Новости образования • Информация о ходе реализации ФЦПРО 2016-2020 • Реализация проектов в сфере образования
Личный кабинет
Информационно-аналитические материалы

Результаты анализа данных анкетирования по теме «Результативность дистанционного обучения и практика использования результатов дистанционного обучения»

В социологическом исследовании приняло участие 1103 респондента из 59 субъектов РФ. Количество респондентов из каждого региона варьируется от 8 до 28 человек.

19.11.2013

В социологическом исследовании приняло участие 1103 респондента  из 59 субъектов РФ. Количество респондентов из каждого региона варьируется от 8 до 28 человек.

Целевая аудитория – учащиеся образовательных учреждений и их родители (законные представители).

На основании полученных ответов можно сделать вывод, что большинство детей (64,17%) принимает участие в дистанционном образовании (рисунок 1). 26,69% респондентов ответили, что их ребенок не принимает участие в дистанционном образовании.

При этом, дети обучаются дистанционно в рамках подготовки к сдаче ЭГЕ и ГИА (27,13%),  получения дополнительного образования (24,65%),  подготовки к поступлению в ССУЗ и ВВУЗ (20,01%), научно-исследовательской работы (14,99%), подготовки и участия в олимпиадах (7,77%), получения общего образования (4,58%) (рисунок 2).

Рисунок 1 – Ответы на вопрос «Ваш ребенок принимает участие в дистанционном образовании?»

Рисунок 2 – Ответы на вопрос «Дистанционное обучение ребенок проходит в рамках?»

На вопрос «Как часто Ваш ребенок пользуется дистанционными формами обучения» большинство респондентов (50,01%) дали ответ «редко». Дети 23,8% респондентов постоянно пользуются дистанционными формами обучения, 22,91% - по мере необходимости и 3,15% затруднились ответить на данный вопрос (рисунок 3).

Рисунок 3 – Ответы на вопрос «Как часто Ваш ребенок пользуется дистанционными формами обучения?»

На рисунке 4 представлен график, характеризующий наиболее распространенные формы дистанционной работы учителя (преподавателя) с детьми. Проанализировав график можно определить, что 26,88% респондентов такой формой указали «консультирование по учебным темам», 21,68% – «передача задания и получение результата по выполненному заданию», 17,73% – «проверка знаний с помощью тестирования», 14,79% – «организация работы над проектом», 10,46% – «проведение полноценных уроков», 4,51% – «обсуждение учебного материала».

На рисунке 5 представлен график, характеризующий наиболее распространенные средства, которые  использует учитель (преподаватель) в процессе дистанционного обучения. Проанализировав график можно определить, что 17,46% респондентов считают, что учитель (преподаватель) в процессе дистанционного обучения использует электронную почту; 16,79% – чаты в Интернет, 16,75% – электронную школу, 15,41%  – скайп, 11,85% – школьный сайт, 10,47% – Интернет-форум, 8,71% –систему дистанционного обучения.

Рисунок 4 – Ответы на вопрос «Укажите формы дистанционной работы учителя (преподавателя) с Вашим ребенком?»

Рисунок 5 – Ответы на вопрос «Какие средства использует учитель (преподаватель) в процессе дистанционного обучения?»

На вопрос «Учитель (преподаватель) вовлекает Вас в процесс дистанционного обучения Вашего ребенка?» большинство респондентов (60,47%) ответили утвердительно. Отрицательно – 39,53% (рисунок 6).

Рисунок 6 – Ответы на вопрос «Учитель (преподаватель) вовлекает Вас в процесс дистанционного обучения Вашего ребенка?»

На рисунке 7 представлен график, характеризующий наиболее распространенные средства, которые использует учитель (преподаватель) для вовлечения родителей в образовательный процесс. 40,3% респондентов указали, что учитель (преподаватель) для их вовлечения в образовательный процесс использует электронный дневник; 28,56% – электронную почту, 26,35%  – скайп.

При оценке эффективности использования в образовательном процессе видеоуроков большинство респондентов (91,54%) ответили, что использование в образовательном процессе видеоуроков эффективно в рамках отдельных учебных предметов. 8,46% – использование в образовательном процессе видеоуроков эффективно по всем учебным предметам (рисунок 8).

Рисунок 7 – Ответы на вопрос «Какие средства использует учитель (преподаватель) для Вашего вовлечения в образовательный процесс?»

Рисунок 8 – Ответы на вопрос «Вы считаете, что использование в образовательном процессе видеоуроков эффективно?»

На рисунке 9 представлен график, показывающий какие задачи решает дистанционное обучение. Проанализировав график можно определить, что 16,16% респондентов считают, что дистанционное обучение в первую очередь предоставляет возможность обучения в удобное время и удобном месте, 16,10% – развивает способности ребенка, 15,02% – предоставляет возможность расширить круг своего общения, 14,86% – формирует навыки работы с объемами информации, развивает самостоятельность в поиске и использовании необходимой информации, 13,88% – повышает у ребенка уровень знаний, умений, навыков, 11,79%  – формирует мотивацию к самообразованию, 10,58% – развивает навыки самоконтроля. 

