Статьи и обзоры

Доклад о выполнении Комплекса мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов

В 2013 году в соответствии с Комплексом мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов запланировано 13 мероприятий. Все запланированные мероприятия исполнены.

17.02.2014

В 2013 году в соответствии с Комплексом мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов запланировано 13 мероприятий. Все запланированные мероприятия исполнены.

I. Нормативно-правовое регулирование и научно-методическое сопровождение работы с одарёнными детьми и молодёжью

Пункт 7. Разработка, апробация и внедрение эффективных методик, инновационных технологий, учебных программ и форм работы с одаренными детьми, в том числе раннего возраста.

В 2013 году разработаны 27 примерных учебных программ по основным  учебным предметам федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств, к сроку обучения по этим программам, а также 24 примерные программы к дополнительным общеразвивающим программам в области искусств. Со второго полугодия 2013 г. в рамках мероприятий Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» начата реализация проекта по подготовке учебников и учебно-методических пособий для детских школ искусств по основным учебным предметам к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств.

В части реализации методик, инновационных технологий, учебных программ и форм работы с одаренными детьми регионы указали на использование индивидуальных, интегрированных программ научно-технического направления (по робототехнике, основам компьютерной грамотности), дистанционных версий профильных образовательных программ, программ, ориентированных на потребности стратегических отраслей экономики, а также программ научно-исследовательской деятельности, дополнительного образования.

В ряде субъектов Российской Федерации реализуются проекты, направленные на развитие творческого потенциала талантливой молодежи, содействие карьерному и личностному росту молодых людей (Красноярский край, Кировская область, Новосибирская область), функционируют очно-заочные школы для одаренных детей при ведущих вузах страны с использованием дистанционных форм обучения (республики Коми, Карелия и Мордовия; Архангельская, Ивановская, Сахалинская, Орловская, Тамбовская, Белгородская области; Пермский край, Краснодарский край, Ставропольский край; Ханты-Мансийский автономный округ), осуществляется интеграция различных уровней образования, сетевое взаимодействие муниципальных образований (Иркутская, Тверская, Тюменская, Ярославская области).

В Центральном федеральном округе:

реализуются проекты по организации профильного обучения школьников  на базе организаций высшего образования, в том числе: «Сельская школа как исследовательская лаборатория» (Калужская область), «Успех в твоих руках» (Белгородская область);

проводятся форумы одаренных детей (Ивановская, Ярославская, Белгородская области), фестивали, профильные семинары, научные экспедиции, интеллектуальные тематические слёты с использованием систем интернет-поддержки (Москва и Московская область);

осуществляется работа базовых площадок по развитию художественного творчества детей (Тульская область);

реализуются методики: «Карта одаренности», «Интеллектуальный портрет», «Шаг в будущее» (Орловская область);

работают клубы по интересам, творческие студии и мастер-классы, научные общества (Калужская, Рязанская, Курская, Смоленская области).

В Северо-Западном федеральном округе:

реализуются программы сотрудничества с Российским творческим союзом работников культуры, Союзом писателей Российской Федерации, Всероссийским детским фондом, Международным благотворительным фондом «Открытый мир», (Санкт-Петербург), а также программы дополнительного образования детей (Новгородская область) и развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста (Москва, Вологодская и  Московская область);

организуются образовательные форумы, научно-исследовательские конференции, выставки, интеллектуальные марафоны, обучающие семинары (Архангельская, Ленинградская, Вологодская, Псковская области);

в режиме эксперимента проведен открытый конкурс «Санкт-Петербургская медико-биологическая олимпиада школьников».

В Южном федеральном округе:

апробируются авторские педагогические методики «Учение с увлечением», «Развитие интеллектуально-исследовательской компетентности обучающихся» (Волгоградская область);

создана и функционирует электронная база исследовательских проектов по направлению «Робототехника», а также программы для талантливых детей по математике в режиме «Вечерняя школа» (Астраханская область);

ведется внеурочная работа с талантливыми детьми на базе высших учебных заведений (Республика Адыгея, Астраханская и Ростовская области).

В Северо-Кавказском федеральном округе:

дан старт новому проекту «Нулевой километр – начало пути» (Кабардино-Балкарская Республика) с участием около 500 обучающихся, который ориентирован на формирование резерва управленческих кадров для регионов, входящих в округ, из числа творческой молодежи;

реализуется программа «Шаг в будущее» (Республика Дагестан);

работают республиканские школы выходного дня для талантливых детей и молодёжи (Чеченская Республика, Карачаево-Черкесская Республика), а также научные общества и объединения обучающихся (Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия - Алания, Ставропольский край).

В Приволжском федеральном округе:

разработаны и реализуются модульные программы «Школа «NIK» «Учительская академия», «Университет медиа технологий» (Пензенская область), проект «Олимпийская сборная детей сельских территорий» (Пермский край), учебно-методические комплексы по развитию детской одаренности (Кировская область), программы для детей-инвалидов «Я все умею делать сам!», «За пределами школьной программы» (Республика Марий Эл);

апробируется дистанционный курс «Методика подготовки к олимпиадам и конкурсам по истории, обществознанию и праву» (Нижегородская область);

издаются сборники исследовательских работ молодых людей-исследователей, функционируют экспериментальные площадки (Республика Башкортостан, Ульяновская область);

функционирует портал «Одаренные дети Самарской области».

В Уральском федеральном округе:

в работе с одаренными детьми и молодежью реализуются авторские и модульные программы (Челябинская, Свердловская области, Ханты-Мансийский автономный округ);

стартовал инновационный проект «Электронный Дворец молодежи» (Челябинская область);

на базе образовательных организаций дополнительного образования организуются и проводятся летние смены для одаренных детей, работают научные общества обучающихся (Тюменская область).

В Сибирском и Дальневосточном федеральных округах функционируют экспериментальные площадки по работе с одаренными детьми (Иркутская, Новосибирская области, Красноярский и Приморский край), реализуются инновационные проекты и программы – «Будущее Алтая» (Алтайский край), «Мир профессиональных возможностей», «Свое дело», «Работающая молодежь» (Красноярский край), «Известные ученые – детям» (Республика Тыва), «Тьюторское сопровождение одаренных детей и молодежи» (Еврейская автономная область), «Детский университет» (Хабаровский край), педагогическая мастерская «Олимпиадная педагогика» (Приморский край), работают летние научные школы  (Республика Хакасия, Камчатский край, Сахалинская область).

Пункт 8. «Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников общеобразовательных организаций и специалистов учреждений, осуществляющих спортивную подготовку, специализирующихся на работе с одаренными детьми и молодежью, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, с учетом разработки профессиональных стандартов».

В рамках полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, регионами в различных формах (очно, очно-заочно, дистанционно) и форматах (вебинары, семинары, научно-практические конференции, практикумы, тренинги, мастер-классы, педагогические мастерские, научно-исследовательские конференции, программы повышения квалификации) реализуются мероприятия, направленные на повышение профессиональной квалификации педагогических работников, по выявлению и работе с одаренными детьми и молодежью.

Так, например, в Ленинградской области организованы курсы «Индивидуальная программа, маршрут и траектория одаренного ребенка», в Вологодской области реализуется модульная программа повышения квалификации «Выявление и развитие интеллектуальной и творческой одаренности школьников».

В ряде субъектов Российской Федерации проводятся специальные курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки для преподавателей дополнительного образования, работающих с детьми данной категории (Самарская, Тюменская, Свердловская, Омская, Воронежская области, Республика Хакасия, Хабаровский край, Ханты-Мансийский автономный округ); функционируют стажировочные и экспериментальные площадки по данному направлению работы (Ульяновская область, Орловская, Москва), организуются педагогические чтения и лектории (Кировская, Иркутская, Владимирская, Московская, Рязанская, Тверская области, Алтайский край, Республика Татарстан, Республика Алтай, Приморский край), проводятся конкурсы методических работ педагогов (Ивановская область).

