Новости

Направления проектов, реализуемых ФИП определены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 июля 2013 г. N 611 г. Москва «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования».

В соответствии с п.4 Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования выделено два направления инновационных площадок. Эксперт в разрезе направлений провел анализ распределения проектов по этим направлениям и обозначил ключевые результаты этих проектов.

Направление 1 включает в себя сразу несколько поднаправлений. «Разработка, апробация и (или) внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе с использованием ресурсов негосударственного сектора» по этому направлению до 2013 года работало 39 ФИП. Среди инновационных площадок по данному направлению преобладают ФИП, разрабатывающие проекты по проблематике развития общего образования (включая дошкольное образование). Доминируют среди ФИП по этому направлению инициативы, определяющие в качестве основной проблематики – внедрение системно-деятельностного подхода в общем образовании. Эта проблематика наиболее активно развивается в связи с введением стандартов ступеней общего образования и стандарта дошкольного образования. Наиболее продвинулась в проработке этой проблематики ФИП – Открытый институт «Развивающее образование». Коллективом ФИП разработаны материалы, которые имеют высокий спрос на сегодняшний день в сфере общего образования: модели оценки качества общего образования по ступеням общего образования, модели ООП начального и основного общего образования, выстроенные на основе системно-деятельностного подхода. Отдельного внимания заслуживает высокая активность ФИП по данной проблематике в рамках событий, организуемых непосредственно на сайте ФИП. Наиболее активно себя проявляет в этом отношении ижевские образовательные организации: Школа 56 (Электронная образовательная среда – Паспорт школы) и Гуманитарный лицей (модель тьюторского сопровождения в старшей школы). Наиболее динамично развивается и проект Международной тьюторской ассоциации, направленный на институционализацию тьюторского сопровождения основных образовательных программ ступеней общего образования. Продуктивная деятельность ФИП по направлеию отработке, апробации и внедрению новых элементов содержания образования позволила в сети ФИП получить целый пакет материалов и событий, направленных на технологизацию введения эффективных моделей реализации требований ФГОС ступеней общего и дошкольного образования.

Динамично развивается направление деятельности ФИП, направленное на отработку, апробацию и внедрение методик подготовки, профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации кадров, в том числе педагогических, научных и научно-педагогических работников и руководящих работников сферы образования, на основе применения современных образовательных технологий. В настоящий момент имеется 17 пакетов материалов, которые раскрывают различные аспекты реализации модели персонифицированного повышения квалификации и дополнительного профессионального образования педагогических и руководящих работников системы общего образования.

Высокая продуктивность зафиксирована и по направлению разработки, апробации и внедрения новых механизмов саморегулирования деятельности объединений образовательных организаций и работников сферы образования, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций. 17 ФИП имеют в той или ной степени материалы по внедрению моделей сетевого взаимодействия и саморегулирования деятельности образовательных организаций. В частности, наиболее яркий пример эффективной реализации проекта – Институционализация деятельности тьюторов – проекта Международной тьюторской ассоциации.

Второе направление деятельности ФИП фактически обустраивает механизм формирования новых направлений деятельности ФИП. Докладчик отметил, что по данному направлению не так много проектов – «Иная инновационная деятельность в сфере образования, направленная на совершенствование учебно-методического, научно-педагогического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования». В настоящее время по этому направлению реализуют свои проекты 20 ФИП. Анализ заявок, поданных на соискание статуса ФИП показывает, что прироста количества проектов по этому направлению практически нет. На сегодняшний день фиксируется высокий интерес соискателей ФИП к проблематике проектов, представляемых в рамках Направления 1 деятельности ФИП и отсутствие инициатив по обустройству новых направлений деятельности ФИП.

До 2013 года 17% проектов ФИП реализовывались по направлениям, которые только обустраиваются в образовательной политике в Российской Федерации. В 2014 году доля таких проектов не превысит 12%. Отдельно Роман Селюков остановился на характеристике продуктов проектирования ФИП. Ключевые жанры документов, представляемых в качестве результатов ФИП, - проекты нормативно-правовых актов, методические рекомендации, описание моделей и механизмов, повышающих эффективность деятельности образовательных организаций и качества образования, получаемого в образовательных организациях. Продукты деятельности сети ФИП широко представлены на сайте ФИП. В 2014 году сеть ФИП инициировала более 100 сетевых событий, направленных на распространение результатов проектов, реализуемых федеральными инновационными площадками.