Информационно-аналитические материалы

Развитие системы подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена в контексте социально-экономического развития регионов

В анкетировании «Развитие системы подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена в контексте социально-экономического развития регионов», проводимом с 24 августа 2015 года по 25 сентября 2015 посредством опроса (анкетирования) на платформе сайта www.fcpronews.ru

03.12.2015

В анкетировании «Развитие системы подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена в контексте социально-экономического развития регионов», проводимом с 24 августа 2015 года по 25 сентября 2015 посредством опроса (анкетирования) на платформе сайта www.fcpronews.ru, приняли участие 2180 ученика и 613 педагогов из 63 регионов Российской Федерации:

1. Алтайский край

2. Амурская область

3. Архангельская область

4. Астраханская область

5. Белгородская область

6. Белгородская область

7. Волгоградская область

8. Вологодская область

9. г. Москва

10. Еврейская автономная область

11. Забайкальский край

12. Ивановская область

13. Иркутская область

14. Кабардино-Балкарская Республика

15. Калининградская область

16. Карачаево-Черкесская Республика

17. Кировская область

18. Костромская область

19. Краснодарский край

20. Краснодарский край

21. Курская область

22. Ленинградская область

23. Московская область

24. Мурманская область

25. Нижегородская область

26. Новгородская область

27. Новосибирская область

28. Омская область

29. Оренбургская область

30. Орловская область

31. Пензенская область

32. Пермский край

33. Республика Алтай

34. Республика Башкортостан

35. Республика Дагестан

36. Республика Ингушетия

37. Республика Калмыкия

38. Республика Карелия

39. Республика Крым

40. Республика Марий Эл

41. Республика Мордовия

42. Республика Саха (Якутия)

43. Республика Татарстан (Татарстан)

44. Ростовская область

45. Самарская область

46. Санкт-Петербург

47. Саратовская область

48. Сахалинская область

49. Свердловская область

50. Смоленская область

51. Ставропольский край

52. Тамбовская область

53. Тверская область

54. Томская область

55. Тульская область

56. Тюменская область

57. Удмуртская Республика

58. Ульяновская область

59. Хабаровский край

60. Челябинская область

61. Чувашская Республика

62. Чукотский АО

63. Ямало-Ненецкий АО

Результаты анализа данных голосования педагогических работников образовательных организаций

Количество респондентов из каждого региона варьировалось от 2 до 138 человек.

В результате обработки данных были получены результаты, представленные ниже.

Были выявлены следующие социально-демографические характеристики опрашиваемых: пол, возраст, образование, социальное происхождение, профессия, место жительства.

Анализ данных по количеству анкет по гендерному признаку представлен на рисунке 1 и свидетельствует, что большинство анкет заполнили женщины – 73%, и только 27% мужчины.

Рисунок 1 – Гендерный состав по стране

Большинство опрошенных проживают в городской местности – 84 %, и только 16 % опрошенных проживают в сельской местности.

Большую часть опрошенных составляют преподаватели. В наименьшем количестве среди опрошенных представлен производственный персонал.

Рисунок 2 – Должность опрашиваемых по стране

Как видно на рисунке 3 большую часть всех опрошенных составляют респонденты в возрасте от 35 до 44 лет.

Рисунок 3 – Возрастная категория по стране

На рисунке 4 отображено, что по уровню образования наибольшее количество (53%) составляют опрошенные, окончившие специалитет и магистратуру.

Рисунок 4 – Уровень образования по стране

Общий стаж работы большинства (36%) респондентов составил от 10 до 19 лет, что представлено на рисунке 5.

Рисунок 5 – Общий стаж работы по стране

Педагогический стаж большинства (33%) респондентов составил от 4 до 9 лет, что представлено на рисунке 6.

Рисунок 6 – Педагогический стаж по стране

Анализ социально-демографических характеристик опрашиваемых показал, что в исследовании в значительном большинстве приняли участие женщины, жители городской местности с высшим профессиональным образованием (специалитет, магистратура), в возрасте от 35 до 44 лет, которые занимают должность преподаватель, имеющие общий стаж работы от 10 до 19 лет и педагогический стаж от 4 до 9 лет.

