Новости

Родители опасаются цифрового слабоумия у детей

Министр просвещения пытается договориться с общественностью о подходах к дистанту.

Павел Пожигайло, заместитель председателя комиссии по демографии Общественной палаты РФ, предложил законодательно закрепить право родителей выбирать, будет ли их ребенок учиться дистанционно или очно.

Как объясняет Пожигайло, его предложение является компромиссным решением, оно поможет нивелировать конфликт между сторонниками и противниками цифрового образования, который сейчас разгорается с новой силой. К это косвенно и невольно подтолкнул сам министр образования Сергей Кравцов, который пошел на «диалог с родительским сообществом».

«Подчеркну, что в период вынужденного домашнего обучения наши учителя во многом совершили подвиг, не оставляя своих учеников. Этот учебный год мы начали в очном режиме, и те, кто говорил, что дистанционные технологии навсегда, ошиблись: как только позволила ситуация, мы перешли в очный режим», – слова Сергея Кравцова. Этого сообщения было уже достаточно, чтобы противники цифровизации образования немедленно приняли министра в союзники, прося его проголосовать за отмену дистанта.

С одной стороны, тема отмены дистанционного образования носит чисто политический характер. С другой стороны, у родителей наблюдается явное замешательство; они не видят разницы между цифровой образовательной средой и дистанционным образованием.

Цифровая образовательная среда, скорее всего, поможет, укрепить традиционную систему образования. Она включает отечественную систему видеоконференций, социальную сеть и электронные учебные материалы. Учитель может использовать все это, чтобы сделать традиционный урок более интересным. Дистанционное образование – взаимодействие учителя и учеников друг с другом на расстоянии, отражающее все составляющие, присущие образовательному процессу (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфическими средствами интернет-технологий или другими способами, обеспечивающими интерактивности.

По словам Кравцова, он против замены традиционного образования дистанционным. Однако, добавляет он, есть определенные ситуации, в которых дистант можно и нужно применять. И первая – это пандемия. Вторая – есть группы детей, которым такое образование необходимо. Например, дети-спортсмены, которые часто соревнуются. Или дети с ограниченными возможностями здоровья, которым тоже может помочь дистанционка. Третья – дети и родители уже почувствовали помощь дистанционных технологий в случае болезни.

Что касается цифровой образовательной среды, то здесь активные родители делятся на два лагеря. Одни выступают за цифровизацию образования, другие категорически против. Пока нет многочисленных исследований, однозначно подтверждающих, что преимуществ от гаджетов больше, чем недостатков. Выступавшие на слушании в ОП напомнили о цифровом слабоумии. Термин родом из Южной Кореи. И пока фактического материала мало, он только собирается, много говорят о явлении за рубежом. Здесь оно описывается в выводах известного нейролингвиста Татьяны Черниговской.

Суть проблемы, как ее описывает специалист, состоит в том, что, с одной стороны, человек постоянно воспринимает большой объем информации, а с другой - совершенно ее не запоминает и фактически не обрабатывает. Он пролистывает его. Люди привыкли настолько полагаться на гаджеты и всемирную паутину, что даже не хранят в памяти необходимую информацию. Проблема особенно актуальна для детей. Ведь человеческий мозг больше всего развивается именно в детстве, тогда мы получаем начальные знания и формируем свою точку зрения. Поэтому учителю нужна помощь цифровой среды, но очень важно не перестараться. Можно настолько «разнообразить» урок и домашние задания компьютерными гаджетами, что русского языка и литературы просто не останется. Так что с «цифрой» и дистантом важно чувство меры.

Источник