Новости образования • Информация о ходе реализации ФЦПРО 2016-2020 • Реализация проектов в сфере образования
Личный кабинет
Новости

Труд платежом красен: что ждет российских педагогов и учащихся

К началу мая Минобрнауки России завершит распределение бюджетных мест в высшие учебные заведения на 2022–2023 годы. А Минпросвещения сократит некоторые программы в колледжах и уменьшит сроки обучения. Кроме того, в повестке и повышение оплаты труда педагогов. Как решаются проблемы в сфере образования и на что направлены грядущие перемены, разбирались «Известия».

Дороги обещания к экзаменам

Главы Минпросвещения и Минобрнауки рассказали в Госдуме об итогах работы за прошедший год и о дальнейших перспективах. Доклады прошли в рамках подготовки к отчету правительства, который состоится 21 апреля, уточнили «Известиям» в пресс-службе кабмина.

Министр просвещения Сергей Кравцов сообщил депутатам, что к 2030 году планируется охватить системой воспитательной работы всех российских школьников. Это главная задача утвержденной после принятия президентского закона программы воспитания. В 10 регионах страны уже проводится пилотный проект по введению ставок советников и директоров по воспитательной работе.

– –В нашей стране 33 федеральных университета, и в этом году с еще большим масштабом будет развернута приемная кампания в педагогические вузы, – сообщили «Известиям» в Минпросвещения Российской Федерации – Рост качества приема и рост проходного балла, который мы наблюдали до этого, ожидается и в этом году.

Министр образования и науки Валерий Фальков рассказал, что задача, которая стоит перед его министерством, – сократить разрыв между вузами-лидерами и теми, которые не участвовали в программах развития. Примерно 20% вузов устойчиво получали финансирование по различным программам. Сейчас, по его словам, министерство планирует продолжать точечно помогать вузам-лидерам, но главная задача – подтянуть региональные отраслевые вузы. Такую программу глава ведомства обещает запустить уже в нынешнем году.

Рассказал Валерий Фальков и о том, что количество бюджетных мест в вузах Москвы и Санкт-Петербурга сокращать не планируется, при этом в регионах их число увеличат. До 1 мая должно быть завершено распределение бюджетных мест в вузах на 2022–2023 годы. «Всё увеличение бюджетных мест мы направляем в регионы. У нас есть правило, согласно которому мы не уменьшаем бюджетные места в Москве и Санкт-Петербурге, но увеличиваем в регионах, причем акцент делаем на те вузы, где качественное высшее образование», – пояснил министр. В приоритетах по увеличению мест три направления: образование, здравоохранение и информационные технологии.

– Увеличение бюджетных мест необходимо именно для вузов Дальнего Востока, – указал в беседе с «Известиями» ректор Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Амосова (Республика Саха) Анатолий Николаев. – Именно в этом федеральном округе наиболее остро стоят вопросы обеспечения высококвалифицированными кадрами и приостановления оттока населения в центральную и западную части России.

По словам ректора СВФУ, в первую очередь необходимо оценить реальную востребованность в кадрах по направлениям подготовки. «Во-вторых, нужно сделать анализ социально-экономического развития макрорегиона, чтобы на основе прогноза готовить специалистов по наиболее востребованным профессиям, – продолжает Анатолий Николаев. – В-третьих, создать условия для комфортного трудоустройства и проживания для закрепления молодых специалистов. Только в этом случае увеличение бюджетных мест даст реальный эффект и желаемый результат».

В целом по стране количество бюджетных мест в 2021–2022 учебном году, по данным Минобрнауки, увеличится на 9% и составит 576,4 тыс. Из них 33,7 тыс. – дополнительные, выделенные во исполнение послания президента Российской Федерации Федеральному собранию в январе прошлого года.

– Каждый год правительство страны определяет, сколько процентов от общего числа бюджетных мест по каждой специальности отводится для целевиков. Эти квоты утверждаются председателем кабмина. В предстоящем учебном году останутся целевыми большинство бюджетных мест по медицинским специальностям, – сообщила «Известиям» член Совета Федерации Ольга Епифанова. – Например, по специальности «Лечебное дело» их доля составит 70%, по «Педиатрии» – 75%, а по наиболее «дефицитным», узким направлениям ординатуры, таким как кардиология, пульмонология, инфекционные болезни, – до 100%.

