В рамках реализации проекта «Наша новая школа» одним из направлений развития образования является переход на новые образовательные стандарты.
05.08.2014В рамках реализации проекта «Наша новая школа» одним из направлений развития образования является переход на новые образовательные стандарты.
От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, был осуществлен переход на новые стандарты - требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов.
В любой образовательной программе имеется две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможности выбора. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия.
Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов.
В школе создаются кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. Финансовое обеспечение должно быть построено на принципах нормативно-подушевого финансирования ("деньги следуют за учеником").
Чтобы работа по стандартам была эффективной, развивается система оценки качества образования. Внедряется независимая проверка знаний школьников, в том числе - при их переходе из 4-го в 5-й и из 9-го в 10-й классы. Механизмы независимой оценки могут создаваться силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций.
Основными показателями, отслеживаемыми в рамках мониторинга реализации проекта «Наша новая школа» по направлению «переход на новые образовательные стандарты» являются:
• доля учащихся, обучающихся по ФГОС (в общей численности учащихся общеобразовательных учреждений, реализующих ФГОС), %;
• доля учащихся начальных классов, обучающихся по ФГОС (в общей численности учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений, реализующих ФГОС), %;
• доля учащихся основной школы, обучающихся по ФГОС (в общей численности учащихся основной школы общеобразовательных учреждений, реализующих ФГОС), %;
• доля учащихся старшей школы, обучающихся по ФГОС (в общей численности учащихся старшей школы общеобразовательных учреждений, реализующих ФГОС), %;
• доля общеобразовательных учреждений, в которых используются современные оценочные процедуры для оценки достижений обучающихся по ФГОС в начальных классах:
• механизмы накопительной системы оценивания (портфолио и др.), %;
• проектные, творческие исследовательские работы и др., %;
• иные виды оценивания, отличные от пятибалльной системы, %.
• доля обучающихся по ФГОС, которым обеспечена возможность пользоваться в соответствии с ФГОС, в общей численности обучающихся по ФГОС:
• учебным оборудованием для практических работ, %;
• интерактивными учебными пособиями (доска, мультимедийные установки и др.), %;
• наличие в регионе нормативного акта, в котором утверждена структура норматива на ФОТ и учебные расходы на обеспечение условий реализации ФГОС начального общего образования;
• доля руководителей и педагогических кадров общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и/или профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС, в общей численности руководителей и педагогических кадров, %.
Анализ данных мониторинга основных показателей проекта «Наша новая школа» по направлению «переход на новые образовательный стандарты» за 2013 год (по данным сайта http://www.kpmo.ru/) представлен в таблице 1 и таблице 2.
Достаточно небольшие значения показателя «доля учащихся, обучающихся по ФГОС (в общей численности учащихся общеобразовательных учреждений, реализующих ФГОС)» наблюдаются для более половины субъектов – 68 субъектов со значениями показателя от 31,73% до 39,74% (среди которых Нижегородская область, Брянская область, Республика Дагестан и др.). Средние значения (от 39,92% до 45,54%) наблюдаются в 13 субъектах, а лидирует Ленинградская и Новгородская области (48,60% и 55,97% соответственно).
Таблица 1
– Субъекты РФ с наиболее высокими результатами
Показатель |
Субъекты РФ с наиболее высокими результатами |
||||
Доля учащихся, обучающихся по ФГОС (в общей численности учащихся общеобразовательных учреждений, реализующих ФГОС), % |
Новгородская область (55,97 %) |
Ленинградская область (48,60 %) |
Забайкальский край (45,54 %) |
Республика Хакасия (45,22 %) |
Самарская область (44,48 %) |
Доля учащихся начальных классов, обучающихся по ФГОС (в общей численности учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений, реализующих ФГОС), % |
Новгородская область (99,66 %) |
Забайкальский край (87,35 %) |
Ленинградская область (86,50 %) |
Мурманская область (86,23 %) |
Республика Хакасия (85,63 %) |
Доля учащихся основной школы, обучающихся по ФГОС (в общей численности учащихся основной школы общеобразовательных учреждений, реализующих ФГОС), % |
Новгородская область (27,81 %) |
Ульяновская область (26,08 %) |
Самарская область (23,92 %) |
Ленинградская область (23,63 %) |
Смоленская область (23,28 %) |
Доля учащихся старшей школы, обучающихся по ФГОС (в общей численности учащихся старшей школы общеобразовательных учреждений, реализующих ФГОС), % |
Калининградская область (8,07 %) |
Республика Ингушетия (4,32 %) |
Липецкая область (2,30 %) |
Республика Дагестан (2,06 %) |
Пермский край (1,97 %) |
Доля общеобразовательных учреждений, в которых используются современные оценочные процедуры для оценки достижений обучающихся по ФГОС в начальных классах: |
|||||
- механизмы накопительной системы оценивания (портфолио и др.), % |
Омская область (100 %) |
Костромская область (100 %) |
Псковская область (100 %) |
Республика Татарстан (100 %) |
Ярославская область (96,8 %) |
- проектные, творческие исследовательские работы и др., % |
Омская область (100 %) |
Псковская область (100 %) |
Республика Татарстан (100 %) |
Ярославская область (99,42 %) |
Забайкальский край (96,38 %) |
- иные виды оценивания, отличные от пятибалльной системы, % |
Омская область (100 %) |
Республика Татарстан (100 %) |
Ярославская область (90,99 %) |
Псковская область (89,18 %) |
Алтайский край (70,95 %) |
Доля руководителей и педагогических кадров общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и/или профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС, в общей численности руководителей и педагогических кадров, % |
Омская область (100 %) |
Псковская область (100 %) |
Республика Башкортостан (98,98 %) |
Новосибирская область (93,15 %) |
Владимирская область (92,60 %) |
Значения показателя «доля учащихся начальных классов, обучающихся по ФГОС (в общей численности учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений, реализующих ФГОС)» в пределах от 69,36 % до 79,42 % наблюдаются для большинства субъектов – 63. При этом минимальные значения достигнуты в: Республике Ингушетия (69,36 %), Курганской области (70,5 %) и Ненецком автономном округе (71,55 %). Средние значения (от 79,65 % до 87,35 %) наблюдаются в 19 субъектах. Лидирует Новгородская область, в которой 99,66 % школьников начальных классов обучаются по ФГОС.
