И почему нельзя быть гражданином на словах
03.012.2019Часто мы слышим из социальных сетей, официальных порталов, от первых лиц государства и религиозных организаций, национально-культурных автономий, деятелей культуры довольно страшное слово «ценности». Страшное потому, что нам кажется, что сейчас расскажут что-то очень скучное в «списочном» формате: есть много ценностей, их список вот такой, у нас с ними не очень хорошо, давайте к ним вернемся. Важнейшая ценность, которая упоминается в контексте общероссийской гражданской идентичности в законодательных актах Российской Федерации – созидательный труд. Конечно, утверждение и напоминание о социально-конструктивных ценностях полезно. Но есть и проблема коммуникации: не объясняется, почему именно эти ценности, а не другие? И главное, что мы должны делать, узнав о них? Куда-то бежать, поступать в служение? Или просто принять как полезную информацию и отправиться по своим делам?
Ценность – это действие
Прежде всего, ценность – не просто философский или культурологический термин – это идея, которая в своей основе связана с конкретным практическим действием. Если мы говорим о ценности дружбы, то дружба невозможна без поддержки. Человек, который дружит на словах, на самом деле не друг.
Ценность коллектива, команды, неважно насколько большой, не исчерпывается походом в развлекательное заведение раз в месяц для восстановления дружеских связей и совместной работой. Люди, которые здороваются в коридоре – это не команда. Люди, которые кивают друг другу при встрече, спрашивают "как дела" и поздравляют один раз в год друг друга с днем рождения – это не коллектив. Команда – это, прежде всего, коллективный субъект, у которого намного больше силы, чем у всех входящих в него членов.
Кризис в понимании духовно-нравственных ценностей
Традиционные духовно-нравственные ценности зафиксированы на уровне государства, в правоприменительной практике. Например, их содержит 78-я статья Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. То есть вопрос ценностей настолько важен, что стал статьей Стратегии, подписанной Президентом. Внимание первых лиц государства и религиозных организаций приковано к этой теме. Конечно, если бы с вопросом ценностей все было в порядке, на таком уровне он бы не поднимался.
Проект Минпросвещения РФ «Информационное и методическое сопровождение формирования гражданской идентичности в воспитательно-образовательном пространстве современной школы» направлен, прежде всего, на поиск конкретных практических методов, которые могли бы помочь учителю в формировании будущего гражданина, в том, чтобы эти самые ценности воспитать.
Прежде всего, кризис в вопросе духовно-нравственных ценностей связан с тем, что большинство участников коллективной дискуссии упрощают саму ситуацию кризиса. Обычно это происходит с двух позиций:
Тезис о традициях, безусловно, верный. Но если под традициями иметь в виду исключительно традиции тех или иных этноконфессиональных сообществ, мы попадаем в сложную ситуацию. Ни этнические, ни конфессиональные традиции не призывают нас, например, к покорению космоса, не призывают догнать и перегнать в техническом отношении весь мир. Но именно такая задача стоит, если посмотреть на закономерности развития общественных институтов во всем глобализованном мире. Без этого движения максимум, что нас ждет – герметизация в иллюзорном мире, в котором все хорошо, и заканчивается он границами Российской федерации. Но мир не таков – он сложный, комплексный, в нем необходимо держать удар и отвечать. И продвигать, прежде всего, то, что делает нас гражданами России, представителями этносов, конфессий. То есть большой культурный комплекс, который полностью завязан на ценностях.
Созидательный труд как основа российской культуры
В качестве одной из основных общероссийских ценностей в Стратегии упоминается созидательный труд. В англо-американском мире у труда совершенно другой генезис. Известный социолог Макс Вебер объяснил эту капиталистическую логику, во многом основанную на религиозной мысли: если у меня все хорошо, значит, Бог меня любит, и после смерти я попаду в рай. Как добиться того, чтобы у меня все было хорошо? Безостановочно работать.
Новое время в Европе не случайно было временем взлета протестантской цивилизации. В протестантизме была четкая религиозная идея, которая транслировалась на всех уровнях. В учении наиболее традиционных для России религий – православного христианства и ислама, нет идеи, которая ведет человека к достижению эгоистического личного успеха. Вместо этого там содержится коллективный созидательный труд.
Таким образом, традиционные российские ценности исторически предполагают скорее не достижение личного успеха, но коллективное последовательное движение.
Что выигрывает волонтер?
Ценность добровольной помощи окружающим первично не несет в себе экономического значения. Занимаясь добровольчеством, мы не выигрываем в социальном статусе. Были попытки сделать волонтерство модным. Сегодня средствами пиара можно добиться потрясающих успехов: сфотографировать красивых счастливых людей, написать, что они волонтеры. Возможно, это сработает в качестве начальной мотивации, но не в качестве мотивации к ежедневному труду.
Что выигрывает волонтер? Ради чего доброволец может часами трудиться, не получая награды? Парадоксальным образом волонтер получает две вещи.
Во-первых, если человек может делать что-то для других и не просить ничего взамен, он может ощущать себя лучше и быть лучше как человек. Добровольная помощь окружающим дает важное знание: мир на мне не заканчивается, есть люди, которым нужна моя помощь. И никто другой им, возможно, не поможет.
Во-вторых, волонтер получает возможность обрести команду, соратников, с которыми он связан рядом принципов, более значимых, чем общая история, национальность, конфессиональная традиция или работа. Он обретает людей, с которыми его объединяют общие ценности. Безусловно, это лучший способ быть в коллективе и делать что-то хорошее.
Волонтерство сегодня становится эффективным механизмом формирования гражданской идентичности молодого поколения. Опыт участия в помощи окружающим дает молодому человеку значительно больше, чем суждения о важности гражданской сознательности, коллективного созидательного труда, любви к Родине и окружающим. Безусловно, опыт вовлечения в добровольную помощь должен использоваться в качестве практики гражданского воспитания – прежде всего, в рамках школы.
Авторы:
Костылев Павел Николаевич, координатор проекта Министерства просвещения РФ, религиовед, старший преподаватель философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, сотрудник Центра российской идентичности РГУ им. А.Н. Косыгина;
Абсалямова Полина Владимировна, религиовед, сотрудник Центра российской идентичности РГУ им. А.Н. Косыгина