Основными принципами проведения конкурса на получение денежного поощрения «Лучшие учителя» в субъектах Российской Федерации являются: гласность, открытость, прозрачность процедур и обеспечение равных возможностей для участия в нем учителей образовательных организаций.
26.11.2018Основными принципами проведения конкурса на получение денежного поощрения «Лучшие учителя» в субъектах Российской Федерации являются: гласность, открытость, прозрачность процедур и обеспечение равных возможностей для участия в нем учителей образовательных организаций.
Для выявления проблемных зон проведения Конкурса был произведен сбор информации в субъектах Российской Федерации по единой опросной форме о конкурсном отборе лучших учителей для 4-х категорий респондентов:
Анализируя ответы на вопросы первого блока (Инновации региональной системы конкурсного отбора) опросной формы представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, можно сделать вывод, о соблюдении принципов проведения Конкурса в субъектах Российской Федерации.
Активное внедрение инновационных наработок осуществляется в 4 субъектах Российской Федерации: Республике Дагестан, Калининградской, Белгородской и Орловской областях.
На рисунке 1 представлены наиболее востребованные формы работы с целевыми аудиториями на уровне органов исполнительной власти субъекта, применяемые при подготовке к проведению региональных конкурсов.
Рисунок 1 – Формы работы с целевыми аудиториями на уровне органов исполнительной власти субъекта, применяемые при подготовке к проведению региональных конкурсов
Исходя из данных представленных на рисунке 1, делаем вывод, что, более 50% органов исполнительной власти субъектов используют в своей практике: информационные сайты, семинары, встречи. 45 % и 41 % респондентов отметили повышение квалификации и совместные заседания рабочих групп соответственно.
На рисунке 2 представлено распределение ответов респондентов в рамках второго блока (Результативность региональной системы конкурсного отбора), отвечавших на вопрос: «Каков характер динамики количества учителей-участников конкурсного отбора за 2017 – 2018 годы?»
Рисунок 2 – Распределение ответов респондентов, отвечавших на вопрос:
«Каков характер динамики количества учителей-участников конкурсного отбора
за 2017 – 2018 годы?»
К субъектам Российской Федерации оценивших отрицательно динамику количества учителей-участников конкурсного отбора за 2017 – 2018 гг. относятся: Приморский край, Республика Дагестан, Республика Татарстан, Костромская область, Нижегородская область, Ставропольский край, Свердловская область, Псковская область, Краснодарский край, Алтайский край, Мурманская область, Калининградская область, Кабардино-Балкарская Республика, Курганская область, Кировская область и Ростовская область.
Факторы, оказывающие существенное влияние на общие итоги конкурса, по мнению респондентов, принявших участие в опросе представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Факторы, оказывающие существенное влияние на общие итоги конкурса, по мнению респондентов, принявших участие в опросе
Анализируя данные, представленные на рисунке 3, видим, что 78% респондентов, принявших участие в опросе, считают наиболее существенным фактором, влияющим на общие итоги проведения конкурса – организационный, 62% – методический и 43 % – кадровый и информационный. Наименее существенными факторами, по мнению респондентов, являются финансовый, национально-культурный и материально-технический – 23,5, 13 и 21% соответственно.
В рамках третьего блока (Методическое обеспечение конкурсного отбора) опросной формы рассматриваются вопросы относительно методического обеспечения конкурсного отбора. Не разработана собственная система показателей, позволяющих оценить конкурсные документы учителей по критериям, определенным в Правилах проведения конкурсного отбора на получение денежного поощрения в ряде регионов.
На рисунке 4 представлено наличие методических условий, обеспечивающих качество регионального конкурсного отбора учителей.
Примечание к рисунку 4:
1 – использование альтернативных видов оценочных процедур;
2 – внедрение механизмов десубъективизации;
3 – тьюторское сопровождение конкурсного отбора;
4 – внедрение лучших практик других субъектов РФ по оцениванию конкурсных документов учителей;
5 – проведение информационно-разъяснительных мероприятий и работа в СМИ.
Рисунок 4 – Методические условия, обеспечивающие качество регионального конкурсного отбора учителей
Более 50% респондентов указали, что наиболее эффективными методическими условиями, обеспечивающими качество региональных конкурсов отбора учителей, являются проведение информационно-разъяснительных мероприятий и работа в СМИ (58,8%), а также внедрение механизмов десубъективизации (50%).
Проанализировав ответы представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования можно выделить ряд проблемных зон:
Проведем анализ ответов представителей администрации общеобразовательных организаций и учителей общеобразовательных организаций-участников Конкурса в рамках первого блока (Эффективность системы денежного поощрения лучших учителей) на вопрос: «Влияет ли существующая сегодня в России система денежного поощрения учителей на статус профессии учителя в целом и на стимулирование учителя к профессиональному развитию?»
Рисунок 5 – Ответы респондентов категории учителя общеобразовательных организаций-участники Конкурса
Рисунок 6 – Ответы респондентов категории представители администрации общеобразовательных организаций
Исходя из выше представленного анализа, делаем вывод, что существующая сегодня в России система денежного поощрения учителей в значительной мере влияет на статус профессии учителя в целом и на стимулирование учителя к профессиональному развитию.
В рамках второго блока (Оптимизация и развитие существующей системы денежного поощрения лучших учителей) опросной формы, представителями администрации общеобразовательных организаций были выделены основные проблемные зоны в проведении Конкурса:
Проблемные зоны в проведении Конкурса, выделенные учителями общеобразовательных организаций-участники Конкурса:
Также необходимо подчеркнуть, что респондентами было выделено ряд преимуществ:
Выводы
Полагаясь на результаты проведенного анализа целесообразно выделить направления совершенствования модели проведения Конкурса:
Проведенный анализ результатов опроса позволил обеспечить разработку единой модели системы проведения Конкурса и комплекта методических рекомендаций для членов конкурсных комиссий и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по проведению Конкурса. А также способствовал модернизации системы денежного поощрения лучших учителей, повышения эффективности и качества педагогического корпуса системы общего образования в целом.