В рамках реализации Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» в 2013 году в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях (Московская, Астраханская, Казанская, Нижегородская, Новосибирская, Ростовская консерватории, Российская академии музыки имени Гнесиных, Дальневосточная государственная академия искусств, Красноярская государственная академия музыки и театра, Красноярский государственный художественный институт, Северо-Кавказский государственный институт искусств, Академический музыкальный колледж при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, Московское государственное академическое художественное училище, Новосибирская специальная музыкальная школа (колледж), Новосибирский и Пермский государственные хореографические колледжи) проведены курсы повышения квалификации для преподавателей детских школ искусств, а также преподавателей художественно-эстетических дисциплин общеобразовательных организаций.

В 10 федеральных государственных организациях среднего профессионального образования – училищах олимпийского резерва в 2013 году из 595 штатных тренеров прошли повышение квалификации и переподготовку 68 человек.

Пункт 11. Разработка и реализация региональных и муниципальных целевых программ по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов России.

В большинстве субъектов Российской Федерации региональные и муниципальные мероприятия по поддержке одаренных детей и молодежи реализуются в рамках долгосрочных и ведомственных целевых программ и подпрограмм, разработанных и принятых в целях реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.

Практически во всех регионах страны созданы муниципальные, региональные или республиканские программы, подпрограммы по поддержке одаренных детей и молодежи, в рамках которых проводятся научно-практические конференции по работе с одаренной и талантливой молодежью, диагностические и мониторинговые исследования результативности работы с одаренными и талантливыми учащимися, эффективности использования ресурсов, качества созданных условий для творческого и интеллектуального развития школьников.

В Архангельской области реализуются государственные программы «Развитие образования и науки Архангельской области (2013-2018 годы)» и «Культура Русского Севера (2013-2020 годы)». В Вологодской области реализация положений Концепции предусмотрена долгосрочной целевой программой «Развитие образования в Вологодской области на 2011-2015 годы». Приоритеты государственной политики Республики Коми по педагогической поддержке и развитию талантливых детей  и молодежи нашли отражение в долгосрочной республиканской целевой программе «Дети Республики Коми (2012-2015 годы)».

В Ленинградской области утверждена долгосрочная целевая программа «Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2011-2015 годы».

В Ярославской и Иркутской областях созданы и функционируют координационные советы  по содействию реализации государственной политики в интересах одаренных детей, возглавляемые заместителями губернаторов регионов. Советы решают задачи по определению приоритетных направлений в развитии региональной политики по созданию системы работы с одаренными детьми и талантливой молодежью. Правительством Ярославской области утверждена  Концепция межведомственного взаимодействия процесса сопровождения  одаренных детей региона, ежегодно формируется Межведомственный календарь массовых мероприятий с участием обучающихся общеобразовательных организаций, учреждений культуры и спорта.

В Кабардино-Балкарской Республике работа по выявлению и поддержке одаренных детей проводится в рамках республиканской целевой программы «Развитие образования в Кабардино-Балкарской Республике на 2012-2016 годы».

В 2013 году на реализацию программных мероприятий предусмотрено 565 тыс. рублей. По поручению Правительства Кабардино-Балкарской Республики разработан план мероприятий (дорожная карта) «Создание системы работы с одаренными детьми, обеспечивающей условия для их выявления, поддержки и сопровождения» на 2013-2016 годы.

В Чеченской Республике с 2013 года выполняется республиканская целевая программа «Молодость и талант» на 2013-2015 годы, утверждённая постановлением Правительства Чеченской Республики от 4 февраля 2013 г. № 25. Программа нацелена на активное вовлечение молодого поколения в социально-экономическое, политическое, культурное развитие региона путем перевода молодежи из пассивного потребителя общественных благ в активный субъект социально-экономических отношений. В рамках программы проведен мониторинг процессов, происходящих в молодежной среде, изучены структуры и ценностные ориентиры молодежной аудитории, тенденции и развитие молодежного движения в Чеченской Республике. Более 100 тысяч молодых граждан в возрасте до 30 лет вовлечены в мероприятия программы.

Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 19 сентября 2011 г. № 315 утверждена республиканская целевая программа «Поддержка одаренных детей в образовательных учреждениях культуры и искусства Карачаево-Черкесской Республики на 2012-2015 годы». Программой предусмотрены мероприятия по созданию банка данных одаренных детей республики в области культуры и искусства; организация курсов повышения квалификации для руководителей и преподавателей образовательных организаций, проведение II Международной творческой школы исполнительского и педагогического мастерства «Звезды Архыза», II Международной конференции по дошкольному образованию и др.

Постановлением Правительства Республики Северная Осетия – Алания от 29 октября 2011 г. утверждена целевая программа «Одаренные дети» на 2012-2014 годы. В рамках программы образовательным организациям выделяются дополнительные субсидии: в 2012 году – 3 млн. рублей, в 2013 году – 6 млн. 150 тыс. рублей. В течение 2013 года в соответствии с программой проведено 13 республиканских мероприятий различной направленности.

В Краснодарском крае задачи по созданию и дальнейшему совершенствованию системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей решались в рамках Краевой целевой программы «Дети Кубани на 2009-2013 годы» и подпрограммы «Одаренные дети» с объемом финансирования 9 901,8 тыс. рублей.

В Калужской области в 2013 году было продолжено выполнение 9 долгосрочных и ведомственных целевых программ, направленных на реализацию Концепции, включая долгосрочную целевую программу «Поддержка одаренных детей Калужской области и их наставников на 2010-2015 годы» с объемом финансирования из средств областного бюджета 49 269,3 тыс. рублей.

В Ханты-Мансийском автономном округе реализуется межведомственная программа «Дети Югры». Кроме того, постановлениями правительства принят ряд нормативно-правовых актов, определяющих систему основных мер по поддержке способной и талантливой молодежи: «Стратегия действий в интересах детей», «О грантах губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры выпускникам общеобразовательных учреждений», «О премиях губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры победителям олимпиады по учебным предметам».

В Новосибирской области разработана долгосрочная целевая программа «Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой учащейся молодежи в Новосибирской области на 2013-2017 годы», на реализацию которой предполагается общий объем финансовых средств областного бюджета в размере 1 272 267,8 тыс. рублей. Подпрограммы по направлению «Одаренные дети» в рамках целевых программ утверждены и реализуются также в Москве, республиках Мордовия, Татарстан, Астраханской, Амурской, Курской, Курганской, Орловской, Рязанской, Пензенской, Смоленской, Тверской, Тюменской областях, Алтайском, Камчатском краях, Еврейской автономной области и других регионах.

По итогам реализации региональных программ (подпрограмм) в ряде субъектов Российской Федерации планируется создать ресурсные центры развития и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, увеличить долю детей, получающих услуги как в специализированных образовательных организациях, направленных на развитие, поддержку и сопровождение одаренности, так и в специализированных классах общеобразовательных организациях.

Пункт 12. Разработка электронных образовательных ресурсов для детей с ограниченными возможностями здоровья по различным программам дополнительного образования детей.

В рамках Федеральной целевой программы «Развитие образования на 2011-2015 годы», приоритетного национального проекта «Образование» (далее – ПНПО), государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы  и модернизации региональных систем образования в 2013 году в субъектах Российской Федерации была продолжена работа по созданию условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающих им доступ к образовательным и информационным ресурсам, способствующих получению ими качественного образования, а именно:

приняты органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией законы и иные нормативные правовые акты по организации дистанционного образования детей-инвалидов на дому;

созданы организационно-методические и технические условия для обучения на дому 25 тыс. детей-инвалидов по образовательным программам общего образования с использованием дистанционных образовательных технологий (действуют 82 региональных центра дистанционного образования);

сформировано педагогическое сообщество, имеющее профессиональные навыки обучения детей-инвалидов на основе дистанционных образовательных технологий;

прошли обучение по вопросам организации дистанционного обучения детей-инвалидов 22 тыс. педагогов и 17 тыс. родителей.

