Информационно-аналитические материалы

Создание эффективных условий для успешной адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов в субъектах Российской Федерации

В социологическом исследовании «Создание эффективных условий для успешной адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов в субъектах Российской Федерации», проводимом с 24 августа 2015 года по 25 сентября 2015 посредством опроса

03.12.2015

В социологическом исследовании «Создание эффективных условий для успешной адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов в субъектах Российской Федерации», проводимом с 24 августа 2015 года по 25 сентября 2015 посредством опроса (анкетирования) на платформе сайта www.fcpronews.ru, за время его проведения принял участие 1618 педагогический работник образовательных организаций из 60 регионов Российской Федерации:

1. Алтайский край

2. Амурская область

3. Архангельская область

4. Астраханская область

5. Белгородская область

6. Белгородская область

7. Волгоградская область

8. Вологодская область

9. г. Москва

10. г. Севастополь

11. Еврейская автономная область

12. Забайкальский край

13. Ивановская область

14. Иркутская область

15. Кабардино-Балкарская Республика

16. Калининградская область

17. Карачаево-Черкесская Республика

18. Кемеровская область

19. Кировская область

20. Костромская область

21. Краснодарский край

22. Красноярский край

23. Курская область

24. Ненецкий автономный округ

25. Ленинградская область

26. Московская область

27. Мурманская область

28. Нижегородская область

29. Новгородская область

30. Новосибирская область

31. Омская область

32. Оренбургская область

33. Орловская область

34. Пензенская область

35. Республика Башкортостан

36. Республика Бурятия

37. Республика Дагестан

38. Республика Ингушетия

39. Республика Карелия

40. Республика Саха (Якутия)

41. Республика Татарстан (Татарстан)

42. Ростовская область

43. Санкт-Петербург

44. Саратовская область

45. Смоленская область

46. Ставропольский край

47. Тамбовская область

48. Томская область

49. Республика Тыва

50. Тульская область

51. Тюменская область

52. Удмуртская Республика

53. Ульяновская область

54. Хабаровский край

55. Ханты-Мансийский АО

56. Челябинская область

57. Чеченская Республика

58. Чувашская Республика

59. Чукотский АО

60. Ямало-Ненецкий АО

Количество респондентов из каждого региона варьировалось в широких пределах от 10 до 148 человек.

В результате обработки данных были получены результаты, представленные ниже.

Были выявлены следующие социально-демографические характеристики опрашиваемых: пол, возраст, образование, место жительства.

Анализ данных по количеству анкет по гендерному признаку свидетельствует, что большинство анкет заполнили женщины – 87%, и только 13% мужчины.

Такое (рисунок 1) соотношение характерно практически для всех округов.

Рисунок 1 — Гендерный состав по округам

Большинство опрошенных проживают в городской местности – 83 процента, и только 22 процента опрошенных проживают в сельской местности.

Такое соотношение сохраняется для всех округов, кроме Северо-Кавказского федерального округа, где 66% опрошенных проживают в сельской местности (рисунок 2).

Рисунок 2 — Тип поселения по округам

Как видно на диаграмме большую часть составляют опрошенные в возрасте от 23 до 27 лет (рисунок 3).

Рисунок 3 — Возрастная категория

Такое (рисунок 4) распределение характерно для большинства округов.

Рисунок 4 — Возрастная категория по округам

По уровню образования наибольшее количество (67%) составляют опрошенные, имеющие уровень образования – высшее образование- специалитет (рисунок 5).

Рисунок 5 —Уровень образования

Анализ социально-демографических характеристик опрашиваемых показал, что в исследовании в значительном большинстве приняли участие женщины, жители городской местности с высшим профессиональным образованием, в возрасте от 23 до 27 лет.

Из предложенных факторов, повлиявших на выбор вуза, 32% опрошенных выбрали «Мои родители или родственники были педагогами», при этом более половины опрошенных указали свой ответ.

Рисунок 6 — Влияние на выбор вуза

Большая часть опрошенных на вопрос об удовлетворенности своей профессией ответили положительно, при этом 42% ответили, что удовлетворены частично.

Рисунок 7 — Удовлетворенность профессией

Рисунок 8 — Удовлетворенность профессией по округам

Наиболее эффективными мероприятиями указаны «Знакомство с педагогическим коллективом в рамках методического формирования», «Ознакомление с основными документами образовательной организации» и «Знакомство с традициями и правилами организации» (рисунок 9, 10).

Рисунок 9 — Наиболее эффективные мероприятия

Рисунок 10 — Наиболее эффективные мероприятия по регионам

Практически половина опрошенных (44%) ответили, что мероприятие «Сокращенная нагрузка начинающего педагога» оказало значительную поддержку (рисунок 11).

Рисунок 11 — Сокращенная нагрузка начинающего педагога

На рисунке 12 показаны регионы, в которых проведенное мероприятие оказало наибольшую поддержку начинающим педагогам.

Рисунок 12 — Сокращенная нагрузка начинающего педагога (наилучшие)

Наименьшую поддержку мероприятие оказало в регионах, приведенных на рисунке 13.

