и ЭОР последнего поколения.

Согласно мониторингу проекта модернизации региональных систем общего образования в большинстве регионов достигнуты запланированные значения показателей, указанных ими в заявках в конкурсе на участие в проекте.

Однако по результатам внешней экспертной оценки, обобщенным в резолюции IV Байкальского образовательного форума на сегодняшний день не во всех регионах достигнуты социальные условия, которые обеспечивают получение современного общего образования. В перечень таких условий входят следующие условия, касающиеся образовательной среды:

• каждая школа имеет собственный спортивный зал или зал на условиях договора пользования, в каждой школе оборудованы раздевалки при спортивном зале;

• все школьники, обучающиеся в соответствии с ФГОС НОО, учатся в первую смену;

• все учащиеся, обучающиеся в соответствии с ФГОС НОО, обеспечены естественнонаучной лабораторией для младших школьников;

• кабинеты, для всех школьников, обучающихся в соответствии с ФГОС НОО, обеспечены компьютером, мультимедийным проектором и интерактивной доской с выходом в сеть Интернет на скорости не менее 2Мбит/сек;

• все учителя, работающие со школьниками, обучающихся в соответствии с ФГОС НОО, обучены работе с компьютером, мультимедийным проектором, интерактивной доской и работе с Интернет-технологиями (в том числе работе с электронными образовательными ресурсами);

• в каждой школе обеспечен доступ к сети Интернет на основе беспроводной технологии Wi-Fi на скорости не менее 2 Мбит/сек; 

• все образовательные учреждения, обучающие школьников на 2 и 3 ступени, имеют кабинет физики, химии; лаборантскую в кабинете физики, химии; каждый кабинет химии оснащен специализированной вытяжкой, для обеспечения безопасности химических опытов.