В рамках ПНПО, начиная с 2009 года, для использования в организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов во всех субъектах Российской Федерации предоставляется доступ к информационным ресурсам (по программам общего образования (с 1 по 11 класс), а также более 150 курсов по программам дополнительного образования), размещенным на сайте http://iclass.home-edu.ru. Более 40 тысяч пользователей в субъектах Российской Федерации – обучающихся на дому детей-инвалидов и обучающих их учителей – зарегистрированы на данном сайте и регулярно пользуются его ресурсами.

В 2013 году в рамках мероприятий ФЦПРО реализован проект «Разработка моделей дистанционного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья по различным программам дополнительного образования детей». В ходе выполнения проекта проанализированы программы дополнительного образования, используемые при дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, дано описание двух моделей  дистанционного обучения детей-инвалидов, проведено всероссийское совещание с обсуждением вопросов развития дополнительного образования детей-инвалидов, обучающихся с использованием дистанционных технологий. Материалы, разработанные в рамках проекта, востребованы организациями дополнительного образования, центрами дистанционного образования детей-инвалидов, педагогами дополнительного образования специальных (коррекционных) образовательных организаций, семьями детей с ограниченными возможностями здоровья.

II. Конкурсная поддержка организаций, педагогических работников, одарённых детей и молодёжи

Пункт 16. Проведение конкурсов профессионального мастерства с целью поддержки педагогических работников и других специалистов, работающих с одаренными детьми и молодежью.

С целью признания профессиональных достижений учителей-практиков общеобразовательных организаций и повышения их статуса Минобрнауки России ежегодно проводит всероссийский конкурс «Сердце отдаю детям». Его участниками являются педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, преподаватели школ искусств, тренеры-преподаватели, осуществляющие дополнительное образование детей в образовательных организациях всех типов и видов, имеющие педагогический стаж работы не менее 5 лет.

В 2013 году конкурс проходил с 10 по 17 ноября 2013 г. на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Центра образования «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных» с участием 83 педагогов дополнительного образования-победителей региональных и всероссийского заочного этапов из 42 субъектов Российской Федерации. Состязания прошли по 7 номинациям, в том числе: «Художественное и декоративно-прикладное творчество», «Художественная», «Научно-техническая», «Эколого-биологическая», «Художественная», «Научно-техническая», «Эколого-биологическая», «Туристско-краеведческая», «Физкультурно-спортивная», «Социально-педагогическая».

В 2013 году Минобрнауки России проведен III Всероссийский конкурс работников образовательных организаций «Воспитать человека-2013» (далее – Конкурс). Конкурс проведен в целях выявления и популяризации перспективных воспитательных идей и практик, способных возвратить образовательным организациям институциональное лидерство в сфере воспитания, повышения авторитета и статуса педагогических работников, обеспечивающих воспитательный процесс в образовательных организациях Российской Федерации. Очный (финальный) этап конкурса проведен в г. Владикавказе (Республика Северная Осетия – Алания) в период 8 по 13 декабря 2013 года.

В субъектах Российской Федерации также ежегодно проводятся конкурсы профессионального мастерства. Так, например, «Звездное кружево Севера» (Вологодская область); «Золотая тысяча» (Республика Коми), по итогам которого 7 учителей-победителей получили из региональных бюджетов денежное вознаграждение в размере 200 тыс. рублей; «За нравственный подвиг учителя» (Республика Ингушетия, Республика Марий Эл, Хабаровский и Приморский край), «Педагогический олимп» (Республика Татарстан, Пензенская и Омская области).

В ряде регионов страны организованы конкурсы профессионального мастерства, участниками которых являлись руководители образовательных организаций и муниципальных органов управления образованием (Омская, Сахалинская области). 

В 2013 году Минспортом России совместно с ОГФСО «Юность России» проведен X Всероссийский конкурс «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы». Конкурс проводится один раз в два года – в четыре этапа. Финальный этап конкурса проведен с 16 по 26 апреля 2013 г. в г. Челябинске. К участию в конкурсе допускались специалисты физической культуры и спорта образовательных организаций и общественных физкультурно-спортивных объединений по шести группам:

1 группа – специалисты физической культуры и спорта дошкольных образовательных организаций;

2 группа – специалисты физической культуры и спорта  общеобразовательных организаций;

3 группа – специалисты физической культуры и спорта образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4 группа – специалисты физической культуры и спорта образовательных организаций начального и среднего профессионального образования;

5 группа – специалисты  физической культуры и спорта образовательных организаций дополнительного образования детей и общественных физкультурно-спортивных объединений;

6 группа – специалисты физической культуры и спорта общеобразовательных организаций, организаций начального и среднего профессионального образования по учебной работе.

Победители и призёры четвертого (финального) этапа конкурса награждены дипломами и памятными призами Минспорта России, Комитета ОГФСО «Юность России» и представлены к награждению знаком «Отличник физической культуры и спорта».

Пункт 17. Оказание содействия общественным организациям, образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим спортивную подготовку, наиболее успешно работающим с одаренными детьми и молодежью.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 1436-р утверждено распределение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание адресной финансовой поддержки спортивным организациям, осуществляющим подготовку спортивного резерва в объеме 360 млн. рублей.

Согласно Правилам предоставления субсидий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2013 г. № 456, расширено количество направлений для использования субсидий. Субсидии перечислены 74 субъектам Российской Федерации.

В соответствии с приказом Минспорта России от 20 августа 2013 г. № 653 «Об утверждении формы соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание адресной финансовой поддержки спортивным организациям, осуществляющим подготовку спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации» указанные субсидии получили более 500 образовательных организаций.

В 2013 году Минспортом России совместно с Фондом поддержки олимпийцев России продолжена реализация Программы поддержки специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва. По итогам конкурса в номинациях по летним и зимним олимпийским видам спорта 300 лучших спортивных школ страны получили гранты Фонда поддержки олимпийцев России от 1 до 3,5 млн. рублей на общую сумму 460 млн. рублей.

В целях реализации общеобразовательного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных организациях, а также развития внеурочной деятельности и школьного спорта ведется сотрудничество с рядом общероссийских общественных организаций и объединений физкультурно-спортивной направленности. Так, по инициативе Объединения учителей физической культуры России при поддержке Минобрнауки России в г. Петрозаводске (Республика Карелия) 13 сентября 2013 г. состоялось Всероссийское совещание учителей физической культуры. В указанном мероприятии приняли участие 169 человек из 51 субъекта Российской Федерации: учителя физической культуры, специалисты органов управления в сфере образования, тренеры-преподаватели детских юношеских спортивных школ, представители Минобрнауки России и Минспорта России, а также представители общероссийских спортивных общественных организаций: Всероссийской федерацией школьного спорта, Всероссийской федерацией художественной гимнастики, Всероссийской федерацией мини-футбола, Федерацией фитнес-аэробики России.

На совещании рассмотрены вопросы развития физической культуры и спорта в общеобразовательных организациях, а также проект Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса, который разработан Минспортом России при участии Минобрнауки России в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 4 апреля 2013 г. № Пр-756, данным по итогам встречи Президента Российской Федерации с тренерами, спортсменами и специалистами в области физической культуры и спорта.

В целях создания в стране целостной системы физкультурных и спортивных мероприятий для детей и молодёжи на всех уровнях, способствующих привлечению обучающихся к систематическим занятиям массовой физической культурой и спортом, ежегодно в рамках Всероссийского сводного календарного плана физкультурных и спортивных мероприятий среди обучающихся организаций общего и профессионального образования при поддержке Минобрнауки России проходят спортивно-массовые мероприятия, ответственность за организацию и проведение которых берут на себя различные общественные организации: Всероссийская федерация школьного спорта, Российский студенческий спортивный союз, ОГФСО «Юность России», АНО «Школьная баскетбольная лига «КЭС-БАСКЕТ», Российская шахматная федерация, Федерация лыжных гонок России и другие.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в целях вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом, развития и популяризации школьного спорта, студенческого спорта образовательными организациями, реализующими образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального и высшего образования, и (или) обучающимися таких организаций, могут создаваться школьные спортивные клубы и студенческие спортивные клубы (в том числе в виде общественных объединений), не являющиеся юридическими лицами.

