Новости

Учить в селе – не ссылка: эксперты обсудили образование в регионах

На Всероссийском форуме «Новая образовательная среда» заговорили о качестве образования в отдаленных селениях.

На Всероссийском форуме «Новая образовательная среда» заговорили о качестве образования в отдаленных селениях.

Проблему качества образования в небольших населенных пунктах лакмусовой бумажкой высветил ЕГЭ еще порядка 10 лет назад. Казалось бы, большинство детей общеобразовательных школ учатся по одинаковой программе и с помощью одинаковых учебников, да вот только на выходе порой разрыв между качеством обучения в некоторых селах и городах достигал невероятных масштабов. Как помочь ребятам из отдаленных ПГТ – этот вопрос не один год занимал десятки умов в Министерстве образования. В 2020 году в России стартовал проект «Земский учитель», который должен покрыть нехватку персонала в деревнях. О том, как он проходит и что сейчас происходит в регионах, на Всероссийском форуме «Новая образовательная среда» рассказали ведущие эксперты.

Программа «Земский учитель» должна решить проблемы школьного образования в населенных пунктах, где проживает менее 50 тысяч человек. По обыкновению в таких скромных селах и деревнях дети в основном заняты помощью родителям по хозяйству, нежели учебой. Эта уже традиционно сложившаяся ситуация лишает ребят возможности получить в дальнейшем качественное среднее, не говоря уже о высшем, образование. Увы, не каждый родившийся в России ребенок – это юный Михаил Ломоносов, который был способен пройти пешком до столицы, лишь бы получить знания, благодаря которым можно реализовать все свои природные данные. Тем не менее в нашей стране необходимо развивать программы, которые могли бы уравнять шансы каждого учащегося, независимо от его места проживания.

Вторая немаловажная цель «Земского учителя» – решение кадровых проблем сел и предоставление молодым специалистам вакансий для работы. Согласно статистике, из 42 000 школ, работающих на территории Российской Федерации, более 26 000 расположены в небольших населенных пунктах. При этом выпускники педагогических вузов стремятся найти места в учебных заведениях больших городов или предпочитают работу не по профилю возможности отправиться в «глубинку». Причины этому вполне предсказуемы: привычка жить в большом городе, страх перед переездом, неясность перспектив такого поступка и невысокий доход педагогов в отдаленных частях России. Вот и остаются для детей из сел только самые заслуженные учителя пенсионного возраста. С одной стороны, они уже зарекомендовали себя за десятилетия работы, но с другой, таким преподавателям очень сложно перейти на новые системы работы, например, на удаленное обучение своих школяров.

Теперь же молодые специалисты, которые готовы поменять место жительства, могут претендовать на весомую компенсацию. Тем, кто отправляется на Дальний Восток, положено 2 млн рублей. Остальным – 1 млн. Для региональных цен это весомые деньги, особенно при учете, что от государства им также по программе полагается и другая поддержка.

Ведется и масштабная программа по ремонту школ. Оценить новое оборудование классов решилась Туяна Дамдинова. Молодой учитель английского языка попала в свою небольшую школу Закаменского района Республики Бурятия три года назад и считает, что идти работать в небольшие учебные заведения в селах не страшно, а даже приятно, а главное – необходимо.

– Я сама училась в этой школе и решила продолжить свой карьерный путь именно здесь, помогая местным ребятам, – рассказывала Туяна во время своего доклада на Всероссийском форуме «Новая образовательная среда». – Скажу сразу, у нас программа «Земский учитель» очень востребована. На место претендовало почти 500 кандидатов не только из Бурятии, но и других регионов. Всего в республике не хватает порядка 200 учителей, но большинство – в отдаленных районах. Сельская школа – это не место ссылки, а место реализации своих профессиональных и личностных возможностей. Я считаю, что программа «Земский учитель» решает острые проблемы: кадровые, с которой сталкиваются руководители большинства сельских школ; предоставление молодым специалистам возможности получить желаемую работу; улучшение социальной жизни учителей.

Единовременная выплата начисляется в год трудоустройства при условии заключения трехстороннего контракта со школой на 5-летний термин с нагрузкой 18 часов в неделю или более. Куда именно педагог может потратить полученные от государства деньги, закон не регламентирует. Получить работу может любой педагог до 55 лет (с опытом и без) с высшим или средним профессиональным образованием.

Еще одной важной вехой в развитии региональной образовательной системы стало начало создания и внедрения цифровой образовательной среды (ЦОС). Минпросвещения определило 14 регионов, в которых уже с 1 сентября минувшего года начался процесс. Эксперимент направлен на создание условий для использования ЦОС на всей территории России. В число счастливчиков, где будет опробован пилот, вошли: Алтайский край, Астраханская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская области, Пермский край, Сахалинская, Тюменская, Челябинская области, Ямало-Ненецкий автономный округ. Регионы также получат средства из федерального бюджета на реализацию эксперимента в рамках госпрограммы «Развитие образования».

Источник