В статье освещается процесс детализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям)
29.11.2017Аннотация. В статье освещается процесс детализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям), а также приводятся предложения и рекомендации экспертного и профессионального педагогического сообщества по улучшению качества результатов детализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения.
Ключевые слова: федеральные государственные стандарты общего образования, детализация требований ФГОС общего образования, предметные результаты обучения, рекомендации по детализации, экспертное и профессиональное педагогическое сообщество.
Федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Предметом исследования данной статьи являются ФГОС общего образования (начального общего и основного общего образования) и возможные пути их усовершенствования. ФГОС общего образования - это стандарты второго поколения, которые были приняты в 2009-2010 годах. В отличие от предшествующих им стандартов первого поколения, в действующих стандартах общего образования на первом месте находится не предметный, а личностный результат, задаются лишь общие рамки для решения вопросов, связанных с обучением, воспитанием и развитием обучающихся.
Действующие ФГОС общего образования нацелены на использование системно-деятельностного подхода к обучению, ориентированы на предметные, метапредметные и личностные результаты, на развитие универсальных учебных действий. Набор универсальных учебных действий, позволяющий успешно разрешать бытовые и профессиональные ситуации, жизненные и профессиональные задачи, становится основным результатом обучения. В стандарте второго поколения акцент делается на воспитательной работе, о которой не упоминалось в предыдущей его версии. В стандарте второго поколения значимым является развитие у учащегося умения критически мыслить, видеть проблему, выдвигать и проверять гипотезы, находить рациональный способ ее разрешения; раскрывать в профессиональной деятельности свои задатки и способности. Повышается роль семьи и общественных институтов в развитии социализированной, духовно-нравственной, интеллектуальной личности.
Само название «стандарты» подразумевает, что под ФГОС общего образования необходимо понимать нормативные документы, в которых определяются для длительного и постоянного использования правила, характеристики или общие принципы, регламентирующие образовательную деятельность и ее результаты. Задача стандартов - достичь наилучшей степени упорядочения в области общего образования.
Как рамочные документы, действующие ФГОС общего образования содержат достаточно обобщенные требования к содержанию образования. В связи с этим требования, предъявляемые к результатам обучения, могут трактоваться по-разному в различных общеобразовательных организациях. Разночтение основополагающих документов (ФГОС начального общего и основного общего образования) может привести к отсутствию равных возможностей в получении качественного образования, нарушению образовательного единства на территории Российской Федерации и невыполнению приоритетных задач системы образования.
Анализ действующих ФГОС общего образования [1; 2] свидетельствует, что основными сложностями, возникающими при реализации стандартов в образовательном процессе, являются: (1) сложности педагогов в самостоятельной разработке программ учебных предметов, программы формирования универсальных учебных действий, системы оценивания достижений результатов [3]; (2) недостаточность опыта проектной и исследовательской деятельности у педагогических работников, и, как следствие, сложности в организации проектной деятельности самих учащихся; (3) неоднозначная трактовка участниками образовательного процесса, экспертами и контрольно-надзорными органами в сфере образования содержания ФГОС общего образования; (4) расплывчатость формулировок предметных результатов по учебным предметам (предметным областям), и как следствие, невозможность оценить степень освоения учащимися предметного результата.Разрешению проблем, связанных с применением положений ФГОС общего образования, посвящена данная статья. Актуальность этой статьи также обуславливается необходимостью представить широкой общественности научные наработки по совершенствованию положений ФГОС общего образования.
По заказу Министерства образования и науки Российской Федерации в 2017 году осуществлялись научные работы, посвященные детализации требований ФГОС начального общего и основного общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям).
Цель статьи – освещение процесса детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям), а также представление предложений и рекомендаций экспертного и профессионального педагогического сообщества по улучшению качества детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения.
Целями проведения детализации требований к предметным результатам освоения учащимися основной образовательной программы являются:Задачи проведения детализации требований к предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы можно определить следующим образом:
Под детализацией требований ФГОС начального и основного общего образования к предметным результатам обучения базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) понимается деятельность по конкретизации и стандартизации требований к предметным результатам обучения и содержательной части предметных областей (учебных предметов).
Детализация требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения проводилась по 16 предметным областям (учебным предметам), включая «Русский язык», «Обществознание (Окружающий мир)», «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России» для основного общего образования), «Технология», «Музыка», «Основы безопасной жизнедеятельности», «Математика и информатика», «Иностранный язык»/«Второй иностранный язык», «Химия», «География» и «Экономика», «Физическая культура», «Физика», «Биология, экология», «История», «Литература».