В ответе на вопрос о том, что является приоритетным для развития системы профессионального образования не было единого лидирующего мнения, однако большинство (16%) голосов было отдано за создание современной материально-технической (здания, помещения, лаборатории и др.) и учебно-методической (пособия, литература и др.) базы для подготовки студентов, что отображено на рисунке 7.

Рисунок 7 Приоритеты для развития системы профессионального образования по стране

В разрезе округов также не было выявлено единогласного мнения, что показано на рисунке 8.

Рисунок 8  Приоритеты для развития системы профессионального образования по округам

Наиболее активно приоритетность создания современной материально-технической (здания, помещения, лаборатории и др.) и учебно-методической (пособия, литература и др.) базы для подготовки студентов поддержали регионы, представленные на рисунке 9.

Рисунок 9  Приоритеты для развития системы профессионального образования по регионам

Далее респондентам был представлен ряд вопросов, в которых необходимо было оценить по пятибальной шкале готовность системы СПО к внедрению инноваций, предусмотренных указанными ориентирами.

Общую готовность преподавателей и руководителей к профессиональному самосовершенствованию и адаптации их методов работы большинство (46%) опрашиваемых оценило на 3 балла, что представлено на рисунке 10.

Рисунок 10 – Оценка общей готовности преподавателей и руководителей к профессиональному самосовершенствованию и адаптации их методов работы по стране

Наличие ресурсов (материально-технических, организационных, информационных, кадровых) для поддержки внедрения перемен большинство (49%) опрашиваемых оценило на 3 балла, что показано на рисунке 11.

Рисунок 11 – Оценка наличия ресурсов (материально-технических, организационных, информационных, кадровых) для поддержки внедрения перемен по стране

Аналогичный результат, представленный на рисунке 12, наблюдался в разрезе округов, где три федеральных округа единогласно выбрали оценку «3» для данного ориентира.

Рисунок 12  Оценка наличия ресурсов (материально-технических, организационных, информационных, кадровых) для поддержки внедрения перемен по округам

На рисунке 13 представлены регионы, которые отдали максимальное количество голосов за оценку «3».

Рисунок 13  Регионы с максимальным количеством ответов «3»

Наличие стимулов (например, система поощрения профессионального развития персонала, повышения качества в учреждениях СПО, инклюзивность образования) к внедрению перемен респонденты в своем большинстве (32%) также оценили на 3 балла, однако с небольшим отрывом от остальных вариантов ответа, что представлено на рисунке 14.

Рисунок 14 – Оценка наличия стимулов (например, система поощрения профессионального развития персонала, повышения качества в учреждениях СПО, инклюзивность образования) к внедрению перемен по стране

На рисунке 15 показано, что подобным образом распределились голоса и в разрезе округов.

Рисунок 15  Оценка наличия стимулов (например, система поощрения профессионального развития персонала, повышения качества в учреждениях СПО, инклюзивность образования) к внедрению перемен по округам

На рисунке 16 представлены регионы, которые отдали максимальное количество голосов за оценку «3».

Рисунок 16  Регионы с максимальным количеством ответов «3»

Степень готовности учреждения СПО принять на себя ответственность за внедрение основных стратегических ориентиров в системе СПО большинством (44%) опрашиваемых была оценена в 3 балла, что представлено на рисунке 17.

Рисунок 17 – Оценка степени готовности учреждения СПО принять на себя ответственность за внедрение основных стратегических ориентиров в системе СПО по стране

Аналогичная оценка также лидировала в большинстве округов, что показано на рисунке 18.

Рисунок 18  Оценка степени готовности учреждения СПО принять на себя ответственность за внедрение основных стратегических ориентиров в системе СПО по округам

Потенциал к использованию информационно-аналитической базы в целях мониторинга и оценки прогресса также большинством (45%) участников анкетирования был оценен на 3 балла, что представлено на рисунке 19.

Рисунок 19 – Оценка потенциала к использованию информационно-аналитической базы в целях мониторинга и оценки прогресса по стране

В связи с этим, можно сделать вывод, что преобладающей оценкой была «3», а значит большинство опрашиваемых не может категорично оценить ни один из представленных ориентиров, которые предусматривают готовность системы СПО к внедрению инноваций.

Большинство (33%) респондентов также оценило привлекательность СПО в нашей стране на оценку «3», что отображено на рисунке 20.