Рисунок 9 – Ответы на вопрос «Как Вы считаете, какие задачи решает дистанционное обучение?»

Таким образом, дистанционное образование решает широкий спектр задач, однако заменить полностью традиционную форму обучения не сможет: большинство респондентов (46,61%) считают, что дистанционное обучение служит хорошим инструментом, дополняющим занятия в школе, а  24, 98% - что дистанционное обучение не может заменить занятия в школе. Четверть опрошенных (27,34% ) все-таки рассматривают дистанционное образование как полноценную альтернативу дистанционной форме обучения (рисунок 10).

Рисунок 10 – Ответы на вопрос «На Ваш взгляд, дистанционное обучение»

При этом, 67,75% респондентов указывают на эффективность применения дистанционных технологий в рамках дополнительного образования учащихся, и лишь  30,48% – на эффективность  в рамках основного образования (рисунок 11).

Рисунок 11 – Ответы на вопрос «Применение дистанционных технологий эффективно?»

При определении основных элементов учебного процесса, реализуемых с помощью дистанционных технологий 32,45% респондентов указали, что образовательное учреждение в ходе реализации учебного процесса предоставляет доступ учащимся к электронным образовательным ресурсам, . 31,62% – организует участие школьников в олимпиадах, конкурсах, научных проектах и исследованиях, 31, 21% – использует видеоуроки по отдельным предметам. Лишь 4,73% респондентов указало,  что проверку и контроль знаний в образовательном учреждении  организуют с помощью компьютерных технологий (рисунок 48).

Рисунок 12 – Ответы на вопрос «Образовательное учреждение, в котором обучается Ваш ребенок?»

На рисунке 13 видно, что большинство (72,37%) респондентов считает, что текущий контроль знаний и промежуточная аттестацию  лучше  проводить сочетая традиционные методы и систему компьютерного тестирования. 24,48% респондентов считают,  что что текущий контроль знаний лучше  проводить с использованием традиционных методов оценки знаний. 3,15% респондентов считают, что что текущий контроль знаний лучше  проводить методами компьютерного тестирования.

Рисунок 13 – Ответы на вопрос «На Ваш взгляд, текущий контроль знаний и промежуточная аттестацию  лучше  проводить»

Результативность дистанционного обучения по мнению родителей и учащихся зависит от квалификации учителей, разрабатывающих видеоуроки (28,8%),- от квалификации учителей, использующих в учебной деятельности видеоуроки и ЭОР (16,79%),  качества самих видеоуроков и ЭОР (18,68%),  от технических возможностей компьютера и качества интернет-связи (14,1% ). В меньшей степени результативность зависит от мотивации ребенка к учебной деятельности (12,33%) и от возможностей самого ребенка (8,5%) (рисунок 14).

25,17% респондентов считают, что наиболее эффективным инструментом  дистанционного обучения является ЭОР, 24,98% - консультации преподавателя в режиме реального времени (on-line), 22,63% - письменные консультации преподавателя по предварительному запросу (off-line), 12,37% - занятия под руководством преподавателей в виртуальных или удаленных лабораториях, 10,59% - видеоуроки, 1,63% - система контроля знаний. (рисунок 15).

Рисунок 14 – Ответы на вопрос «Результативность дистанционного обучения в первую очередь зависит от»

Рисунок 15 – «Применение каких инструментов  дистанционного обучения Вашего ребенка Вы считаете эффективным»

При этом, эффективно ведение дистанционного образовательного процесса  по таким учебным предметам: математика, геометрия, информатика (33,73%); география, обществознание, ОБЖ (31,29%); история, русский язык, литература, иностранный язык (27% ). Эффективность ведения дистанционного образовательного процесса по естественным наукам (биология, химия, физика) очень низкая  -  4,62% (рисунок 16). 

Рисунок 16 – Ответы на вопрос «По каким учебным предметам эффективно ведение дистанционного образовательного процесса?»

27,09% респондентов  считают, что дистанционное обучение эффективно при обучении детей, имеющих ограниченные возможности здоровья; 19,34% - эффективно для обучения детей, пропустивших занятия по болезни; 15,01% - для обучения детей, не желающих посещать общеобразовательную школу; 14,25% - в процессе выявления и развития способностей одаренных детей; 10,08% - для обучения детей, пропустивших занятия по климатическим условиям. Есть родители и ученики (2,93% респондентов), которые считают, что дистанционное обучение является не эффективным обучением (рисунок 17).

Рисунок 17 – Ответы на вопрос «На Ваш взгляд, дистанционное обучение является эффективным?»

Проанализировав полученные данные, можно судить о достаточно высокой эффективности дистанционного обучения в целом, так и  эффективность применяемых способов, методов, видов, инструментов, направлений и моделей дистанционного обучения.