Статьи и обзоры

Экспериментальный мониторинг цифровизации школ

Стремительность проникновения цифровых технологий во все сферы деятельности Российской Федерации является причиной существенных изменений привычных моделей экономического и социального уклада государства и условием его инклюзивного устойчивого развития, что и определило приоритетность тенденции цифровизации.

25.01.2022

В частности, цифровизация экономики Российской Федерации на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений государственной политики и рассматривается как инновационный компонент конкурентного развития и масштабных качественных изменений, как стратегическая составляющая экономического суверенитета государства.

Интеграция физических и цифровых ресурсов в контексте цифровизации выступает основным инструментом трансформации экономической системы России, а следовательно, и системы образования, которая должна обеспечить должный уровень профессиональной подготовки специалистов в условиях масштабной информатизации общества. «Обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере» является одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 г.

Формирование единого образовательного пространства, обеспечение высокого качества и доступности образования всех видов и уровней на территории Российской Федерации являются основной миссией федерального проекта «Цифровая образовательная среда» в рамках национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 03.09.2018 № 10).

При этом функционирование цифровой образовательной среды невозможно без использования соответствующих образовательных информационных ресурсов (электронных и интерактивных обучающих материалов), создание и внедрение которых в образовательный процесс являются одним из ожидаемых результатов реализации мероприятий государственной программы «Развитие образования» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642).

Цифровизация как ключевой драйвер технологических перемен служит движущей силой прогрессивной реформы образования в целом и общего образования в частности. В условиях реализации цифровой трансформации системы образования необходимо наличие у современного человека информационной культуры как элемента культуры общечеловеческой и как обязательного условия комфортного существования в социуме, а её формирование оказывается одной из важнейших задач системы образования.

Вместе с тем следует отметить, что до недавнего времени часто речь шла не столько о цифровизации, сколько об информатизации образования, под которой понимался комплекс, мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий. «Российская педагогическая энциклопедия» рассматривает информатизацию образования в широком смысле как комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологиями; в узком – как внедрение в учреждения системы образования информационных средств, основанных на микропроцессорной технике, а также информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах.

На систему образования возлагается важная миссия по обеспечению уверенного перехода общества в цифровую эпоху, ориентированную на рост производительности, новые типы труда, потребности человека, что возможно посредством включения в образовательный процесс всех слоев населения, выстраивания индивидуальных маршрутов обучения, управления собственными результатами обучения, виртуальную и дополненную реальность.

Полный текст статьи представлен по ссылке