Рисунок 20 – Оценка привлекательности СПО в нашей стране

Большинство (46%) опрашиваемых среди изменений в составе зачисляемых в образовательную организацию студентов за последние 5 лет отмечают изменения в уровне подготовки учащихся, что отображено на рисунке 21.

Рисунок 21 - Изменения в составе зачисляемых в образовательную организацию студентов за последние 5 лет по стране

На рисунке 22 показано, как распределились ответы в разрезе регионов.

Рисунок 22 - Изменения в составе зачисляемых в образовательную организацию студентов за последние 5 лет по регионам

На вопрос «Повлияли ли изменения в составе зачисляемых в образовательную организацию студентов на эффективность деятельности организации?» большинство (43%) опрашиваемых ответило, что эффективность деятельности снизилась. Результаты ответы на этот вопрос в разрезе страны представлены на рисунке 23.

Рисунок 23 – Оценка влияния изменений в составе зачисляемых в образовательную организацию студентов на эффективность деятельности организации по стране

Большинство (60%) опрашиваемых считает недостаточным количество времени, которое отведено педагогическому работнику системы СПО на подготовку к занятиям, что представлено на рисунке 24.

Рисунок 24 – Оценка количества времени, которое отведено педагогическому работнику системы СПО на подготовку к занятиям по стране

Большинство (62%) опрашиваемых также считает недостаточным количество времени, которое отведено педагогическому работнику системы СПО на обмен опытом с другими педагогами, что представлено на рисунке 25.

Рисунок 25  Оценка количества времени, которое отведено педагогическому работнику системы СПО на обмен опытом с другими педагогами по стране

Данное мнение было лидирующим в разрезе всех округов.

На вопрос о количестве времени, которое отведено педагогическому работнику системы СПО на осмысление учебного процесса большинство опрашиваемых ответило «не достаточно», однако с небольшим отрывом от второго варианта, что представлено на рисунке 26.

Рисунок 26  Оценка количества времени, которое отведено педагогическому работнику системы СПО на осмысление учебного процесса по стране

Среди системных факторов учебной среды, которые позитивно или негативно влияют на результативность преподавания и обучения в вашей образовательной организации большинство (27%) выделило дисциплину учащихся и посещаемость учащимися занятий, что отображено на рисунке 27.

Рисунок 27  Системные факторы учебной среды, которые позитивно или негативно влияют на результативность преподавания и обучения в вашей образовательной организации по стране

Регионы, в которых было дано максимальное количество ответов «посещаемость учащимися занятий» и «дисциплина учащихся», представлены на рисунке 28.

Рисунок 28  Регионы с максимальным количеством ответов «посещаемость учащимися занятий» и «дисциплина учащихся»

На рисунке 29 показано, что по пятибальной шкале большинством (39%) респондентов актуальность учебных программ и учебных планов организации системы СПО в целом была оценена на 3 балла.

Рисунок 29  Оценка актуальности учебных программ и учебных планов организации системы СПО в целом по стране

Большинство (57%) респондентов согласились с тем, что как преподаватель организации СПО имеют право на принятие решений по учебному плану касательно каждой дисциплины и каждой программы обучения, что отображено на рисунке 30.

Рисунок 30 – Права преподавателя организации СПО по стране

Большинство (36%) опрашиваемых оценило актуальность учебников и учебных материалов, применяемых в образовательном процессе (соответствие содержания современным педагогическим подходам и научным концепциям, требованиям к компетенциям и квалификации выпускника) на 4 балла, что представлено на рисунке 31.

Рисунок 31 – Оценка актуальности учебников и учебных материалов, применяемых в образовательном процессе

Однако, как показано на рисунке 32, в разрезе округов мнения разделились.

Рисунок 32  Оценка актуальности учебников и учебных материалов, применяемых в образовательном процессе 

На рисунке 33 показано, что большинство (38%) респондентов оценивают качество учебников и учебных материалов, применяемых в образовательном процессе (язык и изложение, грамотность, оформление, полиграфия) на 3 балла.

Рисунок 33 – Оценка качества учебников и учебных материалов, применяемых в образовательном процессе

Однако были регионы в которых максимальное количество ответов было дано с оценкой «2» и «4», что представлено на рисунке 34.

