Статьи и обзоры

Иманова А.Н. (г. Кокшетау, Казахстан): роль сетевых сообществ в профессиональном развитии педагогов

Профессиональный рост учителя напрямую зависит от того, стремиться ли он к саморазвитию на основе внутренней мотивации.

18.08.2014

Профессиональный рост учителя напрямую зависит от того, стремиться ли он к саморазвитию на основе внутренней мотивации. Но где же рождается мотивация педагога к саморазвитию? На мой взгляд, прежде всего, в общении и активной включенности в профессиональное взаимодействие с коллегами. Очень важным и актуальным на сегодняшний день является системная работа в профессиональных сообществах, в том числе сетевых.

Деятельность профессиональных сообществ педагогов, в том числе сетевых, должна быть направлена на создание условий, при которых учителя будут учиться друг у друга, делиться знаниями, методическими идеями (какие методы и приемы работают, а какие нет), сообщать о своих наблюдениях коллегам. Результатом такой деятельности, без сомнения, будет атмосфера, в которой все стремятся к улучшению качества преподавания.

Опыт работы тренером уровневых курсов повышения квалификации педагогов по программам, разработанным совместно с Кембриджским университетом, позволяет сделать некоторые выводы. Обучение на курсах, безусловно, позволяет учителям стать более успешными преподавателями. Задача тренеров – не только обучение на курсах, но и поддержка деятельности педагогов в послекурсовой период.

Но как организовать эту поддержку? Возникла идея, что сформировав сетевые сообщества каждой группы учителей, обучавшихся на трехмесячных уровневых курсах повышения квалификации, мы создадим среду для сетевого взаимодействия педагогов. Тем самым мы дадим им возможность общаться между собой, выходить на консультации с тренером, участвовать в различных мероприятиях, проводимых как в очной форме, так и в он-лайн.

Работу по данному направлению начали с создания сетевых сообществ каждой из данных групп в ходе первого этапа очного обучения.

Содержание данной работы представляло несколько уровней:

• мотивационный;

• информационный;

• практически-действенный.

Во-первых, очень важным моментом в такой работе было формирование положительной мотивации педагогов к участию в сетевом диалоговом взаимодействии. При этом акцент старалась делать на положительных эффектах, которые можно получить, активно общаясь в сети с коллегами, объединившись в сетевое сообщество. Причины развития такого рода сообществ видятся следующие. Прежде всего, это обмен мнениями, это поддержка, это ощущение общности. В обычной жизни часто нам не хватает время для общения по профессиональным вопросам. А сетевые сообщества учителей помогают педагогам в удобное для них время, имея доступ к сети Интернет, общаться со своими коллегами.

Информационный уровень в работе по созданию сетевых сообществ, включал подготовку педагогов к сетевому диалоговому взаимодействию в рамках очных сессий курсов. Благодаря тому, что в институте созданы все необходимые условия (скоростной Интернет, беспроводная связь Wi-Fi), педагоги имели возможность для формирования базовой информационно-коммуникационной компетентности, освоения основных каналов сетевой коммуникации, овладения правилами поведения в сети и сетевого этикета.

Выбирая площадку для сетевого сообщества, обращали внимание на следующие критерии: удобная регистрация пользователей, понятный интерфейс для размещения материалов пользователями, отсутствие навязчивой рекламы, возможность свободной публикации статей и записей на сайте для участников сообщества, наличие фотогалереи, возможность оставлять комментарий, наличие форума.

Чтобы создать оптимальную модель сетевого сообщества слушателей уровневых курсов решили воспользовалась Google-сайтом в качестве основной платформы. Почему был сделан такой выбор?

Во-первых, технология работы в среде Google-сайт позволяет загружать, хранить и представлять в наглядном виде практически любые виды информации: текстовые документы, электронные таблицы и формы, презентации из Документов Google, изображения с Picasa, видео с Youtube, Google Календари и др.

Во-вторых, все слушатели получили право «редактора» сайта: они могут самостоятельно добавлять странички сайта, корректировать созданные мною или другими коллегами документы: списки, презентации, карты, фотоальбомы. В тоже время, педагоги могут общаться, обсуждать опубликованные материалы, оставляя комментарии, таким образом осуществляя профессиональное взаимодействие.

