Информационно-аналитические материалы

Оценка внедрения модели организации и финансирования повышения квалификации работников образования, обеспечивающей непрерывность и адресный подход к повышению квалификации

Стратегической целью государственной политики в области модернизации образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

27.11.2014

Стратегической целью государственной политики в области модернизации образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. В непрерывном повышении квалификации педагогических работников выполняет важнейшую задачу внедрение модели организации и финансирования повышения квалификации работников образования, обеспечивающей непрерывность и адресный подход к повышению квалификации.

На основании опроса специалистов региональных и муниципальных органов управления образованием была проведена оценка внедрения модели организации и финансирования повышения квалификации работников образования, обеспечивающей непрерывность и адресный подход к повышению квалификации.

Региональная модель организации и финансирования повышения квалификации работников образования, обеспечивающей непрерывность и адресный подход к повышению квалификации среди респондентов реализуется у 87% опрошенных.

При персонифицированная база данных педагогических работников и управленческих кадров создана в регионах  68% респондентов, на региональном и муниципальном уровне у 71% респондентов, 26%  отметили, что она есть только на  региональном уровне (рисунок 1).

Рисунок 1 — Уровень создания персонифицированной базы данных педагогических работников и управленческих кадров

Однако, более половины (66%) респондентов считают, что механизмы работы с персонифицированной базой данных педагогических работников и управленческих кадров не разработаны.

Большинство (59%) респондентов отметили, что в рамках модели также создан банк (реестр) учебных модулей образовательных программ повышения квалификации.

Анализируя возможности реализации права на прохождение повышения квалификации каждые 5 лет (рисунок 2), можно сказать, что 80% респондентов считают, что все педагогические работники имеют возможность проходить повышение квалификации один раз в 5 лет.

Рисунок 2 – Предоставление возможности проходить повышение квалификации один раз в 5 лет

Также, в некоторых моделях повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров предусмотрена возможность обучения без отрыва от рабочего места – на это указали 39%, однако большее количество моделей такую возможность не предоставляют (57%).

Среди выявленных проблем реализации модели можно отметить следующие.

78% респондентов считают, что модель не предусматривает процедуру диагностики образовательных потребностей работников образования (рисунок 3), 64% респондентов считают, что модель не обеспечивает возможности выбора работниками образования места, времени, содержания и форм повышения квалификации (рисунок 4), 61% респондентов считают, что у работников образования не имеется возможность пройти оценочные процедуры профессионального и психолого-педагогического тестирования в рамках курсов повышения квалификации (рисунок 5).

Рисунок 3 – Наличие в модели процедуры диагностики образовательных потребностей работников образования

Рисунок 4 – Наличие в модели возможности выбора работниками образования места, времени, содержания и форм повышения квалификации

Рисунок 5 – Наличие в модели возможности выбора у работников образования пройти оценочные процедуры профессионального и психолого-педагогического тестирования в рамках курсов повышения квалификации

66% респондентов считают, что предлагаемые программы повышения квалификации учитывают уровень квалификации работников образования (рисунок 6).

Рисунок 6 – Учет уровня квалификации работников образования в программах повышения квалификации

58% респондентов считают, что в рамках модели повышения квалификации разработана система мотивации работников образования к повышению уровня своей квалификации (рисунок 7), в рамках которой организуется проведение фестивалей (50%) и конкурсов (48%) (рисунок 8).

Рисунок 7 – Наличие системы мотивации работников образования к повышению уровня своей квалификации

Рисунок 8 –Проведение конкурсов педагогического мастерства, фестивалей в рамках системы мотивации

Среди форм повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров были выделены: курсы; семинары; конференции (рисунок 9).

Рисунок 9 – Формы повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров

В рамках модели повышения квалификации, по мнению 65% респондентов, обеспечивается поддержка сетевых педагогических сообществ, занимающихся развитием профессионального потенциала учителей, осуществляющих консультационное и методическое сопровождение их деятельности.

Однако по мнению 72% респондентов в рамках реализации модели не вводятся новые механизмы финансирования повышения квалификации  (рисунок 10), также не закреплены механизмы альтернативного финансирования профессиональной подготовки кадров при дефиците бюджетных ресурсов (по мнению 39% опрошенных) (рисунок 11).

Рисунок 10 – Введение в рамках реализации модели новых механизмов финансирования повышения квалификации

Рисунок 11 – Наличие в модели механизмов альтернативного финансирования профессиональной подготовки кадров при дефиците бюджетных ресурсов

По мнению почти половины (49%) респондентов, в их регионе сетевое взаимодействие образовательных организаций, имеющих лицензию на оказание образовательных услуг по повышению квалификации и профессиональной переподготовке на договорной основе. При этом только в половине из них разработана нормативно-правовая база такого сетевого взаимодействия.

Так же в половине моделей разработано положение о накопительной системе повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (по мнению 51% респондентов)  (рисунок 12).

Рисунок 12 – Наличие разработанного положения о накопительной системе повышения квалификации педагогических и управленческих кадров

В целом по представленным на рисунке 13 данным, можно оценить перспективы реализации модели организации и финансирования повышения квалификации работников образования, обеспечивающей непрерывность и адресный подход к повышению квалификации:

33% респондентов оценили перспективу реализации модели организации и финансирования повышения квалификации работников образования, обеспечивающей непрерывность и адресный подход к повышению квалификации в их населенном пункте на 3 балла (скорее есть перспектива);

27% оценили перспективу на 2 балла (скорее нет перспективы, чем есть);

21% оценили перспективу на 4 балла (есть перспектива реализации модели);

19% оценили перспективу на 1 балла (нет перспективы).

Рисунок 13 –Перспективы реализации модели организации и финансирования повышения квалификации работников образования, обеспечивающей непрерывность и адресный подход к повышению квалификации

По результатам проведенного анализа данных анкетирования, однозначную оценку реализуемой в регионах модели организации и финансирования повышения квалификации работников образования, обеспечивающей непрерывность и адресный подход к повышению квалификации дать сложно.

С одной стороны, в во всех регионах модель организации и финансирования повышения квалификации работников образования, обеспечивающей непрерывность и адресный подход к повышению квалификации имеется, в ее рамках используются персонифицированные базы данных педагогических работников и управленческих кадров, реестры учебных моделей образовательных программ, проработана нормативно-правовая база реализации модели.

Но имеется ряд трудностей с поддержкой сетевых педагогических сообществ, внедрению новых механизмов финансирования.

В целом же, можно утверждать, что модели организации и финансирования повышения квалификации имеют место и перспективы их использования в дальнейшем существуют.