Сегодня в России существует острая необходимость проведения независимой оценки знаний учащихся на всех уровнях образования.
30.06.2017Сегодня в России существует острая необходимость проведения независимой оценки знаний учащихся на всех уровнях образования. Такая оценка поможет не только привлечь внимание общественности к системе образования и повысить требования к уровню профессиональной компетентности педагогов, но также позволит своевременно вырабатывать меры по повышению качества образования в целом. Кроме того, независимая оценка дает возможность наладить реальную обратную связь работодателей с выпускниками и оценить степень их подготовленности к работе. С 2015 года Рособрнадзор проводит эксперимент по объективной оценке знаний, в 2017 году в нем участвуют свыше 100 вузов.
Сейчас в общем образовании в России независимая оценка представлена ЕГЭ и ГИА, всероссийскими проверочными работами, Национальными исследованиями качества образования, а также системой оценки учителей. Это помогает отслеживать качество образования школьников с 1 по 11 классы. Однако в системе российского высшего образования до сих пор подобные оценочные процедуры не внедрены, но эксперименты в этом направлении активно реализуются.
Так, по инициативе Рособрнадзора с 2015 года проводится эксперимент по объективной оценке знаний студентов – эксперимент МООС. Инициатива предполагает свободный график проведения эксперимента во время летней экзаменационной сессии, очное или дистанционное присутствие независимых экспертов на экзаменах и возможность привлечения в качестве экзаменаторов представителей работодателей и профессиональных сообществ. Оценочные материалы для эксперимента разрабатывались вузами и прошли предварительную экспертизу в Рособрнадзоре.
В мае-июне 2016 года проходил третий этап эксперимента, в котором участвовали 5 тысяч студентов из 101 вуза. Экзамены проводились в традиционной форме собеседования и письменных ответов на вопросы билетов, а экзаменаторами выступали преподаватели ответственных кафедр, не привлекавшиеся к учебному процессу в данных группах. Кроме того, на экзаменах присутствовали независимые эксперты – преподаватели других вузов, эксперты по оценке качества образования, которые на время сессии были направлены в вузы для независимой оценки знаний студентов.
Эксперты оценивали, как качество ответов студентов, так и сложность вопросов, качество разработки оценочных средств. При этом оценки независимых экспертов не влияли на результаты сессии, выставляемые студентам в зачетно-экзаменационные ведомости и зачетные книжки. Контролировали процесс представители Рособрнадзора и общественные наблюдатели. Для организации видеонаблюдения за экспериментом использовалась специальная платформа www.eksperimentnoko.ru, позволяющая транслировать одновременно до 30 прямых видеотрансляций. Все это позволило провести объективную оценку знаний студентов, исключив факторы предвзятости или завышения оценок.
По итогам третьего этапа эксперимента Рособрнадзор сделал выводы о достаточно низкой объективности оценивания знаний студентов: из 311 экзаменов эксперимента в 173 эксперты выявили несоответствие в оценивании, обнаружили недочеты в рабочих программах и ФОС недочеты. Результаты эксперимента говорят о проблемах как с объективностью оценивания в вузах, так и с качеством знаний студентов. Такие проблемы характерны для большинства вузов, участвующих в эксперименте, что свидетельствует о необходимости системного подхода к решению задач в данной сфере.
В 2017 году проводится четвертый этап эксперимента, в котором участвуют более 100 вузов. В рамках эксперимента будет изучена еще одна проблема, касающаяся качества образования: отсутствие реальной обратной связи работодателей и выпускников вузов. Сегодня некоторые профессиональные и общественно-профессиональные организации, например, РСПП, Медлига России, Федерация рестораторов и отельеров, отладили работу с вузами по совместной оценке качества знаний выпускников. Так, студенты медицинских вузов проходят обязательный экзамен, инициируемый Медлигой, на «допуск к профессии». Результаты таких экзаменов позволяют студентам получить допуск к профессии, а медвузам – своевременно скорректировать образовательные программы согласно запросам работодателей и рынка в целом. Но таких примеров системного взаимодействия работодателей и вузов пока в России немного.
В этой связи особую актуальность приобретает апробация механизма проведения добровольного квалификационного экзамена для выпускников московских вузов по востребованным в Москве профессиям, которую в июне 2017 года организуют Рособрнадзор и Правительство столицы. Речь идет о таких профессиях, как дизайнер одежды, инженер-технолог по производству изделий из композиционных материалов, инженер-химик, инженер-эколог, а также инженер-электронщик, материаловед и программист - специалист по информационной безопасности.
Квалификационный экзамен проводится при участии ведущих российских компаний, в том числе: АО «Лаборатория Касперского», ООО «Акронис», ОАО «Фаберлик», ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», АО «ПРЕПРЕГ- СКМ», АО «Российская электроника». Выпускникам, прошедшим испытание, выдадут сертификат об успешной сдаче квалификационного экзамена и рекомендации по трудоустройству в российские компании. Такая апробация – пример непосредственного вовлечения работодателей в независимую оценку качества образования.
Использование внешних по отношению к вузам механизмов – это экспертное оценивание со стороны профессионального сообщества и работодателей качества высшего образования. Его результаты помогут выработать эффективные меры по выравниванию подготовки студентов, корректировке учебных программ, изменению профессиональных стандартов, повышению квалификации профессорско-преподавательского состава.