Для проведения детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ были созданы рабочие группы по соответствующим направлениям, в составе каждой принимало участие 10 экспертов, имеющих ученую степень в области педагогических или психологических наук и опыт работы в сфере образования не менее 5 лет.
В своей деятельности рабочие группы руководствовались модельной методикой детализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям), разработанной в рамках подготовительных работ по проведению детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения.
Перед рабочими группами были поставлены следующие задачи:
Результатом проведения детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ стала подготовка Проектов детализированных федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения по 16 учебным предметам.
Следствием работы по детализации требований ФГОС общего образования стало представление экспертами детализированных перечней требований к предметным результатам по каждому из 16 указанных выше направлений. Отметим необходимость и значимость проделанной работы по детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ, поскольку полученные результаты могут служить отправными точками для дальнейшего усовершенствования положений ФГОС общего образования.
Проекты детализированных требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения были представлены на экспертное и профессиональное обсуждение, в котором приняли участие представители экспертного сообщества, члены региональных предметных ассоциаций педагогов, преподаватели общеобразовательных организаций, разработчики основных образовательных программ, представители органов государственной власти, осуществляющие управление в сфере образования субъектов Российской Федерации, представители региональных институтов развития образования образовательных организаций, педагоги [4].
Представители экспертного и педагогического сообщества высказали ряд замечаний и предложений по возможному их усовершенствованию.
Все замечания и предложения, полученные в ходе обсуждения от экспертов целесообразно систематизировать на две группы – формальные и содержательные.К первой группе следует отнести пожелания экспертов к форме представления результатов детализации требований ФГОС к предметным результатам обучения по 16 направлениям, а также к логике их изложения. Наиболее распространенными в этой группе замечаниями являются:
1) нарушение логики изложения материала содержательной части учебных предметов, отсутствие отдельных, необходимых с точки зрения актуальности изучения в современных условиях развития государства и общества, тематических блоков в содержательной части учебных предметов;
2) нарушение логики построения системы предметных результатов, отсутствие в ней отдельных предметных результатов;
3) чрезмерная широта формулировок предметных результатов, ведущая к неопределенности их понимания участниками образовательного процесса.
Вторую, содержательную, группу замечаний составляют пожелания экспертов по существу полученных результатов. К ним относятся:
1) общий характер сформированных тематических блоков содержательной части учебных предметов;
2) отсутствие корреляции предметных результатов и содержания учебного предмета;
3) общий характер предметных результатов, который не показывает степень изученности материала;
4) невозможность использования разработанных предметных результатов для диагностики знаний;
5) невозможность использования разработанных предметных результатов для разработки контрольно-измерительных материалов;
6) метапредметный характер отдельных предложенных результатов;
7) ограниченное использование междисциплинарного подхода при детализации требований ФГОС общего образования.
Остановимся на содержательной группе замечаний более подробно.
Одно из основных замечаний содержательного характера, высказанными экспертами, заключается в необходимости более широкого применения междисциплинарного подхода в процессе детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения, с целью включения тематических блоков, посвященных современным актуальным вопросам в жизни общества, в содержательную часть учебных предметов и предметных областей, и формирования соответствующих предметных результатов, достижение которых показывало бы уровень освоения материала учащимися.
По мнению экспертов, в содержательную часть учебных предметов и предметных областей целесообразно включить ряд актуальных тем, направленных на:
Изучение вопросов профилактики экстремизма, терроризма, и антикоррупционного мировоззрения в процессе обучения будет способствовать развитию правовой культуры и правосознания учащихся, привитию ценностей законности и правопорядка, уважению прав и свобод граждан, воспитанию установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, формированию навыков по выявлению и предотвращению коррупционного поведения, и профилактике различных видов экстремизма. Как следствие этого, в обществе наметится тенденция сокращения случаев межнациональной розни, террористических актов на межэтнической, межконфессиональной, расовой почве среди молодежи.
Обучение учащихся безопасному поведению в интернет-пространстве, профилактика интернет-зависимости, националистических проявлений в молодежной среде позволит сформировать у учащихся навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования сети Интернет, защитит их от отрицательного воздействия информационного пространства.
Роль обучения семьеведению заключается в ознакомлении молодёжи с такими вопросами, как понятия брака и семьи, основные виды браков и типы семьи, социально-экономические, правовые, психолого-педагогические, этноконфессиональные и духовно-нравственные основы её функционирования. В результате обучения школьник получит знания о современном состоянии брачно-семейной сферы и гендерных отношениях в российском обществе, сформирует ценностные семейные установки, которые помогут сформировать ценностное отношение к браку и в будущем создать крепкую семью.