Приказом Минобрнауки России от 13 сентября 2013 г. № 1065 утвержден Порядок осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов (зарегистрирован в Минюстом России 22 октября 2013 г., регистрационный № 30235). Порядок определяет правила осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов (в том числе в виде общественных объединений), не являющихся юридическими лицами, создаваемых образовательными организациями, реализующими образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального и высшего образования, и (или) обучающимися указанных организаций, основными задачами которых является вовлечение обучающихся в систематические занятий физической культурой и спортом, организация физкультурно-спортивной работы с обучающимися и проведение физкультурно-спортивных, массовых мероприятий, осуществление работы по пропаганде здорового образа жизни.

Минкультуры России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2013 г. № 460 «О мерах государственной поддержки культуры и искусства» и постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2013 г. № 166 «О государственной поддержке (грантах), предоставляемой в 2013-2015 годах в сфере культуры и искусства» 31 образовательной организации, наиболее успешно работающей с одаренными детьми и молодежью в области искусств, выделяются средства государственной поддержки до 2015 года. Среди них 24 образовательные организации, подведомственные Минкультуры России.

В регионах Российской Федерации также осуществляется взаимодействие с различными общественными организациями, образовательными организациями, осуществляющими спортивную подготовку, оказывается поддержка общественным некоммерческим социально-ориентированным организациям, наиболее успешно работающим с одаренными детьми в форме предоставления субсидий на проведение фестивалей, конкурсов, осуществление проектов в области культуры и спорта.

Так, например, в Орловской области разработана долгосрочная областная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Орловской области на 2012-2016 годы», в рамках которой проведено в 2013 году более 120

мероприятий. По данному направлению регион работает в тесном взаимодействии со спортивными организациями области: «Спартак», «Юность России», «Спортивная Россия».

Аналогичная программа реализуется в Калужской области, в рамках которой осуществляется финансовая поддержка 55 организаций дополнительного образования детей спортивной направленности в форме предоставления субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, также выделяются денежные средства на поддержку ведущих спортсменов и тренеров области.

В настоящее время в области функционируют региональные спортивные федерации по 63 видам спорта, аккредитованы 45 региональных спортивных федераций по видам спорта, 34 из них приказами Минспорта России включены в реестр общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций (далее – реестр). Министерством спорта, туризма и молодежной политики Калужской области разработано соглашение между министерством и региональной спортивной федерацией. Данное соглашение подписано с 14-ю федерациями, внесенными в реестр.

ФГБОУ «Тверской государственный университет» завоевал право стать Центром привлечения волонтеров для участия в организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр в Сочи в 2014 году. Выполняя возложенные на него задачи, университет активно взаимодействует с общественными организациями, осуществляющими спортивную подготовку, и образовательными организациями высшего образования.

В Приморском крае при поддержке Всероссийской Федерации спортивного туризма «Туристско-спортивный союз России» и общероссийской общественной организации «Российский союз спасателей», а также совместно с общественными организациями «Федерация плавания», «Федерация альпинизма и скалолазания», «Федерация спортивного ориентирования», «Приморское отделение всероссийского студенческого корпуса спасателей», «Приморское отделение всероссийского добровольного пожарного общества» проводятся массовые физкультурно-спортивные мероприятия.

В Хабаровском крае за большую физкультурно-оздоровительную работу с детьми общественные организации «Торнадо», Центр военно-патриотического воспитания «Взлет», спортивный клуб «Трансбункер» награждены премией губернатора; в Республике Хакасия гранты получили 7 общественных организаций.

Министерством образования Омской области организовано взаимодействие с Омским региональным отделением общественно-государственного спортивного объединения «Юность России». Ежегодно для обучающихся проводятся соревнования по 10 видам спорта, на которые выделяются средства из областного бюджета. В 2013 году объем таких средств составил 129,6 млн. рублей.

В Республике Марий Эл свою деятельность осуществляет 41 спортивная федерация. Совместно со спортивными федерациями, спортивными школами ведется активная работа по привлечению спортивных соревнований всероссийского и международного уровня на территорию республики. В настоящее время в сфере физической культуры и спорта функционируют 37 спортивных школ (специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва по различным видам спорта, детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеская спортивно-адаптивная школа по паралимпийским видам спорта) с количественным составом юных спортсменов свыше 16 тысяч человек, что составляет 24% от общего числа учащихся общеобразовательных школ республики. Для учащихся спортивных школ организуется проведение мастер-классов ведущими спортсменами России и Республики Марий Эл.

В целях создания условий для осуществления круглогодичной специализированной подготовки по олимпийским видам спорта учащихся свою деятельность осуществляют училище олимпийского резерва, государственные бюджетные учреждения «Центр спортивной подготовки «Школа высшего спортивного мастерства» и «Врачебно-физкультурный диспансер».

В Новгородской области организовано взаимодействие образовательных организаций с Новгородским региональным отделением общественно-государственного физкультурно-спортивного объединения «Юность России», областным спортивным интернатом (средней общеобразовательной школой-интернатом с углубленным изучением предметов спортивного профиля).

Пункт 18. Оказание содействия сообществам (в том числе интернет-сообществам) детей и молодежи по интересам в области науки, техники и спорта.

В сфере образования ежегодно Минобрнауки России формирует и утверждает:

перечень олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи, включающий более 130 мероприятий в сферах социально значимой и общественной деятельности, научно-технического творчества и учебно-исследовательской деятельности, развития профессионального мастерства, развития художественного творчества, любительского спорта;

календарь всероссийских массовых мероприятий с обучающимися, включающий более 50 мероприятий для детей и молодежи технического, художественного, эколого-биологического, физкультурно-спортивного, туристско-краеведческого, гражданско-патриотического направлений, учебно-исследовательской деятельности;

производственные программы всероссийских детских центров «Орленок», «Океан», «Смена», в рамках которых  на конкурсной основе отбираются, разрабатываются и реализуются более 90 образовательных программ международного, федерального, регионального значения.

С целью информированности широкой общественности, в том числе сообществ детей и молодежи об организаторах мероприятий, условиях их проведения информация размещается на сайте Минобрнауки России, федеральных организаций дополнительного образования детей, сайтах организаций-организаторов, доводится до сведения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования.

В рамках реализации различных ведомственных и межведомственных программ и планов в регионах также реализуются меры по оказанию содействия сообществам (в том числе интернет-сообществам) детей и молодежи по интересам в области науки, техники и спорта.

Так, в Вологодской области ежегодно оказывается поддержка сообществу научной молодежи региона при проведении профильной смены «Зворыкинский проект» (инновационная деятельность). В Санкт-Петербурге в целях поддержки интернет-сообществ детей по интересам в области науки, техники, культуры и искусства функционирует портал системы высшего профессионального образования  Санкт-Петербурга (http://www.studi-spb.ru). Портал имеет модуль календаря олимпиад студентов, школьников, студенческой жизни, научной деятельности, а также раздел, посвященный рынку труда.

В Волгоградской области сформирован реестр молодежных и детских общественных объединений, которые пользуются государственной поддержкой и выполняют государственные заказы региона.

Научные сообщества различного направления функционируют в республиках Дагестан, Хакасия, Карачаево-Черкесской Республике и Хабаровском крае.

Департамент образования и науки Приморского края оказывает поддержку и содействие региональным интернет-сообществам, являющимся организаторами Международной олимпиады в сфере информационных технологий «IT – планета».

В Ярославской области реализуется проект «Ярославская математическая школа», предполагающий развитие школьных математических объединений.

В Ульяновской области на базе ФГБОУ «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова» открыта Детская ядерная медицинская академия.