При общении с педагогами задавался вопрос: «Что дает вам участие в такой работе?» Ответы были примерно следующими: «Ощутимые преимущества. Мы получаем бесплатные материалы, отзывы и поощрения, возможность высказаться, получить ответы на некоторые вопросы. Размещая свои материалы, мы получаем квалифицированную помощь и оценку тренера и коллег».

Но на сегодня не достаточно взаимодействие в сообществе посредством только лишь переписки, комментирования, оценивания, представления отзывов. Существуют масса сервисов технологии Web 2.0, благодаря которым можно организовать профессиональное общение на достаточно высоком уровне, т.е интерактив в сети.

Обучаясь на уровневых курсах, у каждого учителя появляется уникальная возможность развития и совершенствования своих навыков в области информационных технологий. В ходе обучения у них происходит постепенное переосмысление применения инструментария информационных технологий в профессиональной практике преподавателей под влиянием социальных сервисов. На курсах они не только ломают стереотипы доминирующей роли учителя, переключаясь на личностно-ориентированные формы обучения, но и учатся организовывать активное взаимодействие и сотрудничество, вовлекать учеников в групповые формы учебного взаимодействия в среде Интернет.

Поэтому слушателей курсов было решено познакомить с инструментами он-лайн сотрудничества. Прежде всего, с продуктами Google: почта Gmail.com, Googledocs, Google Sites, Google Drawing, Google Videoи др.

Чтобы научить педагогов не просто получать или отправлять информацию, а общаться на более «продвинутом» уровне, решено было воспользоваться одним из социальных сервисов Веб 2.0 – это http://en.linoit.com/. Данный сервис позволил изменить традиционные пути сотрудничества, общения и взаимодействия. Он стал для нас Интернет-площадкой для организации совместной работы по генерированию идей: тренер задавал тему обсуждения, а слушатели высказывали свое мнение, представляя свои отзывы, записывая на стикеры и оставляя их на созданной виртуальной доске.

Анализируя активность участников, созданных мной сообществ, были сделаны следующие выводы: благодаря сетевому и коллективному характеру деятельности у слушателей формируется совместное (коллективное) мышление. Тем самым педагоги лучше понимают и оценивают роли и значения других людей, других способов решения поставленных задач. С другой стороны сетевое взаимодействие развивает критическое мышление его участников. Еще в ходе обучения мы стремились быть друг для друга критическими друзьями и во время общения в он-лайн мы должны быть готовыми к конструктивной оценке, опубликованных материалов, вести критическую дискуссию и т.д. Все эти моменты очень важны для формирования качеств современного учителя.

Однако, надо сказать, что не все учителя, вступив в сетевые сообщества, охотно проявляют активность в сети. Возможно, еще не умеют работать в Интернет пространстве. С другой стороны – низкая компьютерная грамотность, а некоторые видят в Интернете только негатив.

Поэтому для преодоления данных барьеров, препятствующих активному сетевому общению педагогов, мне необходимо систематически организовывать мероприятия по повышению культуры работы учителей в сети в ходе очных сессий. Выход из данной ситуации видится в проведение мастер-классов, индивидуальных консультаций посредством которых можно будет научить педагогов ориентироваться в информационной среде, находить и обрабатывать необходимую информацию, влиться в современный информационный поток, такой понятный и привычный для учеников.

Основная составляющая работы по профессиональному развитию учителей, должна осуществляться непосредственно в школе, на рабочем месте. И созданные нами сетевые сообщества могут поддерживать деятельность учителей в данном направлении.

Библиографический список

1. Руководство для тренера. Третий базовый уровень. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.

2. Драхлер А.Б. «Сеть творческих учителей «Методическое пособие. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

3. Шмырева Е.В. «Сеть Интернет как один из способов развития личности педагога в современном мире».

4. Шадрин А.Е. Конструирование сетевой организации: информационно-коммуникативное обеспечение в исследовательских проектах и деятельности профессиональных сообществ Электронный ресурс. / А.Е. Шадрин. URL: http://www.isn.ru/info/seminar-doc/naufor.doc.

Источник