Более чем в половине субъектов (58) значения показателя «доля учащихся основной школы, обучающихся по ФГОС (в общей численности учащихся основной школы общеобразовательных учреждений, реализующих ФГОС)», не превышают 9 %, в том числе – в 7 субъектах к обучению учащихся основной школы по ФГОС по данным 2013 года не приступали (значение показателя равно 0%): Брянская область, Нижегородская область, Ненецкий автономный округ, Кировская область, Владимирская область, Республика Алтай и Еврейская автономная область. Средние значения (от 9,62 % до 17,51 %) достигнуты в 17 субъектах, а хорошие – в 8. При этом лидируют Самарская область (23,92 %), Ульяновская область (26,08 %) и Новгородская область (27,81 %).
Не более 2,3 % учащихся старшей школы перешло на обучение по ФГОС (в общей численности учащихся старшей школы общеобразовательных учреждений, реализующих ФГОС) в подавляющем большинстве субъектов (81 субъект), в том числе для 61 регионе значение показателя равно 0 %. Немного выше значение показателя в Республике Ингушетия (4,32 %) и Калининградской области (8,07 %).
Для показателя «доля общеобразовательных учреждений, в которых используются современные оценочные процедуры для оценки достижений обучающихся по ФГОС в начальных классах», анализ показывает следующее:
внедрение механизмов накопительной системы оценивания (портфолио и др.) на уровне от 34,48 % до 56,09 % наблюдается в 40 субъектах, в остальных субъектах – этот показатель выше. При этом в 4 субъектах в 100% образовательных организаций механизмы уже внедрены полностью (Омская, Костромская и Псковская области, Республика Татарстан);
более 50% образовательных организаций (79 субъектов) используют проектные, творческие исследовательские работы в обучении (в том числе в Республике Татарстан, Омской и Псковской областях все 100 % образовательных организаций используют проектные и творческие исследовательские работы). Лишь в 4 субъектах (Иркутская область, Мурманская область, Чукотский автономный округ, Свердловская область) значение показателя не превышает 50 %, но не менее чем 29,28 % (в Иркутской области);
иные виды оценивания, отличные от пятибалльной системы, используют до 40% образовательных организаций в 74 субъектах (от 12,38 % в Кировской области до 39,52 %). А в республике Татарстан и Омской области значение данного показателя достигло 100 %.
Для показателя «доля обучающихся по ФГОС, которым обеспечена возможность пользоваться в соответствии с ФГОС, в общей численности обучающихся по ФГОС», анализ показал следующее:
в 5 регионах (Омской, Волгоградской, Костромской и Псковской области, а также в Республике Татарстан) возможность использовать учебное оборудование для практических работ реализована на уровне 100 %. На уровне выше 82 % эта возможность реализована в 41 субъекте, а не ниже 64,42 % - в 35 субъектах. Лишь в 7 субъектах значение данного показателя не превышает 62 %, но не менее 45 % (45,69 % в Томской области)
возможность использовать интерактивные учебные пособия (доски, мультимедийные установки и др.) реализована на уровне от 56,3 % до 75,16 % в 9 субъектах, а выше 75,3 % - в большинстве регионов (72 субъектах). 100% возможность использовать интерактивные учебные пособия реализована в 7 регионах: Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Тамбовская, Псковская, Костромская, Волгоградская и Омская области. Лишь в 2 субъектах значение данного показателя не превышает 50% - в Свердловской (25,79%) и Иркутской (45,67%) областях.
В 31 субъекте не действуют нормативные акты, утверждающие структуру норматива на ФОТ и учебные расходы на обеспечение условий реализации ФГОС начального общего образования: Республика Хакасия, Смоленская область, Астраханская область, Амурская область, Москва, Свердловская область, Карачаево-Черкесская Республика, Волгоградская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Марий Эл, Иркутская область, Мурманская область, Архангельская область, Республика Северная Осетия-Алания, Костромская область, Рязанская область, Московская область, Ивановская область, Магаданская область, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Ингушетия, Республика Алтай, Тульская область, Тамбовская область, Республика Саха (Якутия), Пензенская область, Орловская область, Липецкая область, Кировская область, Приморский край, Республика Дагестан.
В более чем в половине субъектов (44 субъекта) от 43,32% до 68,43% руководителей и педагогических кадров общеобразовательных учреждений прошли повышение квалификации и/или профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС, менее 43,32% - в 18 субъектах. В остальных регионах более 68,43% прошли повышение квалификации, в том числе в Омской и Псковской области значение данного показателя составило 100 %. На основании данных, предоставленных субъектами на сайте http://www.kpmo.ru/, можно судить о том, что большинство регионов переходит на новые образовательные стандарты хорошими темпами. При этом лидерами являются Республика Татарстан, Псковская и Омская области, в которых практически все показатели находятся на высоком уровне. Новгородская область также показывает хорошие результаты. Значительно отстают в целом по направлению Республика Ингушетия, Мурманская и Иркутская области.