Одной из форм сопровождения талантливых детей в Республике Марий Эл является создание научно-исследовательских сообществ (объединений) обучающихся на уровне как региона, так и отдельной образовательной организации. Примером такого сообщества является научное сообщество обучающихся «Лицейский интеллектуальный союз», функционирующее на базе ГБОУ «Политехнический лицей-интернат». Ежегодно лучшие научные проекты обучающихся представляются на всероссийских конференциях научно-исследовательских работ школьников. Одиннадцать лет лицеисты ежегодно участвуют в очных и заочных конференциях «Юность. Наука. Культура-Север». Научные работы выполняются ими в таких предметных областях, как: биология, химия, экология, языкознание и др. Другим направлением деятельности  ученических научно-исследовательских сообществ является краеведение.

В настоящее время в Республике Марий Эл работают 122 краеведческих объединения, в которых занимается свыше 1,5 тыс. обучающихся.

В целях представления интересов научной молодежи Ханты-Мансийского автономного округа правительство региона приняло постановление «О совете молодых ученых», одной из задач которого является создание условий для закрепления научной молодежи в автономном округе. Совет ведет конструктивный диалог с представителями органов государственной власти и местного самоуправления по созданию благоприятных условий, обеспечивающих эффективную научную деятельность молодежи в регионе.

В Тюменской области организована деятельность профильных молодежных центров. В Воронежской области сообщества работают по 5 направлениям: социально значимая и общественная деятельность, научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность, профессиональное мастерство, художественное творчество, любительский спорт. Все сообщества представлены в социальной сети «ВКонтакте», объединяющей группой для них является группа «Мы молоды и талантливы».

В Свердловской области ежегодно проходит молодежный инновационный конвент, целью которого является оказание содействия повышению инновационной активности студентов, молодых ученых, изобретателей и предпринимателей в области инновационной деятельности, выявление инновационных проектов. Ежегодно в проекте участвуют около 150 молодых инноваторов.

Пункт 19. «Проведение физкультурных и спортивных мероприятий для детей и молодежи».

Создание полноценных условий для занятий физической культурой и спортом не только через учебную, но и внеурочную деятельность является одной из задач системы образования. Впервые в федеральном государственном образовательном стандарте предусмотрена организация внеурочной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, и формы для ее реализации (кружки, клубы, секции, студии, мероприятия). Важным компонентом такой внеурочной деятельности является соревновательная деятельность.

В целях вовлечения различных категорий и групп населения в систематические занятия физической культурой и спортом в рамках Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в 2013 году проведено 256 физкультурных и спортивных мероприятий.

Из них 180 физкультурных комплексных мероприятий среди детей и учащейся молодежи. Наиболее массовыми физкультурными мероприятиями для всех возрастных категорий стали:

Всероссийская массовая лыжная гонка «Лыжня России» (71 субъект Российской Федерации, более 1,5 млн. участников);

Всероссийский день бега «Кросс Наций» (82 субъекта Российской Федерации, более 1,5 млн. участников).

Наиболее массовыми соревнованиями среди детей и подростков являются:

всероссийские соревнования по футболу «Кожаный мяч», количество участников на всех этапах 690 тыс. чел.;

всероссийские соревнования юных хоккеистов клуба «Золотая шайба» имени А.В. Тарасова, количество участников на всех этапах 255 тыс. чел.;

всероссийские соревнования по мини-футболу среди команд общеобразовательных организаций (в рамках общероссийского проекта «Мини-футбол – в школу»). Количество участников более 1,0 млн. человек из 81 региона;

всероссийские соревнования по баскетболу среди команд общеобразовательных организаций (реализуется в рамках общероссийского проекта «Баскетбол в школу!» с общим количеством участников более 13,3 тыс. школьных команд).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 948 «О проведении всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников» Минспортом России совместно с Минобрнауки России, начиная с 2010/11 учебного года, ежегодно проводятся всероссийские спортивные соревнования школьников «Президентские состязания» (далее – Президентские состязания) и всероссийские спортивные игры школьников «Президентские спортивные игры» (далее – Президентские спортивные игры).

В 2012/13 учебном году в «Президентских состязаниях» на школьном этапе участвовали 9,5  млн. школьников из 77 субъектов Российской Федерации, которые представляли 36 тысяч общеобразовательных организаций (на 760 тыс. чел. больше по сравнению с 2011/12 учебным годом). В связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на Дальнем Востоке Всероссийский этап Президентских состязаний для классов-команд всех федеральных округов Российской Федерации был проведен в государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Федеральный детский оздоровительно-образовательный центр «Смена» (ФДООЦ «Смена») с 6 по 29 сентября 2013 года. В нем приняли участие 1757 школьников в составе классов-команд из 77 субъектов Российской Федерации (147 классов-команд, из них 73 городские команды и 74 сельские класс-команды).

Участниками школьного этапа «Президентских спортивных игр» стали 5,4 млн. школьников 79 субъектов Российской Федерации из 34,7 тысяч общеобразовательных организаций (на 600 тыс. чел. больше в сравнении с 2011/12 учебным годом). Во всероссийском этапе Президентских спортивных игр приняли участие в составе школьных команд 1574 школьника из 79 субъектов Российской Федерации.

Совместно с Российским студенческим союзом и правительством Ростовской области успешно проведен V Всероссийский фестиваль студенческого спорта, в котором приняли участие более 600 студентов 53 высших учебных заведений из 27 регионов Российской Федерации.

Состоялась VI зимняя Спартакиада учащихся России 2013 года.

В соревнованиях третьего этапа Спартакиады по 9 видам спорта среди субъектов Российской Федерации в федеральных округах приняло участие более 3,5 тысяч спортсменов и свыше 900 тренеров из 73 субъектов Российской Федерации.

В финальных соревнованиях участвовало 2643 человека. По количеству участников и охвату субъектов Российской Федерации показатели увеличились по сравнению с предыдущими годами на 5%. Заметно выросло и спортивное мастерство участников соревнований, возраст которых не старше 17 лет. Так, в финальных соревнованиях зимней Спартакиады приняли участие по спортивной квалификации 6 мастеров спорта международного класса, 22 мастера спорта и 642 кандидата в мастера спорта, 812 участников имеют I спортивный разряд, что составляет 70% к общему числу спортсменов.

Проведены VI зимние Международные детские Игры в г. Уфе, которые прошли по 7 видам спорта среди детей и подростков от 12 до 15 лет. В них приняли участие спортсмены из 21 страны и 63 городов Европы и мира, в том числе из 32 городов России с общим количеством спортсменов и тренеров более 1000 человек.

Игры проводились с целью укрепления международных связей между спортивными организациями и установления и развития дружеских отношений между школьниками из разных стран мирового сообщества средствами спорта и Олимпийских идеалов.

Состоялась VI летняя Спартакиада учащихся России 2013 года. Соревнования III этапа Спартакиады проведены в 42 субъектах Российской Федерации, 67 городах и поселках всех федеральных округов, в которых приняло участие 22089 человек.

В финальных соревнованиях по 43 видам спорта участвовали представители 80 субъектов Российской Федерации с общим количеством участников – 9763 человека. По количеству участников и охвату субъектов Российской Федерации показатели увеличились по сравнению с предыдущими годами на 7%.

Проведен всероссийский спортивный фестиваль «Страна чемпионов».

В рамках фестиваля организовано 10 соревнований по 6 зимним и 4 летним видам спорта на призы прославленных олимпийских чемпионов В. Селькова, Е. Вяльбе,В. Крутова, И. Родниной, А. Немова, А. Богалий, Д. Саутина, Н. Гуляева, А. Попова, В. Меланьина.

Одним из значимых мероприятий соревновательной деятельности среди студенческой молодёжи является ежегодно инициируемый Минобрнауки России Фестиваль студенческого спорта среди федеральных университетов страны.

В 2011 году данный фестиваль прошел на базе Казанского (Приволжского) федерального университета, а в 2012 году – на базе Сибирского федерального университета, в 2013 году – на базе Южного федерального университета, в 2014 году его проведение запланировано на базе Дальневосточного федерального университета.