Рисунок 34 — Оценка качества учебников и учебных материалов, применяемых в образовательном процессе

Среди используемых в организациях способов вовлечения родителей в процесс обучения и коммуникации с ними в наибольшем (32%) количестве ответов представлен «регулярность и посещаемость родительских собраний», что отображено на рисунке 35.

Рисунок 35 — Способы вовлечения родителей в процесс обучения и коммуникации с ними по стране

На рисунке 36 показано, что аналогично распределилось количество ответов среди опрашиваемых и в разрезе округов.

Рисунок 36 — Способы вовлечения родителей в процесс обучения и коммуникации с ними по округам

Наибольшее количество ответов «регулярность и посещаемость родительских собраний» было дано респондентами в регионах, представленных на рисунке 37.

Рисунок 37 — Регионы с максимальным количеством ответов «регулярность и посещаемость родительских собраний»

Результаты анализа данных голосования учеников образовательных организаций

Количество респондентов из каждого региона варьировалось от 10 до 143 человек.

В результате обработки данных были получены результаты, представленные ниже.

Больше всего было получено ответов из Амурской области, Республики Татарстан, Хабаровского края, Республики Башкортостан, Кировской области, Омской области. Меньше всего было ответов из таких регионов: Белгородская, Ленинградская, Тамбовская, Свердловская, Новгородская, Оренбургская, Забайкальский край, Республика Крым.

Были выявлены следующие социально-демографические характеристики опрашиваемых: пол, возраст, образование, место жительства.

Количество анкет, заполненными женщинами, составляет 58,39%, а количество анкет, заполненными мужчинами, – 41,61%.

В опросе принимали участие респонденты разных возрастов: до 14 лет – 7,92%, большая часть – от 15 до 18 лет 54,91%, от 19 до 25 – 35,82%, старше 25 лет всего 1,34%. Анализ анкет социального исследования (по полу) приведен на рисунке 38.

Рисунок 38 – Возрастная категория респондентов, %

Большинство респондентов участвовавших в опросе проживают в городе – 82,03%, а в сельской местности составило всего 17,97%.

Всего 1% опрашиваемых не обучаются в профессиональной образовательной организации.

Респонденты указали, что все направления развития системы профессионального образования являются приоритетными, как показано на рисунке 39.

Рисунок 39 – Системы развития профессионального образования, %

На рисунке 40 показаны приоритетные системы профессионального образования по четырем федеральным округам.

Рисунок 40 – Системы развития профессионального образования по федеральным округам, %

На рисунке 41 показаны регионы, в которых респонденты считают, что современная система профессионального образования и обучения «Да, готова» к реформированию и внедрению инноваций.

Рисунок 41 – Система профессионального образования и обучения «Да, готова» к реформированию и внедрению инноваций по регионам, %

В целом по стране мнения разделились это видно на рисунке 42. Следует отметить наименьший процент – 6,62% это ответы респондентов которые считают, что система профессионального образования и обучения «Нет, не готова» к реформированию и внедрению инноваций.

Рисунок 42 – Готова ли современная система профессионального образования и обучения к реформированию и внедрению инноваций, %

На рисунке 43 представлено распределение ответов на вопрос «Оцените, пожалуйста, необходимо ли внедрение изменений и реформирование процессов профессионального обучения в организации, где вы обучаетесь? (1 – не нужно, 5 – очень актуально)». На диаграмме видно всего 9,03% респондентов считают, что в их учебных организациях не нужны изменения и реформации процессов обучения. Большая часть опрошенных ответили, что изменения нужны.

Рисунок 43 – Готова ли современная система профессионального образования и обучения к реформированию и внедрению инноваций (по стране), %

Если рассмотреть результаты в 10 регионах (рисунок 44), активно участвовавших в опросе, то видно, что тенденция сохраняется.

Рисунок 44 – Готова ли современная система профессионального образования и обучения к реформированию и внедрению инноваций (по регионам), %

Разнообразными являются мероприятия по обеспечению соответствия профессиональных знаний и умений выпускников, которые проводятся в учебных организациях (рисунок 45).

Рисунок 45 – Мероприятия по обеспечению соответствия профессиональных знаний и умений выпускников требованиям рынка проводимые в организации (по стране), %

Рассмотрим как используются мероприятия по обеспечению соответствия профессиональных знаний и умений выпускников в организациях на Северо-Западном, Дальневосточном, Сибирском, Приволжском, Северо-Кавказском федеральных округах. На рисунке 46 видно, что тенденция использования мероприятий сохраняется как и в целом по стране.

