Статьи и обзоры

Андроид, к доске!

Школы и вузы погружаются в виртуальную реальность Интернет

27.04.2015

Школы и вузы погружаются в виртуальную реальность Интернет

Где выучиться на «дизайнера эмоций»? Как собрать бластер из конструктора? Что можно увидеть в 3D-очках? Перспективы технической «начинки» для российских школ и вузов корреспондент увидел на Международном салоне образования в Москве.

Обычным проектором уже никого не удивишь: его можно найти даже в детсаду. А что получится, если одновременно включить четыре таких аппарата и прибавить 3D-очки? Комната виртуальной реальности!

Передо мной - огромный авиадвигатель. Можно обойти его со всех сторон, даже заглянуть внутрь. Нажмешь на кнопку - и уже в салоне лайнера, проходишь чуть дальше - и попадаешь в кабину пилота. Ощущения потрясающие, полное погружение. Все дело - в специальных очках с цифровыми «маркерами». По ним камеры считывают положение головы, передают информацию проекторам, а те - выводят на потолок, стены и пол изображение.

— Самое сложное тут - не оборудование, а программа, - рассказывает Илья Симонов, технический специалист центра 3D-решений. - Любой объект нужно «прорисовать» в мельчайших деталях. Таким образом, можно попасть в строящееся здание или изучить изнутри военную технику. В российских вузах такого еще нет. Подобную комнату можно найти, например, в политехническом университете Сингапура.

Разработчики обещают, что скоро выпустят специальный манипулятор - перчатку, на которой тоже будут «маркеры». И виртуальной реальностью можно будет управлять - приближать объекты, разбирать их по частям. И это уже не фантастика.

— Понятно, что технология стоит миллионы рублей. Но будущее именно за ней. 3D-принтер тоже не дешевый, тем не менее он появился уже во многих школах, — рассуждает Вероника Компанеец, учитель физики и научный сотрудник МПГУ. — Было бы интересно провести в виртуальной лаборатории сложные физические, интерактивные, химические опыты.

Симулятор автомобиля с обзором на 180 градусов, лаборатория анатомии в 3D, виртуальные аудитории и конференц-залы - возможно, через пару лет мы увидим их в школах.

Что в планшете?

Впервые на крупнейшей в России образовательной выставке пять издательств показали широкой публике версии своих электронных учебников. Они надолго «пропишутся» в школах уже с сентября, а сегодня каждый учитель может их протестировать. В программе заложены не только параграфы, но и словари, интерактивные тесты, ролики, аудиозаписи, презентации. Прямо в учебнике можно писать планы уроков, вносить заметки и проверять решение заданий. А школьник с планшета может отсылать готовые работы учителю.

— Учебники появились в мобильных магазинах для Windows, Android, для iOS. Приложение можно скачать, установить, получить ключ и по ключу воспользоваться 50 учебниками в течение полутора месяцев, — говорит руководитель центра разработки издательства «Просвещение» Алексей Комаров.

Пока школьники прикидывали, каким легким станет ранец с одним планшетом вместо пяти учебников, малыши тоже не скучали. Для них разработчики мобильных обучающих игр привезли множество новинок. Топ-рейтинг самых популярных приложений выглядит так. На первом месте - загадки на знание букв, слов, алфавита. На втором - интерактивные математические задачки в игровой форме, а на третьем - окружающий мир, изучение стран, животных, растений.

— «Дисней», «Лего», «Марвел»... На этот рынок пришли «гиганты» индустрии развлечений. И чтобы твоя обучающая игра нашла своего ребенка, нужно не просто сделать ее полезной, она должна быть яркой, с веселыми персонажами и хорошей графикой, — рассуждают разработчики.

«Дизайнер эмоций»

Одно из главных ноу-хау салона - кластер профориентации. Здесь можно найти список профессий, которые исчезнут через 15 лет, и присмотреть для себя что-то новое. Например, «архитектор виртуальности», «продюсер смыслового поля», «дизайнер эмоций». Что это такое и где этому учат?

— «Дизайнер эмоций» — это специалист, который продумывает внешний вид, эргономику вещей, помещений, и создает нужные эмоции у человека. Допустим, в магазине - приятные цвета, комфортная мебель - и вы уже хотите туда зайти, - объясняет один из авторов «Атласа новых профессий» Дмитрий Орлов. - Атлас разработан специалистами Агентства стратегических инициатив, школы управления «Сколково». В большинстве вузов специалистов из нашего списка еще не готовят, но в рамках дополнительного образования, летних школ и курсов новые компетенции уже можно получить.

В легкой промышленности скоро будет не обойтись без «экспертов по здоровой одежде» и техностилистов. А некоторые профессии, такие как энергоаудитор, менеджер по кросс-культурным коммуникациям, проектировщик «умного дома», становятся востребованы уже сейчас. А вот в список «пенсионеров» вошли, например, турагенты и журналисты.

Кстати, в течение всего салона лекции читали известные космонавты, яркие режиссеры, модельеры, программисты, инженеры и другие люди, достигшие успеха в своей профессии.