По инициативе Минобрнауки России проведен Всероссийский смотр-конкурс образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования на лучшую организацию физкультурно-спортивной работы среди студентов, в котором особое внимание уделяется вопросам организации и проведения в образовательных организациях профессионального образования внутривузовских спартакиад, первенств по различным видам спорта, дней здоровья.

В октябре 2013 г. на очередном заседании Межведомственной комиссии по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных организациях был рассмотрен проект сводного календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на 2014 год.

Во всех субъектах Российской Федерации проводятся различные физкультурные и спортивные мероприятия для детей и молодежи по различным видам спорта: зимние и летние спартакиады, турниры, универсиады, соревнования по игровым видам спорта и др.

Пункт 20. Проведение интеллектуальных и творческих конкурсных мероприятий для детей и молодежи.

Мероприятие «Государственная поддержка талантливой молодежи» осуществляется с целью создания на региональном и федеральном уровнях системы дельнейшего сопровождения и поддержки талантливой молодежи, привлечения их потенциала к решению актуальных задач научно-технического прогресса.

В 2013 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи», постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г. № 311 «О премиях для поддержки талантливой молодежи», приказом Минобрнауки России от 26 октября 2012 г. № 869 «Об утверждении Перечня олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи в 2013 году» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 ноября 2012 г., регистрационный № 25854), министерствами, ведомствами и общественными организациями проведено в общей сложности 212 конкурсных мероприятий, в том числе на федеральном уровне – 129, на межрегиональном уровне – 83.

С целью оказания государственной поддержки талантливой молодежи из федерального бюджета ежегодно выделяется 200 млн. рублей. В 2013 году награждены премиями 5350 победителей и призеров международных, всероссийских и региональных конкурсных мероприятий для детей и молодежи в возрасте 14-25 лет включительно (в том числе: 1250 победителей всероссийских и международных мероприятий получают премии в размере по 60 тыс. рублей, 2500 призеров всероссийских мероприятий – по 30 тыс. рублей; 1600 победителей региональных и межрегиональных мероприятий – по 30 тыс. рублей).

За период с 2006 по 2013 годы в целом было присуждено 42800 премий для поддержки талантливой молодежи (из них 10000 премий – победителям и призерам международных олимпиад и иных мероприятий, а также победителям всероссийских олимпиад и иных конкурсных мероприятий в размере 60 тыс. рублей каждая и 32800 премий – призерам всероссийских олимпиад и иных конкурсных мероприятий, а также победителям региональных и межрегиональных олимпиад и иных конкурсных мероприятий в размере 30 тыс. рублей каждая).

На реализацию данного направления из федерального бюджета ежегодно выделяется 200 млн. рублей, в том числе 198 млн. рублей на выплаты премий победителям и призерам и 2 млн. рублей на изготовление дипломов. С 2006 по 2013 годы общий объем средств, выделенных на эти цели, составил 1,6 млрд. рублей.

В соответствии с Сетевым графиком по реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 1 декабря 2013 г. утверждены списки победителей и призеров конкурсных мероприятий (приказы Минобрнауки России от 9 июля 2013 г. № 541, от 2 августа 2013 г. № 641, от 12 сентября 2013 г. № 1064,от 15 октября 2013 г. № 1151, от 15 октября 2013 г. № 1152 «О присуждении в 2013 году премий для поддержки талантливой молодежи») и перечислены средства на личные счета получателям.

Издан приказ Минобрнауки России от 13 декабря 2013 г. № 1345 «Об утверждении Перечня олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи в 2014 году».

Важным звеном в системе поиска и отбора детей с признаками одаренности в федеральном масштабе является всероссийская олимпиада школьников. Четыре этапа олимпиады – школьный, муниципальный, региональный, заключительный – делают ее действительно общероссийской. Участниками школьного этапа ежегодно становятся более 7 млн. школьников в возрасте от 10 до 18 лет (школьным уровнем олимпиады в среднем охвачено более 35% обучающихся, от 46% до 8% в разных субъектах Российской Федерации). Региональный этап всероссийской олимпиады школьников проводится во всех субъектах Российской Федерации. В 2013 году в нем приняли участие 117516 обучающихся (в 2011 и 2012 годах соответственно  106 709 чел. и 114 715 чел.). Право участвовать в заключительном этапе олимпиады получили 5000 школьников, из которых 1505 человек завоевали титул победителя и призера олимпиады.

Ежегодно российские школьники участвуют в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам. Из них 39 российских школьников, выезжавших в составе сборных команд Российской Федерации на интеллектуальные состязания международного уровня в 2013 году, 35 человек завоевали медали.

В копилке России 21 золотая, 12 серебряных и 2 бронзовых медали. Итоги выступления сборных команд России на международных олимпиадах подтверждают, что Россия является одним из безусловных лидеров по числу завоеванных наград  в целом и по числу золотых медалей, в частности.

Например, в 2013 году олимпийская сборная на олимпиаде по астрономии заняла 1 место в общекомандном мировом зачете. Корме того, у России 2 абсолютных первых места в каждой возрастной группе и лучший результат в практическом туре младшей группы. На международной олимпиаде по информатике российские школьники разделили 1 и 2 место с Китайской народной республикой; по математике  Россия разделила 3 и 4 место с США, а на олимпиаде по физике – с Сингапуром. По биологии сборная команда России вошла в пятерку сильнейших команд мира, по химии заняла 6 место в мире в общекомандном зачете.

Летом 2013 года Москва стала местом встречи участников 45-й Международной химической олимпиады. Наша страна является единственной страной в мире, которой были оказаны честь и доверие проводить данную олимпиаду в пятый раз. Командам школьников из 77 стран мира была предоставлена уникальная возможность познакомиться с ведущим вузом страны – Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, встретиться с учеными, которые внесли значительный вклад в развитие мировой науки.

Подтверждением признания авторитета российской науки и образования на международной арене, успехов в развитии олимпиадного движения являются решения олимпийских комитетов, принятые в 2013 году, о проведении в 2015 году в Российской Федерации Международной олимпиады по географии и в 2016 году в г. Казани Международной олимпиады по информатике.

По широкому спектру областей знаний (лингвистика, краеведение, экономика и управление, культура и искусство) проводятся олимпиады школьников, организаторами которых являются образовательные организации высшего образования. В 2013 году проведено 79 таких олимпиад, в которых участвовали 683704 старшеклассника (2011 год – 87 олимпиад с количеством участников 581518 чел., 2012 год – 77 олимпиад с количеством участников 763159 чел.).

В целях укрепления дружеских связей молодежи Российской Федерации и Республики Белоруссия, повышения интереса учащихся к изучению исторического и культурного наследия Республики Белоруссия и Российской Федерации в рамках ежегодных мероприятий Союзного государства в г. Полоцке проведена олимпиада школьников «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность». Для обеспечения ее проведения были разработаны Порядок проведения олимпиады, олимпиадные задания, программа мероприятия. В олимпиаде участвовала 21 команда российских школьников и 7 команд Республики Белоруссия.

Во всех без исключения субъектах Российской Федерации проводится большое количество интеллектуальных и творческих конкурсных мероприятий для детей и молодежи в самых различных формах – фестивали, смотры, конкурсы, олимпиады, интеллектуальные марафоны, турниры, конкурсы проектов, игровые программы.

В рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» проведено более 250 творческих мероприятий для одаренных детей и молодежи до 18 лет. Среди них 77 концертов, мастер-классов, фестивалей и выставок; 15 смотров, олимпиад, творческих школ по видам искусств;

10 юбилейных мероприятий;

реализовано 9 масштабных проектов, включающих в себя проведение более 140 творческих мероприятий в области хореографического, музыкального, изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Пункт 21. Поддержка дебютных проектов молодых авторов и исполнителей в области искусств.

В рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» в 2013 году Минкультуры России поддержало ряд творческих мероприятий: фестивалей, конкурсов, концертов, конференций, выставок и иных мероприятий в области музыкального, театрального, киноискусства и других видов искусств. Среди них: «Представление молодых артистов оркестра имени Н.П. Осипова», «Новая академическая музыка в регионах России», проекты «Студия новой музыки», международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева, «Творческая лаборатория молодых режиссеров «Вселенная Шекспира», Молодежный театральный кинофестиваль «Будущее театральной России», конкурс «Постановка спектаклей молодыми режиссерами», проект «Комплекс мероприятий по поддержке молодых исполнителей в области академической музыки» и другие.

В Красноярском крае в рамках данной программы проведен творческий эксперимент «Дебютные проекты молодых хореографов», одним из элементов которого стал конкурс молодых артистов балета и хореографов. При поддержке молодых драматургов, режиссеров и критиков из Москвы, Санкт-Петербурга и Перми в регионе создана театральная лаборатория. В Тюменской области получили поддержку дебютные проекты: молодежный фестиваль «Танцы улиц», творческая смена  театральных коллективов «Премьера» и проект «Театральная революция».

В Ханты-Мансийском автономном округе учреждена стипендия «Юные таланты Югры» и премия губернатора.

Пункт 22. Проведение конкурсов профессионального мастерства на основе государственно-частного и социального партнерства.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» в целях повышения качества среднего профессионального образования и выявления талантливой молодежи в системе профессионального образования Минобрнауки России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, государственными образовательными организациями профессионального образования и их социальными партнерами проведено 26 всероссийских олимпиад профессионального мастерства, в том числе 16 олимпиад среди обучающихся по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) и 10 олимпиад среди обучающихся по профессиям начального профессионального образования (далее – НПО) по наиболее востребованным и приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации.

По итогам всероссийских олимпиад профессионального мастерства выявлено и представлено в качестве кандидатов на присуждение премий для поддержки талантливой молодежи 16 победителей и 32 призера по специальностям СПО, а также 10 победителей и 20 призеров по профессиям НПО.

Всероссийские олимпиады профессионального мастерства проводились на базе образовательных организаций профессионального образования при поддержке органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и социальных партнеров (разработка и рецензирование олимпиадных заданий, участие работодателей в работе жюри, организация и проведение мероприятий олимпиад, в том числе культурной программы, проведении мастер-классов, семинаров, «круглых столов»).

С учетом региональных этапов во всероссийских олимпиадах профессионального мастерства приняли участие 1842 студента образовательных организаций профессионального образования из 71 субъекта Российской Федерации всех федеральных округов.

В рамках Перечня мероприятий для детей и молодежи, проводимых Министерством образования и науки Российской Федерации в 2013 году за счет средств федерального бюджета, проведено два всероссийских конкурса творческих работ студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования:

Всероссийский конкурс творческих работ студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования по специальности 260807 Технология продукции общественного питания» на базе государственного бюджетного образовательной организации среднего профессионального образования «Кисловодский государственный многопрофильный техникум».

В конкурсе представлено 185 работ из 103 образовательных организаций профессионального образования, расположенных в 52 субъектах Российской  Федерации.

Всероссийский конкурс творческих работ студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования по специальности 100401 «Туризм» на базе федеральной государственной бюджетной образовательной организации высшего профессионального образования «Сочинский государственный университет». В конкурсе представлено 86 работ из 34 образовательных организаций профессионального образования, расположенных в 30 субъектах Российской  Федерации.

В рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы Минобрнауки России в 2013 году проведено два всероссийских мероприятия для студентов среднего профессионального образования:

Всероссийский конкурс профессиональных достижений выпускников среднего профессионального образования «Профессионал будущего» на базе областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Смоленский промышленно-экономический колледж». В конкурсе участвовало 1006 студентов выпускных курсов техникумов и колледжей из 438 образовательных организаций, расположенных в 55 субъектах Российской Федерации;

Всероссийский конкурс работ научно-технического творчества среди студентов организаций среднего профессионального образования. На конкурс представлено 680 оригинальных научно-технических проектов из образовательных организаций, расположенных в 64 субъектах Российской Федерации по приоритетным отраслевым номинациям: транспорт, энергетика, IT-технологии, строительные технологии, машиностроение, радиоэлектроника, оптика, приборостроение, пищевая и сельскохозяйственная промышленность, биотехнологии и экология.

В рамках VII Международного конгресса-выставки «GLOBAL-EDUCATION – Образование без границ» в ноябре 2013 года подведены итоги Всероссийского олимпиадного и конкурсного движения в 2013 году на всероссийской конференции «новые пути и перспективы профессионального роста творческой молодежи в России».

В рамках движения WorldSkills Russia  проведено 16 региональных чемпионатов (Ульяновская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Саха (Якутия), Республика Чувашия, Тверская область, Республика Татарстан, Республика Марий Эл, Свердловская область (2 чемпионата), Республика Северная Осетия, Челябинская область, Кемеровская область, Самарская область, Республика Мордовия, Хабаровский край), в которых приняли участие более 900 конкурсантов. Судейство региональных чемпионатов организовано при участии более 300 экспертов.

В апреле – мае 2013 года прошел Первый Национальный Чемпионат WorldSkills Russia в Тольятти Самарской области, в нем приняло участие 306 юношей и девушек от 18 до 23 лет  из 42 субъектов Российской Федерации. Соревнования проводились по 22 профессиям WorldSkills Russia. Судейство было организовано при участии 146 экспертов WorldSkills Russia и 12 экспертов WorldSkills International.

В июле 2013 года российская сборная впервые приняла участие в международном конкурсе по профессиональному мастерству WorldSkills International. В состав Национальной сборной вошли 15 конкурсантов, это призеры Первого национального чемпионата WorldSkills Russia и 14 экспертов WorldSkills Russia. Ребята соревновались в 14 конкурсных номинациях (профессиях).

В общем командном зачёте российская команда заняла 41 место из 54.

Субъектами Российской Федерации организуется участие студентов в указанных конкурсах, а также проводятся региональные конкурсы профессионального мастерства на основе государственно-частного и социального партнерства по наиболее востребованным в регионе профессиям (Воронежская, Омская, Тюменская, Иркутская области, Красноярский край, Республика Ингушетия, Волгоградская область, Республика Марий Эл, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ и другие). Так, например:

В Омской области организованы 4 олимпиады профессионального мастерства («Сварщик», «Портной», «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», «Водитель автомобиля»); в Красноярском крае при поддержке некоммерческого партнерства «Сибирская ассоциация гостеприиимства», выставочной компании «Красноярская ярмарка», торговой сети «Командор», компании «Константа» организованы 8 конкурсов, в Ханты-Мансийском автономном округе ежегодно проходит конкурс «Лучший по профессии».

В Челябинской области проводится 8 конкурсов, в Тюменский области –

4 конкурса, Орловской области – 12 конкурсов профессионального мастерства.

В Санкт-Петербурге состоялся традиционный конкурс «Шаг в профессию», участниками которого стали студенты 55 образовательных организаций профессионального образования и 10 олимпиад по профессиям. В целях ориентации выпускников школ на получение профессий инженерно-технического профиля организован конкурс «Студент года».

В Республике Карелия прошла неделя профессионального мастерства «Пусть мастерами славится Россия». В Тверской области организовано 16 олимпиад профессионального мастерства, в Ленинградской области состоялась ярмарка «Инновации в образовании».

В Санкт-Петербурге разработаны программы учебно-практических курсов «Формирование личности предпринимателя», «Виды бизнеса и типовые способы его создания», «Стартовый капитал и стартовые ресурсы», направленные на профориентацию старшеклассников. В Воронежской области стал ежегодным конкурс «Золотые руки», который проводится для обучающихся организаций НПО и СПО по наиболее востребованным профессиям на региональном рынке труда. Его организаторами выступают Совет промышленников и предпринимателей Воронежской области, Областной совет профсоюзов, департамент промышленности и транспорта Воронежской области, департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области. В Республике Марий Эл на базе организаций профессионального образования среди обучающихся организаций НПО и СПО проведены республиканские конкурсы профессионального мастерства по профессиям «Повар», «Сварщик», фестиваль парикмахерского искусства «Вернисаж».

