Ученые подвели итоги международного исследования TALIS, предназначенного для изучения проблем развития учителей и директоров школ, их убеждений и ситуации, в которой они работают.
02.06.2015Ученые подвели итоги международного исследования TALIS, предназначенного для изучения проблем развития учителей и директоров школ, их убеждений и ситуации, в которой они работают.
Ученые подвели итоги международного исследования TALIS, предназначенного для изучения проблем развития учителей и директоров школ, их убеждений и ситуации, в которой они работают. Российские учителя любят свою работу и почти во всех случаях верно расставляют приоритеты в профессии, хотя им приходится справляться с большой административной нагрузкой, отмечают авторы исследования, представленного «Социальным Навигатором».
Исследование TALIS проводится ОЭСР уже во второй раз. В 2008 году Россия участвовала в этом исследовании неофициально, а в 2013 году включилась в исследование уже на официальных основаниях. Всего в исследовании принимали участие 37 стран (в 2008 году – 24). В России исследование было проведено Институтом образования НИУ «Высшая школа экономики» совместно с Международной ассоциацией по оценке образовательных достижений (IEA) в рамках проекта ОЭСР при поддержке Министерства образования и науки РФ.
В опросе участвовали четыре тысячи учителей 5-9 классов, а также директора 200 российских школ, которые анонимно заполняли анкеты через интернет. Вопросы анкеты касались убеждений учителей, условий их работы, способов оценки их работы руководством. Составителей анкеты также интересовала подготовка педагогов в вузах и профессиональное развитие, в котором они участвовали или в котором они заинтересованы.
В результате обработки собранных данных ученые получили сравнительную картину, которая помогла увидеть, чем российские учителя отличаются от своих коллег из других стран.
«Исследование не оценивало учителей в терминах «хороший» — «плохой», «лучшие» – «худшие». Оно позволило увидеть современные тренды и определить точки приложения сил», — рассказала ведущий научный сотрудник Института развития образования НИУ «Высшая школа экономики» Марина Пинская.
Сегодня в России происходит омоложение учительского и директорского корпуса. Политика государства по повышению зарплаты педагогов и привлечению молодежи сделала профессию педагога более привлекательной, хотя пожилые педагоги не спешат уходить из профессии из-за большой разницы между зарплатой и пенсией, считает директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Сергей Косарецкий.
Занятость учителей старшего возраста мог бы обеспечить такой популярный в мире инструмент подготовки и повышения квалификации учителей, как наставничество. Во многих странах у педагога есть наставник не только тогда, когда он приходит в профессию, но и в любой другой момент, когда он нуждается в помощи. В России же инструмент наставничества пока часто лишь декларируется, отмечают эксперты.
Приоритеты и установки учителя
Исследователи установили, что у российских учителей сформированы установки на развитие своих профессиональных компетенций, освоение новых технологий, прежде всего, ИКТ, и они активно продвигаются в этих направлениях.
Педагоги понимают, что важно мотивировать учеников, предоставлять им самостоятельность в обучении, как это заложено в государственных образовательных стандартах. Они высоко оценивают свои возможности и считают, что очень успешно с такими задачами справляются, хотя, как показывает исследование, владеют не всеми необходимыми инструментами и приемами для этого.
«У российских учителей гораздо меньше барьеров для своего профессионального развития, чем у педагогов из других стран. Но их интересует, в основном, методическая подготовка, а не навыки работы со сложным контингентом детей, нуждающихся в поддержке. У директоров школ также отсутствует запрос на педагогов, владеющих приемами работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья», — рассказала РИА Новости декан факультета «Менеджмент в сфере образования» и руководитель отдела развития Московской высшей школы социальных и экономических наук Елена Ленская.
В число главных приоритетов учителей не входят приемы индивидуального обучения и оценивания, российские учителя в отличии от их коллег из других стран предпочитают стандартизированные методы тестирования собственным разработкам, реже используют обратную связь в дополнение к формальной оценке, отметил Сергей Косарецкий. «Это показывает важность намеченных государством мер по преодолению разрыва между системой повышения квалификации, новыми федеральными образовательными стандартами и профессиональным стандартом педагога», — рассказал он.
Исследователь также отметил высокую загрузку педагогов всевозможной отчетностью, которая отвлекает их от непосредственной работы с учениками. «Нагрузка на российских учителей высока, но ее структура не является пока оптимальной, прежде всего, в объеме времени, отводимом на административную работу. Это подтверждает правильность взятого государством курса на сокращение отчетности, однако показывает, что найти эффективное решение на момент исследования не удалось», — сообщил он.
Взгляд со стороны директора
Важная часть исследования касалась директоров российских школ. В частности, оказалось, что, хотя почти все директора прошли специальную управленческую подготовку, почти две трети из них занималось этим уже после вступления в должность, и возможно, на первых порах совершали ошибки. Здесь российской системе образования мог бы пригодиться зарубежный опыт, полагают исследователи.
«В большинстве других стран кадровый резерв начинают готовить заранее. В Сингапуре и Южной Корее, которые демонстрируют высокие образовательные результаты школьников в международных исследованиях, почти три четверти директоров проходят серьезную подготовку перед назначением на пост», — рассказала Елена Ленская.
Эксперты также отметили, что у российских директоров больше, чем у их зарубежных коллег, рабочего времени уходит на административную деятельность (свыше 50%), и у них остается мало времени на работу с учителями, родителями и учениками.
В то же время условия работы российского директора школы в целом улучшились. Директора по-прежнему отмечают, что им не хватает ресурсов, но дефицит за последние годы снизился. Уже мало кто жалуется на нехватку компьютеров или учебников. Процент тех, кто жалуется на нехватку квалифицированных учителей, тоже снизился.
«Правда, наши директора не испытывают дефицита и во вспомогательном персонале. Возможно, они не очень понимают, о каком персонале идет речь, в то время как во многих странах в школах работают помощники учителя, и директора школ стремятся получить побольше таких помощников», — отметила Елена Ленская.
Исследователи также выяснили, что российские директора больше своих зарубежных коллег склонны к личному управлению школой. Сегодня почти во всех российских школах появились управленческие команды, а в 85% школ есть уже и управляющие советы. Здесь Россия находится в числе мировых лидеров. Но эти команды и советы пока не заработали в полную силу, утверждают исследователи.
Около 40% директоров школ, участвовавших в опросе, заявили, что все важные решения они принимают лично. Очевидно, им не так-то просто отказаться от следования традициям, сложившимся за многие десятилетия, и пройдет немало времени, прежде чем практика делегирования управленческих решений прочно войдет в школьный обиход. «Результаты исследования помогут определить, в какой помощи нуждаются учителя и директора школ, что нужно делать, чтобы получить серьезное улучшение качества преподавательских кадров и повысить эффективность работы педагогов», — резюмировала Марина Пинская.