Рисунок 46 – Мероприятия по обеспечению соответствия профессиональных знаний и умений выпускников требованиям рынка проводимые в организации (по округам), %

Менее разнообразными являются мероприятия, направленные на стимулирование и развитие у выпускников предприимчивости и навыков создания и введения собственного бизнеса (рисунок 47).

Рисунок 47 – Мероприятия, направленные на стимулирование и развитие у выпускников предприимчивости и навыков создания и введения собственного бизнеса, проводимые в учебных организациях (по стране), %

Очень активно проводятся в учебных организациях творческие мероприятия (конкурсы, бизнес проекты и пр.), разрабатываются и обсуждаются бизнес идеи, моделируются конкретные бизнес ситуации. Но следует отметить высокий процент опрашиваемых респондентов, которые ничего не слышали о таких мероприятиях (рисунок 48).

Рисунок 48 – Мероприятия, направленные на стимулирование и развитие у выпускников предприимчивости и навыков создания и введения собственного бизнеса, проводимые в учебных организациях (по округам), %

Организациями проводятся два мероприятия, которые направлены на выявление профессиональных потребностей и устремлений студентов. Опрос дал такие результаты (рисунок 49).

Рисунок 49 – Мероприятия, направленные на стимулирование и развитие у выпускников предприимчивости и навыков создания и ведения собственного бизнеса, %

На рисунке 50 приведены данные по 10 регионам страны, где активно проводятся мероприятия, способствующие профессиональному самоопределению обучающихся.

Рисунок 50 – Мероприятия, способствующие профессиональному самоопределению студентов, %

Перечень мероприятий, направленных на удовлетворение профессиональных потребностей и устремлений студентов, и как эти мероприятия используются учебными организациями отображено на рисунке 51.

Рисунок 51 – Мероприятия, направленные на удовлетворение профессиональных потребностей и устремлений студентов, которые проводят организации (по стране), %

Рассмотрим как используются мероприятия, направленные на удовлетворение профессиональных потребностей и устремлений студентов, которые проводят организации в Орловской, Амурской, Новосибирской, Иркутской, Омской, Пензенской областях, Хабаровском и Алтайском крае, Башкортостанской и Татарской Республике. На рисунке 52 видно, что тенденция использования мероприятий сохраняется как и в целом по стране.

Рисунок 52 – Мероприятия, направленные на удовлетворение профессиональных потребностей и устремлений студентов, которые проводят организации (по регионам), %

При ответе на вопрос «Как вы думаете, влияют ли изучаемые вами дисциплины (модули) на дальнейшие возможности в сфере образования или карьерного роста? Оцените по 5-балльной шкале (где 1 – не влияют, и 5 – сильно влияют)» были получены результаты изображенные на рисунке 53.

Рисунок 53 – Как влияют изучаемые дисциплины (модули) на дальнейшие возможности в сфере образования или карьерного роста, %

Респонденты считают, что организации, в которых они обучаются, не оказывают поддержку в процессе выбора предметов и дисциплин, профиля, специализации. Опрос показал результат 63,89% (рисунок 54).

Рисунок 54 – Оказывает ли вам организация, в которой вы обучаетесь, поддержку в процессе выбора вами предметов и дисциплин, профиля, специализации, %

При оценивании респондентами, по шкале от 1 до 5 (где 1 – низший показатель, и 5 - высший) качество учебников и учебных материалов (язык и изложение, грамотность, оформление, полиграфия) большинство (31,06%) отметили 4 балла (рисунок 55).

Рисунок 55 – Оценка качества учебников и учебных материалов (язык и изложение, грамотность, оформление, полиграфия), %

При оценивании респондентами, по шкале от 1 до 5 (где 1 – низший показатель, и 5 - высший) актуальность учебников и учебных материалов (соответствие содержания современным запросам рынка труда, подхода к обучению) были получены следующие результаты (рисунок 56).

Рисунок 56 – Оценка респондентами актуальность учебников и учебных материалов (соответствие содержания современным запросам рынка труда, подхода к обучению), %