Обучение антидопинговым вопросам позволит учащимся понять важность соблюдения принципов спортивных и иных видов состязаний, сформировать адекватное отношение к допингу как отрицательному явлению, будет способствовать предотвращению случаев употребления запрещенных средств среди школьников.
Воспитание у учащихся стремления вести здоровый образ жизни, в том числе повышение уровня информированности по проблемам, связанным с ВИЧ/СПИД, направлено на формирование у учащихся мотивации сохранения жизни, формирование у них представлений о ее ценности. Как следствие обучения, у учащихся будут выработаны навыки безопасного и ответственного поведения, установки и навыки здорового образа жизни. Достижение указанных результатов учащимися будет способствовать снижению роста инфицирования ВИЧ/СПИД и распространению здоровых ориентиров в развитии российского общества.По итогам обсуждений результатов детализации эксперты и профессиональное сообщество, кроме замечаний, представили ряд предложений и рекомендаций по совершенствованию содержательной части учебных предметов и предметных результатов. Как и замечания, предложения и рекомендации также целесообразно классифицировать на предложения и рекомендации к форме и к содержанию результатов детализации требований ФГОС к предметным результатам обучения базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям):
В частности, были предоставлены следующие предложения и рекомендации к форме результатов детализации:
1. Целесообразно выстроить детализированные требования к предметным результатам обучения согласно логике и последовательности отдельных тематических блоков содержательной части учебного предмета.
2. Рекомендуется изложить тематические блоки содержательной части учебного предмета в виде логичной системы, разделив их на равные части по смыслу и объему учебной информации.
3. Целесообразно конкретизировать, уточнить формулировки предметных результатов, сделав их краткими и емкими.
4. Необходимо изложить предметные результаты таким образом, чтобы они были просты, однозначны для понимания.
Перечислим предложения и рекомендации, представленные к содержанию результатов детализации:
1. Целесообразно сформулировать предметные результаты таким образом, чтобы они отражали содержание именно того учебного предмета, к которому разработаны.
2. Рекомендуется изложить предметные результаты таким образом, чтобы они имели свойство измеряемости, а именно: их можно было бы применить для диагностики знаний учащихся, а также для разработки контрольно-измерительных материалов.
3. Необходимо осуществить детализацию разработанных предметных результатов, т.е. максимально уточнить их содержательное наполнение.
4. Рекомендуется осуществить проверку разработанных предметных результатов с целью выявления и устранения результатов, которые ими не являются (метапредметных, личностных).
5. Целесообразно осуществить систематизацию предметных результатов по годам обучения и по тематическим блокам. Это позволит внести ясность и однозначность в вопросы достижения учащимся предметных результатов, а также будет способствовать тому, что и педагог, и учащийся (его родители) смогут самостоятельно понять, что требуется от учащегося. Кроме того, систематизация предметных результатов по тематическим блокам даст основания для применения тематического контроля в процессе обучения.
Благодаря предложениям и рекомендациям по итогам обсуждения результатов детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) процесс детализации выйдет на качественно более высокий уровень, проекты детализированных требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения будут доработаны и представлены к рассмотрению средствами массовой информации, широкой общественностью и научным сообществом.
Выводы
Процесс детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) имеет большое значение для современной системы образования российского общества. Он направлен на решение проблем, связанных с неоднозначностью толкования положений ФГОС общего образования субъектами образовательных отношений.
Детализация требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) – достаточно трудоемкий процесс и требует пристального внимания со стороны экспертного и профессионального педагогического сообщества, поскольку его результатом является корректировка положений ФГОС общего образования. От того насколько качественно будет проведена детализация требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения, зависит эффективность действия стандартов, и, как следствие, успешное применение положений ФГОС общего образования общеобразовательными организациями и педагогами в образовательной деятельности.
Следует признать необходимость дальнейшего совершенствования разработанных проектов детализированных требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) с учетом предложений и рекомендаций, предоставленных экспертным и профессиональным педагогическим сообществом.
Список литературы:
1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 (ред. от 31.12.2015). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/
2. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 (ред. от 31.12.2015). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/
3. Ципляева О. Н. Проблемы, которые необходимо решить при введении ФГОС ООО // Молодой ученый. — 2015. — №10.1. — С. 1-2.), в социальной сети работников образования nsportal.ru (Волгина Н.А. «Проблемы и риски внедрения ФГОС ООО, https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2015/01/21/problemy-i-riski-vnedreniya-fgos-ooo
4. Специалисты сферы образования обсудят вопросы детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://edupractice.ru/news.html?id=52