В 2013 году Минкультуры России была оказана государственная поддержка производству 10 игровых национальных фильмов для детской и юношеской аудитории («Небесный верблюд», «Ведьма (Тихая)», «Завтра Утром», «Владыка времени», «Праздник непослушания», «Федька», «Клад», «Хрустальный ключ», «Самый рыжий лис», «Тише едешь»), а также 54-х детских анимационных национальных фильмов.

В рамках реализации комплекса мер по развитию детских музеев, библиотек и учреждений культурно-досугового типа для детей и подростков Минкультуры России разработаны рекомендации по развитию детских музеев. Российская государственная детская библиотека во взаимодействии с региональными детскими библиотеками разработала проект концепции библиотечного обслуживания детей в России (далее – проект концепции), в котором содержатся методические рекомендации по реализации комплекса мер по развитию детских библиотек.

В настоящее время проект проходит общественное обсуждение профессиональным сообществом. На Всероссийском библиотечном конгрессе, проведение которого состоится в мае 2014 г. в г. Рязани, общественное обсуждение проекта концепции завершится.

Пункт 23. Выделение грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых.

Грантовая поддержка – один из устоявшихся методов адресной поддержки молодых ученых. За 17 лет через систему грантовой поддержки прошли многие известные исследователи, в том числе и обладатели премий Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых.

Грантовая поддержка молодых ученых осуществляется на основании Указа Президента Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. № 146 «О мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов и докторов наук» и постановления Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2005 г. № 260 «О мерах по государственной поддержке молодых российских ученых – кандидатов наук и докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации».

Гранты выделяются в виде субсидий на 2-летний срок для финансирования расходов на проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации.

Ежегодно выделяется 400 грантов для молодых кандидатов наук (по 600 тыс. рублей), 60 грантов для молодых докторов наук (по 1 млн. рублей) по 10 областям знаний: математика и механика; физика и астрономия; химия, новые материалы и химические технологии; биология, сельскохозяйственные науки и технологии живых систем; науки о Земле, экология и рациональное природопользование; общественные и гуманитарные науки; медицина; технические и инженерные науки; информационно-телекоммуникационные системы и технологии; военные и специальные технологии.

Государственная поддержка молодых российских ученых также осуществляется посредством поддержки исследований, проводимых ведущими научными школами, число соответствующих грантов равно 400 в год (по 500 тыс. рублей).

Ведущей научной школой Российской Федерации считается сложившийся коллектив исследователей различных возрастных групп и научной квалификации, связанный с проведением исследований по общему научному направлению, который в обязательном порядке имеет в своем составе молодых ученых до 35 лет (далее – ВНШ). Численность коллектива ВНШ составляет, как правило, 15-20 человек.

ВНШ как форма научной кооперации постоянно доказывают эффективность своей работы. При относительно малой доле коллективов ВНШ в общей численности научных работников в стране (около 4%) их вклад в подготовку молодых научных кадров высшей квалификации, воспитания нового поколения молодых ученых, оказывается весьма значительным. По ряду направлений (физика, биология) именно в рамках деятельности ВНШ готовится основная доля (до 70%) защищаемых в стране докторских диссертаций. Общий объем финансирования грантов ежегодно составляет 800,0 млн. рублей.

На конкурс представляются работы, связанные с развитием тем кандидатских и докторских диссертаций, отличающихся значительной научной новизной, свидетельствующие о заметном вкладе молодых ученых в развитие науки и техники и об их творческом даровании.

Главными критериями оценки научных работ выступают их практическая значимость и востребованность с точки зрения приоритетов развития нашей страны в технической, экономической и гуманитарной сферах.

В конкурсе на получение государственной поддержки в виде грантов в 2013-2014 годах сохраняется высокий уровень конкуренции – на 400 грантов для молодых кандидатов наук в 2013 году претендовали 2 532 человека. Таким образом, средний конкурс составил 6,3 заявки на грант. Самыми популярными среди участников стали такие направления, как «Общественные и гуманитарные науки» (10,8), «Технические и инженерные науки» (6,7), «Медицина» (6,5).

Среди ведомств, организации которых представили на конкурс свои проекты, традиционно лидировали Минобрнауки России (57,8%) и Российская академия наук (24,5%), «коэффициент прохождения» заявок у Минобрнауки России оказался выше на 10% (45% и 35% соответственно). Совместный вклад Минобрнауки и РАН держится на уровне 80%, и 2013 год не стал исключением.

Статистика распределения участников и победителей среди молодых кандидатов наук по регионам тоже не изменилась. В числе заявителей москвичей было 20%, а среди победителей – 39 %.

В конкурсе для молодых докторов наук на 60 мест претендовало 280 человек. Средний конкурс составил 4,7 заявки на грант.

Самый высокий уровень конкуренции отмечен в направлениях «Общественные и гуманитарные науки» (10,4), «Биология, сельскохозяйственные науки и технологии живых систем» (5,5), «Информационно-телекоммуникационные системы и технологии» (4,3).

В конкурсе молодых докторов наук представители организаций, подведомственных Минобрнауки, значительно обошли коллег из РАН, подав заявок на конкурс больше на 50%.

Что касается распределения победителей по ведомствам, в 2013 году лидирующую позицию занимает Минобрнауки России (53,3%), второе и третье место занимают организации РАН и Минздрава России (15% и 13,3% соответственно).

Таким образом, гранты Президента Российской Федерации как форма адресной поддержки молодых перспективных исследователей остаются востребованным и признанным инструментом обеспечения выявления и поддержки талантливой молодежи, повышения привлекательности научной деятельности, создания условий для профессионального роста и проведения самостоятельных исследований. Гранты способствуют вовлечению и закреплению молодых ученых, занимающихся научными исследованиями, в сфере науки, обеспечивают приток высококвалифицированных преподавателей и сотрудников в научные организации.

III. Развитие инфраструктуры по работе с одарёнными детьми и молодёжью

Пункт 25. Создание стажировочных площадок на конкурсной основе по развитию техносферы в образовательных организациях дополнительного образования детей (в рамках ФЦПРО на 2011-2015 годы).

В рамках Федеральной целевой программы «Развитие образования на 2011-2015 годы» по направлению «Распространение в субъекте Российской Федерации инновационных моделей развития техносферы деятельности организаций дополнительного образования детей» в субъектах Российской Федерации создана и функционирует сеть стажировочных площадок, которая нацелена на преодоление нарастающего разрыва в системе дополнительного образования детей технической направленности между содержанием программ, структурой, организационными формами, уровнем профориентационной работы, направлениями предпрофильной подготовки и профильного обучения, материально-техническим обеспечением, информационными ресурсами, технологиями образовательной сферы, уровнем кадрового потенциала и требованиями современной инновационной экономики.

С 2011 по 2013 годы создано 10 стажировочных  площадок  на базе организаций дополнительного образования детей (Санкт-Петербург, Самарская область, Ульяновская область, Республика Бурятия, Республика Татарстан, пять центров детского и юношеского технического творчества Калининградской, Челябинской, Астраханской области, Краснодарского края, Республики Марий Эл).

При создании стажировочных площадок определены рамочные условия к составу их оборудования и функционирования, включающие:

основной критерий, предъявляемый к составу оборудования и техническим средствам – соответствие направлениям инновационного развития страны, Концепции социально-экономического развития экономики Российской Федерации, а также учету направлений специализации субъекта Российской Федерации;

общее требование к оборудованию – возможность изучать на его базе новые технологии, проводить лабораторные опыты, а также заниматься проектной деятельностью, участвовать в разработке новых опытов и проектов, а также наличие методических рекомендаций по его использованию в учебном процессе.

Источник