Новости

Школа в кармане

Современные компьютерные разработки затронули все сферы нашей жизни, образовательная среда усложняется, информационное поле постоянно растёт и совершенствуется.

www.gazeta19.ru

Современные компьютерные разработки затронули все сферы нашей жизни, образовательная среда усложняется, информационное поле постоянно растёт и совершенствуется. Всё это приводит к новым возможностям и потребностям учеников и учителей.

О возможностях и преимуществах внедрения и использования быстро развивающихся технологий в школе XXI века шла речь на межрегиональном семинаре, прошедшем 7 — 8 сентября в Абакане.

Мир меняется, и образование должно меняться вместе с ним. Сегодня школе необходимы профессионалы, которые могут в учебном процессе использовать современные информационные технологии. Таковы были главная мысль и содержание двухдневного семинара «Школа XXI века: новые возможности». А тон всему мероприятию задал в своём докладе президент Института мобильных образовательных систем, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО Александр Кондаков.

— 1 сентября в наши школы пришли первоклассники. Какими они будут через 11 лет? — спросил аудиторию Александр Михайлович.

Ропот, пробежавший по залу, сказал о том, что чёткого ответа на этот вопрос нет.

— Сегодня мы должны понимать, что готовим детей к будущему, которого не можем себе чётко описать, — продолжил он. — Мы не знаем, что будет через 10 — 15 лет, когда сегодняшние ученики окончат учебные учреждения. Ребёнок, родившийся сегодня, выйдет из школы совсем в другой мир, в котором объём знаний не будет иметь традиционной ценности. В настоящее время происходят очень серьёзные и быстрые изменения в обществе, в технологиях и, естественно, в системе образования. Мы живём в эпоху информационной революции. Такие кардинальные перемены можно сравнить только с эпохой появления печатного станка Гутенберга более 550 лет назад. Нынешнюю «революцию» определяет информационный и цифровой прорыв. И люди, живущие в стремительно меняющемся обществе, в условиях нарастающего культурного, социального разнообразия, по-другому воспринимают и интерпретируют мир.

По словам Кондакова, современные дети разительно отличаются от предыдущих поколений, и учить их надо по-новому.

— Они — аборигены информационного общества, в отличие от нас, иммигрантов, — пояснил он. — Освоение детьми информации с помощью цифровых технологий происходит раньше, чем они начинают читать и писать, — часто стихийно, без контроля взрослых. Современные школьники не только живут в условиях повсеместного Интернета, но и вообще не знают другой жизни.

Александр Кондаков отметил, что у нынешних детей другие система запоминания, память, механизмы удержания информации. И в первую очередь запоминается не информация, а место, где она находится и как до неё добраться. Если в ХХ веке концентрация внимания на уроке была 40 минут, то сегодня на это способны единицы. У нынешних детей так называемое клиповое мышление. Но клиповое мышление, по мнению докладчика, — главный признак важнейшего момента интеллектуальной и культурной истории, переход от линейной модели мышления к современной — сетевой.

— Мозг наших детей работает в ином режиме, взрослым он не свойственен, — уверен Александр Михайлович. — Даже традиционные учебники многим из них уже не комфортны, они предпочитают учиться в другой среде.

Так что же происходит сейчас? Оказывается, на смену классно-урочной системе Яна Амоса Каменского приходит школа как открытая образовательная среда. И личное пространство ребёнка не ограничивается образовательной средой школы. Тогда возникает логичный вопрос: как же учить?

Коль скоро меняются запросы общества, следовательно, должна совершенствоваться и парадигма системы образования. В понимании Кондакова, инновационное образование — это образование, ушедшее от парадигмы закреплённых знаний к формированию навыков и компетенций ХХI века на основе меж- и трансдисциплинарных подходов. Это образование, направленное на формирование личности ребёнка в условиях разнообразия видов и форм его деятельности. Именно поэтому должны повсеместно появляться тематические классы, а мобильные устройства — перестать восприниматься педагогами, как мешающие образовательному процессу. Они обязаны стать средством учёбы. По мере уменьшения стоимости мобильных устройств возрастает их доступность, а значит, появляется возможность использования их в учебном процессе. При онлайн-обучении учиться можно везде, и такое обучение даёт высокие результаты — дети становятся более самостоятельными и креативными.

— Очень важный момент — именно общедоступность мобильного образования, — говорит Кондаков. — Ребёнок может находиться в сложной жизненной ситуации, допустим, он болен или живёт в труднодоступной местности. А может иметь особые образовательные потребности, например, собирается поступить в МГУ на мехмат, и ему нужна немного другая математика. А это уже персонализированное образование.

Однако главное — это не доступность современной техники, главное — изменение взаимоотношений между учителем и учеником. Если сегодня учитель выступает в роли наставника, то в скором времени он станет его партнёром по образовательной деятельности, у школьников появится мотивация на самостоятельное получение знаний. На семинаре работало несколько тематических площадок. Так, педагогам Хакасии рассказали о внедрении федерального государственного образовательного стандарта и инновационных подходах в дошкольном образовании. На площадке «Школа в кармане» прошёл тренинг по использованию мобильных технологий в обучении детей. Ещё одна площадка знакомила с особенностями создания учебников в электронной форме, требованиям к ним, вариантах использования.