По словам сенатора, среди немедицинских специальностей самые большие квоты – до 70% – выделены для обучения специалистов по радиоэлектронике, эксплуатации железных дорог и в некоторых других областях.

Главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании НИУ ВШЭ Ирина Абанкина считает, что увеличение контрольных цифр приема для вузов в регионах будет происходить без уменьшения числа бюджетных мест в центре.

– Речь идет о том, что доступность образования повысится, – разъясняет смысл новаций Ирина Абанкина. – До этого она была 56%, сейчас она увеличилась до 60% от количества выпускников. При этом надо подчеркнуть, что сегодня в регионах понимают привлекательность среднего профессионального образования.

По ее словам, увеличение контрольных цифр приема, в том числе в регионах, идет на фоне снижения числа претендентов, потому что часть выпускников не только после 9-го, но и после 11-го класса предпочитает продолжить образование в колледже.

«У нас есть проблемы»

Большинство абитуриентов и их родителей, разумеется, прежде всего волнует число бюджетных мест. Надо понимать, что распределение контрольных цифр приема по разным направлениям подготовки в настоящее время носит конкурсный характер и должно помочь прогнозировать развитие рынка труда, расставлять приоритеты, совершенствовать государственную политику в области подготовки кадров. В целом и общем увеличение числа бюджетных мест будет происходить ежегодно до 2024 года.

– Рынок труда очень быстро развивается, модернизируются и стандарты, и подходы ко многим профессиям, появляются новые. Люди стали совсем по-другому выстраивать свои карьерные траектории и могут уже не 25–30 лет находиться в одной профессии, а 2–3 года и быстро менять ее на другую через повышение квалификации или самообучение. В этом отношении планировать и прогнозировать государственную политику в масштабах страны становится всё сложнее, – объяснил «Известиям» ректор Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН при РАН, Москва) Денис Фомин-Нилов.

По мнению опрошенных представителей экспертного сообщества, федеральный центр влияет на перераспределение бюджетных мест в вузах в рамках устоявшегося подхода, через конкурсно-бюджетные места. Исходя из этого, прогнозируется, какие специалисты потребуются через 5–6 лет государству и обществу и, соответственно, на какое направление следует выделить больше финансирования.

– Однако уже давно до 2/3 всех студентов обучаются за счет своих родителей, за собственные деньги и, соответственно, сами решают, на какое направление подготовки идти, – говорит Денис Фомин-Нилов. – Они понимают, что для них это своего рода инвестирование в будущее, и предполагают, что их профессия будет востребована, они смогут найти высокооплачиваемую работу на рынке труда для обеспечения своей семьи.

В этом отношении, продолжает ректор ГАУГН, можно сказать, что спрос на образовательные услуги со стороны граждан оказывается более четким индикатором, чем планирование на уровне государства в целом. «В рамках приемных кампаний мы видим, кем хотят быть наши юные граждане сами, как думают их родители или друзья. Здесь вопрос, по сути, перераспределения и расстановки приоритетов расходования федеральных бюджетных средств. И в этом вопросе, мне кажется, у нас есть проблемы», – высказал свое мнение Денис Фомин-Нилов.

Учеба по-быстрому

Министр просвещения Сергей Кравцов завил также и о планах сократить сроки обучения в колледжах. «Сегодня более 50% школьников после 9-го класса выбирают учебу в колледжах и техникумах. Наша задача – обеспечить им условия для качественного обучения и востребованную специальность. Мы обсуждаем вопрос о сокращении сроков обучения по некоторым программам среднего профобразования, чтобы за два года можно было получить специалиста», – сказал чиновник. По его словам, не коснется это направлений подготовки в сфере культуры, здравоохранения, военных специальностей.

Надо брать в расчет, что контрольные цифры приема на самом деле формируют для колледжей сами регионы. И здесь речь идет о подготовке по тем программам, которые связаны с приоритетами социально-экономического развития, с их стратегиями, поясняет Ирина Абанкина. «Всё, что напрямую не связано со стратегиями развития регионов, может попасть под сокращение именно контрольных цифр приема. С другой стороны, мы видим увеличение небюджетного, платного приема в колледжи. Сегодня уже 30% выпускников школ 9-го и 11-го классов оплачивают обучение в колледжах. Поэтому такое сокращение и реструктуризация в пользу востребованных рынком труда конкретного региона направлений подготовки – это важно и оправданно», – подчеркнула Абанкина.

