Экспертно-аналитические материалы

Введение эффективного контракта в системе дошкольного образования

Введение эффективного контракта в системе дошкольного образования предусматривает обеспечение обновления кадрового состава и привлечение молодых талантливых педагогов для работы в дошкольном образовании.

25.03.2014

Введение эффективного контракта в системе дошкольного образования предусматривает обеспечение обновления кадрового состава и привлечение молодых талантливых педагогов для работы в дошкольном образовании. Этот процесс, утвержденный на федеральном уровне распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N 2620 в виде Плана мероприятий («Дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» и нашедший свое отражение в региональных «дорожных картах», подразумевает под собой реализацию трех мероприятий:

• разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками организаций дошкольного образования;

• разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций дошкольного образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации дошкольного образования;

• информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта.

Переход на эффективный контракт в системе дошкольного образования так же, как и на других уровнях образования, запланирован на период с 2013 по 2018 год.

Каждый субъект Российской Федерации самостоятельно определил сроки перехода и план действий по переходу на эффективный контракт. Соответственно в каждом субъекте Российской Федерации на текущий момент реализован свой соответствующий намеченному плану объем работ по переводу руководителей и работников дошкольных образовательных организаций на систему эффективного контракта. Рассмотрим, например, ситуацию дел по переходу на эффективный контракт в республике Саха (Якутия), республике Бурятия, Тульской, Кемеровской и Ленинградской областях, информация по которым размещена в открытом доступе на официальных сайтах региональных органов управления образованием.

В республике Саха (Якутия) только начинается реализация мероприятия по организации процесса перехода на систему эффективного контракта. Министром образования республики Саха (Якутия) Татариновой С.С. в январе 2014 года было проведено совещание работников образования по теме «Модели и механизмы введения эффективного контракта в образовании», на котором руководству администраций муниципальных образований только предлагался порядок действий для организации работы по введению эффективного контракта. Для организации работы по введению эффективного контракта Министерство образования республики Саха (Якутия) предложен следующий порядок действий:

1. Создать при администрации муниципального образования рабочую группу по организации работы, связанной с введением эффективного контракта. В состав рабочей группы включить представителей органа управления образованием, специалиста по труду, специалиста юридической службы администрации муниципального образования, представителя территориальных отраслевых профсоюзных организаций, опытных работников образовательных организаций.

2. Разработать нормативные правовые акты об утверждении показателей эффективности деятельности муниципальных организаций, их руководителей и отдельных категорий работников образования.

3. Организовать разъяснительную работу по вопросам введения эффективного контракта в муниципальных образовательных организациях, проведение обучающих семинаров для руководителей муниципальных учреждений по вопросам введения эффективного контракта, встречи с трудовыми коллективами.

4. Разработать индивидуальные трудовые договоры (дополнительные соглашения) с руководителями и работниками образовательных организаций всех типов с использованием показателей и критериев эффективности деятельности руководителей.

В республике Бурятия и Тульской области уже начался процесс заключения эффективных контрактов с руководителями дошкольных образовательных учреждений. По данным, размещенным Министерством образования и науки Республики Бурятия на своем сайте в Интернет, в Республике к февралю 2014 года дополнительные соглашения к трудовым договорам (эффективные контракты) заключены с одной третью руководителей дошкольных образовательных организаций (79 из 235). Согласно данным, озвученным министром образования Тульской области Д.В. Бычковым на заседании коллегии министерства образования Тульской области в феврале 2014 года, в 2013 году дополнительные соглашения к действующим трудовым договорам (эффективные трудовые контракты) заключены со всеми руководителями государственных и муниципальных образовательных организаций.

В Кемеровской и Ленинградской областях подготовлена нормативно-методическая база для перехода на эффективный контракт. В Кемеровской области к концу 2013 года были разработаны и утверждены приказом Департамента образования и науки Кемеровской области (далее Департамент) «Методические рекомендации по разработке показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) образовательных организаций Кемеровской области, их руководителей и педагогических работников по типам организаций». Руководителям образовательных организаций, подведомственных департаменту образования и науки Кемеровской области, данным приказом был установлен срок до 1 марта 2014 г. для разработки показателей эффективности деятельности работников, а также индикаторов их измерения, для установления их целевых значений. Департаментом предложены примерные показатели оценки эффективности деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации. Данные показатели направлены на достижение таких целей, как «Модернизация дошкольного образования», «Создание равных возможностей для получения современного качественного образования». Департаментом выделено три основных показателя:

• организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с реализуемой образовательной программой;

• повышение профессиональной компетенции воспитателя;

• положительная динамика заболеваемости за год.

Этим трем показателям соответствуют 15 индикаторов, по которым и предлагается отслеживать результаты деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации. Для каждого показателя приведена формула расчета, целевое значение показателя, оценка показателя в баллах, периодичность сбора данных по показателю и возможные источники данных для расчета показателя.

Руководителей дошкольных образовательных организаций Кемеровской области предполагается оценивать с помощью 6 ключевых показателей и их индикаторов:

• рейтинг образовательной организации (место, занимаемое дошкольной образовательной организацией в рейтинге);

• обеспечение доступности дошкольного образования (применение дошкольной образовательной организацией инструментов сокращения очередности (при наличии потребности));

• доведение средней заработной платы педагогов до установленного целевого значения (отношение фактической средней заработной платы педагогов за отчетный период (нарастающим итогом с начала года) к установленному целевому значению);

• целевое и эффективное использование имеющихся ресурсов (численность воспитанников на 1 педагогического работника);

• повышение профессиональной компетенции руководителя (прохождение им добровольной сертификации; наличие документа о профессиональной переподготовке по образовательной программе «Менеджмент в образовании»).

Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области подготовлены методические рекомендации по разработке органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования Ленинградской области, и муниципальными образовательными организациями показателей эффективности деятельности основных категорий педагогических работников, а также примерные направления и показатели эффективности деятельности педагогических работников дошкольных образовательных организаций по должностям: «воспитатель», «музыкальный руководитель», «методист», старший воспитатель», «инструктор по физической культуре».

Таким образом, работа по переходу на систему эффективного контракта в системе дошкольного образования проводится в субъектах Российской Федерации и, что немаловажно, ход ее проведения освещается в открытых источниках информации, хотя еще и не во всех субъектах Российской Федерации. Однако размещение такого типа информации в открытом доступе предоставит возможность для ее обсуждения среди широких слоев населения, в том числе, среди работников и руководителей системы дошкольного образования, работников региональных органов управления образованием и профсоюзных организаций, принимающих участие в реализации мероприятий по переходу на эффективный контракт, заинтересованных представителей общественности, представителей федеральных органов управления образованием.