 Уходят в Сеть

Система управления образованием постепенно уходит в «облако». Это касается как школ, так и вузов: расписание, классный журнал и дневник, видеоуроки, учебные планы - все это может храниться на удаленном сервере. Школьники, учителя и родители получают к нему доступ из любого места, будь то образовательное учреждение или планшет в метро. Причем у ребенка может быть один пароль - для того, чтобы посмотреть расписание, меню в столовой на завтра, а также домашнее задание. А у родителя - другой, чтобы проверить оценки и посещаемость. IT-компании предлагают множество подобных решений, а дело директора - выбрать самое удобное.

Кроме того, крупнейшие вузы представили на салоне новый проект «Российская национальная платформа открытого образования». МГУ, ВШЭ, МФТИ, МИСиС, СПбГУ, СПбПГУ, ИТМО, УрФУ уже в сентябре обещают открыть первые онлайн-занятия, которые станут аналогом Курсеры. Скажем, студенты российской площадки смогут учить физику по программе МГУ, а материаловедение - у преподавателей МИСиС. Каждый университет вложит в проект не менее 50 миллионов рублей и подготовит к новому учебному году не менее четырех курсов. Честно выполнившие онлайн-программу студенты смогут получить зачет за прослушанные курсы в своих вузах.

Робот и я

Гоночные автомобили, собранные в университетских лабораториях, «аватары» на колесах, роботы-учителя, системы безопасности и распознавания лиц... 53 вуза показали на выставке лучшие проекты студентов и молодых инженеров. Причем огромное число разработок предназначалось для того, чтобы улучшить жизнь детей-инвалидов. Например, проект старшеклассника Максима Смирнова – «Перчатка для сурдоперевода». Устройство оснащено датчиками и резисторами для измерения давления. Информация о жестах с перчатки обрабатывается компьютером и трансформируется в текст.

При этом на форуме любой школьник и студент мог поучаствовать в техническом конкурсе: за три дня собрать самокат, распечатав его детали на 3D-принтере, научить робота-конструктора танцевать или создать оружие будущего! Невидимое и бесшумное - лазертаг-бластер, который «стреляет» безопасными лучами.

— Появилось много хороших отечественных роботов-конструкторов, которые можно программировать. Думаю, они дадут фору даже Лего, — считает учитель информатики Первого московского кадетского корпуса Петр Зуев. — Кроме того, я практически заново открыл для себя сенсорные доски. Например, на всех планшетах и телефонах в классе могут в реальном времени отображаться мои записи. Да что там в классе! Любой ученик, подключенный к Интернету, сможет не только видеть эту информацию, но и вносить в нее изменения. Теперь решить задачку у доски может даже больной ребенок, который учится из дома.

Между тем

Минобрнауки запускает строительство экспериментальных полигонов «Детский автогород». Они будут организованы при центрах дополнительного образования, детских лагерях и даже школах. Планируется, что в этих центрах ребята будут осваивать правила дорожного движения не только по книжкам и плакатам, но и в обучающих компьютерных симуляторах, с помощью интерактивных игр. При этом практическая часть будет не менее захватывающей: электрические машинки, дорожные знаки и дома в миниатюре, продуманные трассы.

Создание первого такого «автогородка» уже ведется на территории лагеря «Орленок» в Туапсе. В ближайших планах - еще три площадки, каждая из которых, как минимум, сможет принять на обучение ребят из ста школ. Программа для учеников 1-9-х классов рассчитана на 32 часа. Обучение будет построено по авторским программам, а для дошколят с пяти лет предусмотрены специальные группы.

Ребята смогут «оседлать» автотренажер с виртуальным инструктором, почувствовать себя водителем мотоцикла, веломобиля или электромобиля на полигоне. Кроме того, в каждом автогороде будет создан музей транспорта с моделями первых автомобилей.

— Дети очень мотивированы к таким занятиям. Ребенок садится в электромобиль и как взрослый едет по улице, встречает других участников движения, совершает маневры, — рассказала заместитель министра образования и науки Екатерина Толстикова. — Вскоре мы планируем выпустить игровое приложение для обучения ПДД. Оно будет доступно на всех популярных мобильных платформах.

Кстати, на Международном салоне образования был развернут мобильный автогородок - микроавтобус с прицепом. В нем можно проводить занятия по ПДД на планшетах, в прицепе - все для оборудования площадки: светофоры, подсветка, транспорт. Ничего не надо строить и подключать к электросети.

По статистике за прошлый год, в России было зарегистрировано почти 50 млн автомобилей. Дворы многоквартирных домов уже превратились в стоянки, и ребенок рискует попасть в аварию, переступив порог подъезда. Поэтому он должен не только уметь вовремя заметить опасность, но и угадать, как будет развиваться ситуация на дороге.

Не забыли в министерстве и про взрослых. На базе вузов (МАМИ, Тихоокеанский госуниверситет в Хабаровске, Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия в Омске) будут построены федеральные центры по подготовке преподавателей автошкол.

Только факты Московской международный салон образования посетили более 20 тысяч гостей. Число его участников - более двух тысяч. За четыре дня 212 организаций представили более 800 образовательных проектов, программ и технологических решений. Салон посетили делегаты 45 регионов России и 18 стран. Минобрнауки провело 12 международных переговоров с представителями властей разных стран и послами.

Источник