Помимо того, в перспективе планируется и новый способ формирования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) – единый документ для группы по сути одинаковых профессий. «Номенклатура образовательных программ, которая сейчас есть в среднеспециальном образовании, очень громоздкая», – объяснила сенатор Ольга Епифанова.

Но неизбежно встает вопрос о влиянии сокращения сроков на качество образования. «Система и способы усвоения азов профессий со временем тоже меняются, унифицируются, становятся короче, – говорит Епифанова. – Если речь идет о реальной рабочей специальности, то самым правильным, на мой взгляд, была бы некая параллельная система обучения, когда часть недели студент учится в училище, а часть – приобретает навыки будущей профессии на каком-либо предприятии». По ее суждению, сегодня нужно больше полномочий отдавать именно в регионы, чтобы система среднего профессионального образования готовила специалистов с учетом специфики регионального рынка труда.

Как всегда, о деньгах

Министр просвещения сказал в своем выступлении в Госдуме, что в правительстве разрабатывают единую модель оплаты труда учителей. В ближайшее время модель представят на обсуждение депутатам парламента страны. «В соответствии с поручением президента и председателя правительства мы вместе с Минфином и Минтруда разрабатываем требования к оплате труда педагогов на основе принципов увеличения доли минимального гарантированного оклада, снижения дифференциации в пределах региона и повышения прозрачности системы оплаты труда учителей», – подчеркнул Кравцов.

Он отметил, что «каждая школа устанавливает свою систему и 50% учителей не понимают, как выплаты начисляются. Регионы выполняют майский указ президента, и средняя зарплата на уровне средней по региону. Но внутри региона разные зарплаты. Мы представим общий подход начисления зарплаты. Фиксированная часть должна быть не менее 70%».

Уместно напомнить, что, согласно принятому в конце прошлого года закону об отраслевых системах оплаты труда, правительство может устанавливать единые системы оплаты труда для всех занятых в сфере образования, медицины, культуры. Замминистра труда Андрей Пудов отмечал, что новый закон позволит гармонизировать условия оплаты труда работников одной сферы в разных регионах. И главное – приведет к росту зарплат. Как это будет происходить на практике – скоро увидим.

К чему всё это

В чем новизна назревающих перемен? Главная цель – сделать систему прежде всего среднего профессионального образования максимально гибкой. Рынок труда меняется, меняются востребованные специальности, какие-то уходят в прошлое навсегда. В рамках упомянутого «Открытого диалога» спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила вице-премьеру Татьяне Голиковой подготовить прогноз рынка труда до 2030 года. Это необходимо для профориентации выпускников школ, потому что до сих пор мы готовим десятки тысяч невостребованных на рынке труда специалистов.

Сегодня в России наблюдается острая нехватка работников, которых готовит именно система среднего профессионального образования. «Поэтому в последнее время техникумы реально становятся важнее вузов, – убеждена сенатор Епифанова. – К тому же получить специальность в колледже или техникуме и стать самостоятельным человеком, на мой взгляд, очень правильно. В свое время я сама сначала закончила техникум, а затем уже выбрала направление высшего образования».

Изменения призваны приблизить школьное образование к реальной жизни, объясняет первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Сергей Станченко.

– Все решения должны быть подчинены понятным общим целям – сделать профессиональное образование как можно более востребованным и отвечающим запросам экономики, чтобы выпускники колледжей имели высокие шансы устроиться по специальности и быть успешными в профессии, – говорит Станченко.

Возрастной предел

Министр просвещения в своем выступлении упомянул и еще об одной проблеме: средний возраст учителя в Российской Федерации составляет 45–47 лет. Сегодня, вероятно, как никогда важен вопрос омоложения педагогических кадров. По мнению оргсекретаря профсоюза «Учитель» Ольги Мирясовой, для этого необходимо сделать более привлекательными и условия труда в школах, и, конечно, зарплаты.

– Работа учителя очень сложна эмоционально и физически. В школы пришли дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Немало детей, которые не считают нужным выполнять требования учителей, и нет почти никаких инструментов влияния на них. Нужно снижать нагрузку (количество учебных часов, кружков, конкурсов, добровольно-принудительных мероприятий, отчетов) и одновременно повышать оплату труда педагогов. Повышение пенсионного возраста и маленькие пенсии вынуждают учителей старшей возрастной группы продолжать работать, это тоже замедляет смену кадров, – резюмировала Ольга Мирясова.

Источник