Статьи и обзоры

Дистанционное обучение в высшей школе: условия, качество, сложности, по мнению студентов и преподавателей

В статье обозначены особенности применения дистанционных образовательных технологий в период распространения новой коронавирусной инфекции и обоснована необходимость мониторинга процессов применения дистанционных образовательных технологий.

08.06.2022

Авторами дана оценка степени готовности вузов к качественному обучению в дистанционной форме, проведена оценка изменения учебной нагрузки на студентов при реализации дистанционного образования и рассмотрены вопросы изменения уровня мотивации студентов к обучению в дистанционной форме. Оценены условия доступа преподавателей на рабочем месте в вузе к сети Интернет, а также уровень технических возможностей студентов для дистанционного обучения. Авторами систематизированы основные проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели и студенты в процессе дистанционного обучения, а также представлены предложения по улучшению организации дистанционной формы обучения. Среди условий повышения качества дистанционного обучения указаны обеспечение преподавателей и студентов высокоскоростным интернетом, оборудование аудитории специальной техникой для дистанционного обучения (ноутбуками, видеоаппаратурой, сенсорными панелями, оборудованием виртуальной реальности, в том числе создание или закупка виртуальных лабораторий), предоставление преподавателям технических средств для дистанционной работы, подготовка преподавателей в области информационно-компьютерных технологий.

Ключевые слова: образовательные организации высшего образования, дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, мониторинг, анкетирование, степень удовлетворенности.

Согласно статье 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Проблематика дистанционного обучения – сфера интересов многих исследователей, которые дискутируют на тему его преимуществ и недостатков, перспектив и сложностей применения, возможностей и угроз масштабного внедрения. Например, в работе выделены следующие группы возможностей и угроз дистанционного образования.

Сопоставляя угрозы и возможности дистанционного образования, в каждой конкретной ситуации решение о целесообразности его применения необходимо принимать, если положительный эффект его применения преобладает над потенциальными негативными последствиями.

Необходимость развития и внедрения в образовательный процесс дистанционных образовательных технологий стала особенно острой в период введения ограничительных мероприятий, связанных с недопущением распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019.

С начала 2020 г. в Минобрнауки России не единожды принималось решение о переводе образовательного процесса из очного формата в дистанционный, о полном или частичном переходе образовательных организаций высшего образования на дистанционное обучение, о создании условий для сохранения надлежащего качества образовательной деятельности (приказы Минобрнауки России от 14.03.2020 № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» и № 398 «О деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации», приказы от 08.05.2020 № 6485 и от 28.05.2020 № 692 «О деятельности подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации организаций в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации», приказ от 28.08.2020 № 1133 «Об организации начала 2020/21 учебного года в подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации организациях в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации», приказ от 11.11.2020 № 1402 «О мерах по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции в образовательных организациях высшего образования», от 28.01.2021 № 63 «Об организации образовательного процесса в образовательных организациях высшего образования с учетом рисков распространения новой коронавирусной инфекции», приказ от 22.10.2021 № 972 «О деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, в период нерабочих дней в октябре-ноябре 2021 года».

В системе образования в период дистанционного и смешанного обучения, естественно, протекали адаптационные процессы, которые сопровождались развитием и модернизацией материально-технической, методической и организационной базы обучения с применением дистанционных технологий. И как следствие, возникла необходимость оценить влияние применения дистанционных образовательных технологий на качество образования, определить степень удовлетворенности педагогов и студентов теми изменениями, которые произошли за время совершенствования подходов к организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

В связи с этим Общественным советом при Минобрнауки России по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности образовательными организациями было инициировано проведение соответствующего исследования в формате анкетирования обучающихся и преподавателей вузов. Исследование проводилось Федеральным оператором ООО «Верконт Сервис» в рамках процедуры независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности (НОК) весной 2021 г., анкеты были размещены на сайте https://nok-mon.ru/.

Цели данной статьи – выявление основных трудностей и проблем в процессе перехода на дистанционное обучение и определение путей их решения по итогам анализа результатов исследования мнения студентов и преподавателей о степени их удовлетворенности условиями дистанционного обучения в вузах.

Полный текст статьи представлен по ссылке