В рамках повышения доступности образования ФЦПРО на 2011 – 2015 годы предусмотрено предоставление равных возможностей для выбора вариативных образовательных услуг, в том числе и в рамках системы взаимодействия университетов и учреждений общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков.
25.11.2013В рамках повышения доступности образования ФЦПРО на 2011 – 2015 годы предусмотрено предоставление равных возможностей для выбора вариативных образовательных услуг, в том числе и в рамках системы взаимодействия университетов и учреждений общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков. Проведенный опрос специалистов учреждений общего образования, вовлеченных в работу с одаренными детьми и подростками, организаторами дистанционного обучения в школе, учителями-предметниками, руководителями учреждений общего образования, позволил определить наличие и эффективность данной системы взаимодействия.
Анализ показал, что образовательные учреждения в подавляющем большинстве взаимодействуют с высшими профессиональными образовательными учреждениями по развитию одаренности у детей и подростков, можно увидеть на рисунке 1. С одним высшим профессиональным образовательным учреждением взаимодействует 67 процентов школ, а 19% взаимодействуют сразу с несколькими Вузами. Но остаются школы, которые не взаимодействуют с Вузами – 14% (или об этом не знают опрашиваемые).
Рисунок 1 — Взаимодействие образовательных учреждений с высшими профессиональными образовательными учреждениями по развитию одаренности у детей и подростков
На рисунке 2 представлена информация об участии сотрудников образовательных учреждений в подготовке/разработке учебников/учебных и дидактических пособий для учащихся/методических пособий/указаний для учителей по развитию одаренности у детей и подростков совместно с преподавателями Вуза(ов). На графике видно большая часть никогда не занималась разработкой каких-либо пособий или методических рекомендаций с участием ВУЗов.
Рисунок 2 — Участие в подготовке/разработке учебников/учебных и дидактических пособий для учащихся/методических пособий/указаний для учителей по развитию одаренности у детей и подростков совместно с преподавателями Вуза(ов)
Информация о предоставлении Вузами собственных методических разработок для учителей по развитию одаренности у детей и подростков представлены на рисунке 3. Более половины учителей получали от Вуз(ов) методические разработки для учителей по развитию одаренности у детей и подростков. Небольшой процент опрошенных такой помощи не получали. 18% хотя методические разработки и получали, но отмечают в них недостатки.
Рисунок 3 — Предоставление Вузами собственных методических разработок для учителей по развитию одаренности у детей и подростков
На рисунке 4 представлена оценка эффективности методической поддержки, оказываемой Вузом(ами) школе по развитию одаренности у детей и подростков. Большая часть опрошенных – 61% считают, что методическая поддержка эффективна, 36% – удовлетворительна, и только 3% опрошенных считают неудовлетворительной методическую поддержку, которую оказывают Вуз(ы) школе.
Рисунок 4 — Эффективность методической поддержки, оказываемой Вузом(ами) Вашей школе по развитию одаренности у детей и подростков
На рисунке 5 представлена информация об участии сотрудников образовательных учреждений в совместном с Вузом(ами) проведении предметных олимпиад/семинаров/конкурсов/конференций по развитию одаренности у детей и подростков. Как видно, подавляющее большинство сотрудников образовательных учреждений принимали участие в мероприятиях как спикеры, как организаторы или просто слушатели.
Рисунок 5 — Участие в совместном с Вузом(ами) проведении предметных олимпиад/семинаров/конкурсов/конференций по развитию одаренности у детей и подростков
Информация об участии специалистов Вузов в руководстве проектной деятельностью учащихся проанализирована и представлена на рисунке 6. На графики видно, что в большинстве школ осуществляется руководство проектной деятельностью учащихся специалистами Вуза(ов), и такое сотрудничество эффективно.
Рисунок 6 – Руководство проектной деятельностью учащихся специалистами Вуза(ов)
Оценка эффективности научной поддержки, оказываемой Вузом(амии) школе по развитию одаренности у детей и подростков представлена на рисунке 7. Большая часть опрошенных оценивают эффективность научной поддержки удовлетворительно – 71%, 22% считают ее эффективной, а 7% оценили ее неудовлетворительно, возможно у данной части опрошенных такая поддержка попросту отсутствует.
Рисунок 7 —Эффективность научной поддержки, оказываемой Вузом(амии) школе по развитию одаренности у детей и подростков
Также, многие учителя проходили повышение квалификации по вопросам развития одаренности у детей и подростков на базе Вуза(ов) показал, что большая часть прошла повышение квалификации. Результаты опроса представлены на рисунке 8.
Рисунок 8 — Повышение квалификации по вопросам развития одаренности у детей и подростков на базе Вуза(ов)
На рисунке 9 представлены данные участии школ в организации/проведении Дней открытых дверей в Вузе(ах). Почти все школы принимали участие в организации/проведении Дней открытых дверей в Вузе(ах), часть по инициативе Вуз(а), а часть по собственной инициативе.
Рисунок 9 — Участие в организации/проведении Дней открытых дверей в Вузе(ах)
Информация о проведении подготовительных курсов на базе школ школе для дальнейшего поступления в Вуз(ы) представлена на рисунке 10. На рисунке видно, что в половине школ курсы проводятся (45%), в основном по инициативе со стороны Вуза, а в другой половине – не проводятся (при чем как из-за отсутствия инициативы ВУЗов, так и из-за отсутствия инициативы школ).
Рисунок 10 — Проведение подготовительных курсов в школах для дальнейшего поступления в Вуз(ы)
На рисунке 11 представлены данные о проведении на базе школ совместных с Вузом(ами) олимпиад школьников. В 34% школ олимпиады не проводятся из-за отсутствия инициативы со стороны Вуза(ов), в 27% по инициативе школы. В 31% школ совместные олимпиады проводятся по инициативе Вуза(ов), а в 8% по инициативе школы.
Рисунок 11 — Проведение в школах совместных с Вузом(ами) олимпиад школьников
Таким образом, по полученным результатам анализа данных, собранных в ходе социологического исследования, можно судить о достаточно высокой эффективности деятельности университетов по развитию одаренности у детей и подростков при взаимодействии с учреждениями общего образования относятся, включая:
• высокое качество оказываемой учебно-методической поддержки;
• высокое качество оказываемой научно-методической поддержки;
• эффективность поддержки кадрового потенциала общеобразовательных учреждений;
• высокое качество профориентационной работы.
Однако в некоторых случаях взаимодействие между университетами и учреждениями общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков, имеет низкую эффективность из-за отсутствия инициативы как со стороны Вузов, так и со стороны школ.