На Среднем Урале объединение предприятий ОПК, университет и оборонный завод включились в эксперимент по общественной аккредитации программ профобразования.
23.05.2015На Среднем Урале объединение предприятий ОПК, университет и оборонный завод включились в эксперимент по общественной аккредитации программ профобразования. Для региона это первый подобный опыт, да и в целом по стране примеров пока единицы. Так, независимой оценкой программ в сфере техники и технологии занимается Ассоциация инженерного образования в Томске.
- В ближайшие годы России предстоит коренная перестройка системы трудовых отношений. Это связано с внедрением национальной системы компетенций и квалификаций, которое курируют Агентство стратегических инициатив (АСИ), Минтруда РФ и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Учебные программы с 2016 года станут основываться на профстандартах, которых на сегодня утверждено уже 600, а к концу года будет более 800. Чтобы оценить, насколько выпускники образовательных учреждений соответствуют требованиям этих стандартов, вводится механизм общественной аккредитации. Она осуществляется силами работодателей, - поясняет Валентина Федотова, директор межотраслевого экспертно-методического центра, начальник отдела среднего профессионального образования Уральского федерального университета (УрФУ).
Напомним, что положение об общественной аккредитации программ профобразования было утверждено в конце 2013 года постановлением РСПП и одобрено Национальным советом при Президенте РФ. В декабре 2014-го в дополнение к нему приняли большой пакет документов, в котором содержится все, что касается независимой оценки: от требований к общественным экспертам до правил выезда комиссии в цеха и оформления заключений.
Координирует деятельность Национальный совет по квалификациям во главе с президентом РСПП Александром Шохиным. У этой структуры более 15 отраслевых подразделений, в том числе совет по профессиональным квалификациям в сфере машиностроения. Он создан недавно, в январе 2015-го, но уже успел утвердить более 40 профстандартов для специалистов и около 20 для рабочих.
При необходимости отраслевой совет имеет право делегировать свои полномочия объединениям работодателей на местах. В частности, одним из первопроходцев готов выступить Союз предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области, в круг его интересов входят программы для среднего, высшего звена, а также дополнительного образования в сфере машиностроения. Вторым партнером в проекте выступает УрФУ, а экспериментальной площадкой станет машиностроительный завод имени Калинина (ЗиК).
По словам Валентины Федотовой, совместная работа началась примерно полгода назад. Уже готовы методические рекомендации, пошаговое описание процедуры, оценочные показатели, образцы документов и т.п. Официальное соглашение о сотрудничестве на согласовании. ЗиК готов представить на суд экспертов три образовательные программы своего учебного центра. Критериев оценки довольно много, но ключевых всего два: доля выпускников, продемонстрировавших теоретические знания и практические навыки в объеме профстандарта (не менее 20-25 процентов) и количество трудоустроившихся в первый год.
Результаты тестирования будут вывешены на сайтах областного Союза предприятий ОПК и отраслевого совета по квалификациям. Таким образом АСИ и РСПП надеются сформировать пул высококлассных образовательных программ и реализующих их организаций по всей стране. Такие пионеры будут рекомендованы бизнесу в качестве ориентира.
- Надеюсь, другие предприятия и учебные заведения тоже включатся в работу. Нам всем надо на практике понять, насколько новый механизм полезен, - подчеркивает Валентина Федотова. - Очень важно, кто выступит экспертом. Помимо профильного диплома они должны иметь не менее 3-5 лет стажа, постоянно повышать свою квалификацию. Обновление технологий и оборудования происходит очень быстро, поэтому доказывать уровень знания техпроцессов экспертам придется регулярно. Программа их подготовки составлена Национальным советом по квалификациям. В УрФУ мы планируем провести экспериментальный семинар, куда пригласим мастеров производственного обучения и промышленников.
Несмотря на то что бизнес давно настаивал на своем участии в разработке программ обучения специалистов, директор экспертного центра не исключает: внедрить независимую оценку компетенций будет непросто. Скорее всего, ее воспримут на ура в тех отраслях, где переизбыток кадровых ресурсов или очень высокие темпы обновления технологий, к примеру, в космической промышленности. А вот в массовых профессиях новый механизм вряд ли будет востребован работодателями.
Кроме того, проблемой может стать стоимость аккредитации. По данным директора Нижнетагильского техникума металлообрабатывающих производств и сервиса Якова Залманова, оценка лишь одной образовательной программы в технической сфере стоит порядка 32 тысяч рублей, а если таковых 8-10, сумма становится неподъемной для учебного заведения. И вряд ли кто-то из работодателей согласится разделить с ним эту нагрузку.
Представители образовательных учреждений сетуют: мол, бизнес только-только разобрался, чем бакалавр отличается от магистра, а тут новый виток экспериментов. Если все время корректировать программы, когда учить? По оценке представителя учебного центра Уралвагонзавода, в последние 3-4 года сотрудничество бизнеса и сферы образования перестало быть формальным, и это хорошо, но есть опасение, что с помощью общественной аккредитации государство потихоньку снимает с себя ответственность за качество профподготовки. Можно командными методами внедрять новации на госпредприятиях, однако частные компании придется убедить цифрами в том, что это выгодно, подчеркивает эксперт.
Честно говоря, ответов на все эти вопросы пока нет. Общественная аккредитация, как видно по ее названию, - дело необязательное. Но, если с 2016 года профстандарты становятся неотъемлемой частью федерального государственного образовательного стандарта, можно предположить, что две системы будут существовать параллельно и дополнять друг друга. Во многих западноевропейских государствах, к примеру, государство вообще не оценивает программы профобразования - это прерогатива работодателей. В США принято корректировать учебные курсы колледжей и вузов примерно раз в полгода по заявкам бизнес-партнеров.
В России, благодаря грантам, многие образовательные учреждения обновили материально-техническую базу, обзавелись современным оборудованием, но уровень знаний и умений их выпускников по-прежнему не устраивает бизнес. Значит, ему самому придется активно участвовать в общественной аккредитации, ведь борьба за кадры с каждым годом становится все жестче. По данным статистики, за последние пять лет страна из-за демографической ямы недосчиталась примерно 15 процентов населения в возрасте 17-30 лет, следующая пятилетка обещает увеличение дефицита трудовых ресурсов еще на 15 процентов.
- Представители Министерства образования и науки РФ сообщилили, что готовится законопроект о налоговых преференциях предприятиям, активно работающим со сферой образования. Вполне вероятно, его примут до конца 2015 года. Тогда заинтересованность промышленников получит материальное подкрепление, - предполагает Валентина Федотова.
Между тем Уралвагонзавод (УВЗ) вместе с межотраслевым экспертно-методическим центром провел в прошлом году сертификацию рабочих по разработанному профстандарту. В эксперименте приняло участие 12 человек: выпускники учебного центра УВЗ и техникума металлообработки. Они сдали теоретический тест и выполнили практическое задание: сварку вручную и полуавтоматом. По словам наставников, на экзамен отобрали лучших из лучших, но по ручной сварке ни один претендент не смог подтвердить квалификацию, с полуавтоматами справились всего трое из 12. В принципе, ничего катастрофического нет. Для европейских стран такой показатель при первой аттестации - норма, но заводчане признались, что ждали немного других результатов. Даже были готовы сразу взять на работу вчерашних студентов, если бы те показали высокий класс. Впрочем, участники эксперимента отнеслись к его результатам практически: есть проблема, значит, надо ее решать. В первую очередь взялись за изменение программ и переподготовку мастеров производственного обучения, под чьим руководством осваивают азы профессии будущие сварщики.