Рисунок 13 — Сокращенная нагрузка начинающего педагога (наихудшие)

Больше половины опрошенных (63%) ответили, что проектирование и обсуждение занятий вместе с наставником оказалось значительной поддержкой (рисунок 14).

Рисунок 14 — Обсуждение занятий с наставником

На рисунке 15 приведены регионы, в которых данное мероприятие оказало наибольшую поддержку.

Рисунок 15 — Обсуждение занятий с наставником (наилучшие)

На рисунке 16 приведены регионы, в которых мероприятие оказало меньшую поддержку.

Рисунок 16 — Обсуждение занятий с наставником (наихудшие)

Обсуждение с администрацией состояния дел в первый год работы также оказалось значимой поддержкой для большинства опрошенных (рисунок 17).

Рисунок 17 — Обсуждение с администрацией состояния дел в первый год

работы

По регионам сохраняется практически такое же соотношение (рисунок 17).

Высока оценили участие в процедурах оценки своей педагогической деятельности более половины опрошенных (рисунок 18).

Рисунок 18 — Участие в процедурах оценки своей педагогической

деятельности

Большая часть опрошенных (55%) ответили, что составление личного плана развития и обсуждение его с руководством оказалось значимой поддержкой (рисунок 19).

Рисунок 19 — Составление личного плана развития и обсуждение его с руководством

Наиболее частыми проблемами являются «Учебно-методическое обеспечение преподаваемой дисциплины», «Взаимоотношения родителей обучающихся» и «Отношение обучающихся к педагогам» (рисунок 20, 21).

Рисунок 20 — Частые проблемы

Рисунок 21 — Частые проблемы (по регионам)

На вопрос «Испытываете ли Вы затруднения при использовании знаний в области своего предмета?» ответы разделились практически поровну между «Нет» и «Частично» (рисунок 22).

Рисунок 22 — Затруднения при использовании знаний в области своего

предмета

Такое же соотношение проявляется для большинства округов (рисунок 23).

Регионы, в которых опрошенные практически не испытывали затруднений, показаны на рисунке 24.

Рисунок 23 — Затруднения при использовании знаний в области своего

предмета (по регионам)

Рисунок 24 — Затруднения при использовании знаний в области своего

предмета (наилучшие)

Не испытывали затруднений при формировании занятия и выбора формы обучения практически половина опрошенных (49%) и 39% испытывали частичные затруднения (рисунок 25).

Рисунок 25 — Затруднения при формировании занятия и выбора формы

обучения

Такое же соотношение в целом характерно для отдельных округов (рисунок 26).

Рисунок 26 — Затруднения при формировании занятия и выбора формы

обучения (по регионам)

Большинство опрошенных (78%) высоко оценили эмоциональный фон взаимоотношений ы коллективе (рисунок 27).

Рисунок 27 — Взаимоотношения: Положительный эмоциональный фон

Наиболее высоко положительный эмоциональный фон оценили в Уральском и Южном федеральных округах, как видно на рисунке 28.

Рисунок 28 — Взаимоотношения: Положительный эмоциональный фон (по регионам)

Также, большинство опрошенных (82%) высоко оценили доброжелательность в коллективе (рисунок 29).

Рисунок 29 — Взаимоотношения: Доброжелательность

Максимальный уровень доброжелательности наблюдается в Уральском, Северо-Кавказском и Южном федеральном округах, наименьший – в Крымском (рисунок 30).

Рисунок 30 — Взаимоотношения: Доброжелательность (по регионам)

Высоко оценили требовательность в сочетании с уважением во взаимоотношения в коллективе 78% опрошенных, как видно на рисунке 31.

Рисунок 31 — Взаимоотношения: Требовательность в сочетании с уважением

Мероприятиями, в которых принимали участие наибольшее количество опрошенных, являются «Ежемесячные доплаты от муниципалитета» и «Прибавка к ставке – 20-50 % от ставки для молодого специалиста» (рисунок 32).

Рисунок 32 — Участие в мероприятиях

Такие же мероприятия популярны практически во всех округах, как видно на рисунке 33.

Рисунок 33 — Участие в мероприятиях (по округам)

В качестве основных достоинств работы наиболее часто указывались «Интересная, разнообразная работа» и «Стабильность, определенность» (рисунок 34).

Рисунок 34 —Основные достоинства работы

В некоторых округах, кроме указанных, также популярными являются «Уважение со стороны обучающихся» и «Уважение со стороны коллег» (рисунок 35).

Рисунок 35 — Основные достоинства работы (по округам)

На вопрос «В чем для Вас заключается профессиональное развитие?» голоса практически поровну распределились между вариантами: «Освоение новых методик», «Повышение квалификационной категории (аттестация)», «Реализация собственных идей, проектов» и «Совершенствование мастерства в предметной области» (рисунок 36). Более чем в 2 раза реже выбирался ответ «Освоение новых педагогических профессий, например, менеджер проектов, эксперт, диагност, тьютор и т.д.».

Рисунок 36 — Профессиональное развитие