Развитие дистанционного обучения детей-инвалидов стало одним из направлений проекта «Доступная среда» в краевой столице. 170 школьников сегодня пользуются услугой домашнего обучения в Хабаровске.
Обучение на дому в краевой столице реализуется с 2009 года, Хабаровск стал одним из первых российских городов, которые присоединились к развитию этого направления на уровне страны. После внедрения в регионе программы «Доступная среда», дистанционное обучение стало организованной формой получения образования и для детей с ограниченными физическими возможностями. Как сообщил главный специалист отдела общего образования управления образования администрации Хабаровска Владислав Савкин, в этом году на домашнем обучении находятся 170 школьников-инвалидов.
— Программу дистанционного получения образования мы начали с обучения восьми детей, далее их число постепенно увеличивалось, в этом году на домашнее обучение оформлены 48 школьников с ограниченными возможностями, всего в Хабаровске сейчас 170 детей-инвалидов обучается дома. Всем предоставлены автоматизированные рабочие места: компьютеры, принтеры, специальные клавиатуры (в зависимости от вида инвалидности), необходимое программное обеспечение и доступ к сети Интернет. Часть предметов дети изучают учителями, приходящими из той школы, к которой они прикреплены. Некоторые дисциплины — с сетевыми педагогами в рамках проекта «Телешкола», — рассказал Владислав Савкин.
По словам специалиста отдела общего образования, около половины из 170 детей, которые обучаются дома, — ученики начальной школы, число учащихся среднего и старшего звена примерно одинаково. Всего в Хабаровске 550 детей-инвалидов, остальные 380 школьников посещают образовательные учреждения.
— В этом году у нас на учете есть два инвалида-колясочника, которые посещают школу и обучаются по общеобразовательной школьной программе. Можно сказать, что количество детей-инвалидов в нашем городе стабильно, нет резких перепадов ни в сторону увеличения, ни наоборот. В прошлом году у нас было 537 человек, в 2013 — 542. Несколько человек перешли с домашнего обучения на посещение школы в связи с тем, что им сняли инвалидность. Также выбор места обучения — дом или школа — зависит и от родителей школьника. Многие дети в состоянии посещать школу наравне с обычными учениками, но семья настаивает на домашнем обучении, есть и обратные случаи. Количество часов в программе обучения ребенка-инвалида на дому приравнено к обычной школьной программе, различий нет, — прокомментировал Савкин.
Заявка на организацию дистанционного обучения ребенка-инвалида поступает в управление образования из школы, к которой прикреплен ученик. Отдел общего образования следит за соблюдением прав ученика, а также за тем, как школа контролирует процесс обучения и успеваемость ребенка. Также дети, которые находятся на домашнем обучении, посещают общешкольные мероприятия (утренники, линейки и праздники), организация посещений — ответственность школьной администрации. Напомним, что в рамках создания безбарьерной среды для маломобильной группы школьников краевое правительство финансирует не только организацию домашнего обучения, но и оснащение школ специальным оборудованием, которое позволяет детям-инвалидам посещать образовательные учреждения наряду с обычными школьниками. Так, в 2015 году правительство Хабаровского края и администрация города выделили около 13 миллионов рублей на оборудование пандусов, дверных проемов и санузлов в семи школах Хабаровска. Кроме этого, Лицей инновационных технологий будет оборудован электроподъемником для инвалидов-колясочников, ввиду нецелесообразности установки пандуса из-за высокого крыльца.