Статьи и обзоры

Где найти и как пользоваться электронными учебниками

Электронные учебники придут в российские школы этой осенью и, похоже, останутся там надолго. Издательство «Просвещение» передало на экспертизу полный комплект образовательной литературы для всех классов - это 415 комплектов текстов, фотографий, видео и интерактивных приложений. Положительного заключения здесь ожидают через месяц.

03.02.2015

Электронные учебники придут в российские школы этой осенью и, похоже, останутся там надолго. Издательство «Просвещение» передало на экспертизу полный комплект образовательной литературы для всех классов - это 415 комплектов текстов, фотографий, видео и интерактивных приложений. Положительного заключения здесь ожидают через месяц. Свои идеи для развития цифровой педагогики предлагают и ведущие мировые компьютерные корпорации.

Например, Intel в дополнение к своему проекту Education Galaxy, продвигает на российском рынке новое устройство Education Content Access Point. Этот компактный гаджет - размером с вафельный тортик - поможет легко увязать компьютеры всех учеников класса в единую сеть и открыть ребятам доступ к отобранной учителем информации: как в рамках основной школьной программы, так и дополнительной. Такой мини-интернет на один урок.

В яблочной компании имени Стива Джобса пошли по другому пути: решили дать свободу учителям самим создавать учебники для своих целей и задач и запустили приложение iTunes U. Оно позволяет без особых ухищрений из уже имеющихся на компьютере у учителя материалов создавать пособия хоть по целым предметам, хоть по отдельным темам. Счастливым ученикам, обладателям iPad или iPhone, остается только скачать разработки своих педагогов и приступать к занятиям.

Напомню, впервые всерьез о внедрении в школы электронных учебников заговорили в 2011 году, когда глава корпорации «Роснано» Анатолий Чубайс представил миру устройство, разработанное британской компанией Plastic Logic. По сути это была «читалка» с монохромным дисплеем на «электронных чернилах», в которую удалось загрузить лишь фотографии страниц бумажных книг. Предполагалось, что под Москвой в скором времени построят специальный завод для выпуска этих ридеров в промышленных масштабах, а для начала решили проверить их пригодность на учениках 7-8 классов. Даже эти далекие от совершенства устройства дали неплохой результат. Успеваемость ребят, которым в руки попался инновационный продукт, несколько возросла. Впрочем, потом проект заглох, а компания Plastic Logic вообще отказалась от идеи производства каких бы то ни было устройств, решив сосредоточиться только на разработке новинок.

На доведение идеи до ума, разработку программ и приложений, решение вопросов с авторскими правами авторов бумажных учебников ушло почти четыре года. Теперь флагманское издание школьной литературы готово начать переход от обучения с бумажной книгой и мелом в руках к компьютерной педагогике.

Что даст школьникам отказ от привычных книг и переход к гаджетам? С одной стороны, современно и технологично. С другой, — кнопки нажимать все и так умеют, а компьютер в детских руках больше воспринимается как игрушка, чем как инструмент получения знаний.

— Мы проводили программу «Один ученик - один гаджет» в пяти школах Татарстана: выбрали самые обычные образовательные учреждения, вместе с региональными властями оснастили их техникой, помогли учителям освоить методику ведения занятий с помощью компьютеров, - рассказывал руководитель центра статистики и мониторинга образования Федерального института развития образования Марк Агранович. — Самый очевидный результат - заметно повысилась успеваемость по сравнению со сверстниками из контрольных школ, учившихся по-старинке. Потом собрали дополнительную информацию. Оказалось, что ребята глубже погружены в знания, но, самое интересное, стали намного больше общаться между собой, стремились не просиживать перед экраном дольше необходимого для занятий времени.

Правда, за эти новации пришлось расплачиваться учителям: из школ пилотной программы за первый год уволилось в два раза больше учителей, чем обычно. Не все смогли изменить свой стиль ведения урока. При предполагаемом повсеместном внедрении электронных учебников в школы огромная работа ляжет на институты повышения квалификации педагогов: если они не научат учить по-новому, никакого смысла менять бумажные учебники на электронные не будет.

— Сейчас электронные учебники и какие-либо компьютерные разработки можно использовать или для факультативных предметов, или как дополнительные материалы, - объясняет Сергей Егоров, учитель столичной школы №365. — Я сделал свой курс для iTunes U по астрономии. Мне этот предмет очень нравится, а в обязательную программу он не входит. Теперь у всех желающих есть возможность познакомиться со всей красотой этой науки.

По статистике Apple на приложение Сергея Егорова подписались уже больше пяти тысяч человек. Под управлением iOS работают около 85 тысяч образовательных приложений, кроме того, есть еще 10 тысяч самых разных учебных курсов на iTunes U. Доступны они на многих языках мира - большая часть, естественно, на английском, но, например, есть практически полные комплекты учебных материалов для школьников из Голландии, Дании, Швеции. Отечественные учителя и школьники тоже могут выбрать себе подходящие приложения и курсы на родном языке.

Как они выглядят? На первый взгляд очень напоминают обычный учебник: текст, картинки. Но среди них есть окна, в которых можно посмотреть видеозаписи, отрывки из документальных фильмов или, например, видеоинфографику. А вместо какого-то параграфа может быть ролик с лекцией известного профессора: автор учебника решил, что лучше, чем некогда его коллега, никто этого не рассказывал. Тоже вариант. В принципе, все это можно было реализовать в школе и раньше: есть проекторы, есть интерактивные доски. Но тут все включено в одно приложение, этим намного удобней пользоваться. В конце темы или урока могут быть вопросы для самопроверки. Решил тест - молодец, не справился - не беда, никто твоих ошибок не увидит. Можно еще раз перечитать и пересмотреть проблемный параграф, а потом попробовать снова.

Учителя пока не могут использовать электронные учебники собственной разработки для проведения занятий по обязательным предметам - на них нет грифа министерства образования и науки. Да и ученики поголовно нигде компьютерами не обеспечены. Но энтузиастов это не сдерживает. Готовят свои пособия для отстающих и преуспевающих, разрабатывают виртуальные лаборатории. Кто-то придумывает контрольные работы и выкладывает их в закрытый доступ на специальном сайте. Войти может только ученик, которому выдан индивидуальный пароль, и только в определенное время. Вариантов много.

Что из этого войдет в электронные учебники «Просвещения»? Пока об этом известно только в общих чертах. Предполагается, что там будет несколько «уровней» информации: обязательный минимум, углубленный курс и отдельные страничке для тех, кому очень интересно. Будут использованы возможности мультимедиа: появятся красочные картинки, видеоролики, карты. Предполагается и обратная связь ученика с учителем. Презентовать свой продукт широкой публике издатели обещают весной.

— Для меня важно, чтобы новый электронный учебник состоял не просто из отсканированных страниц учебника, выложенных в формате .pdf, — делится Сергей Егоров. — Кроме текста, там должны быть трехмерные модели, фотографии, хорошо, если там будут интерактивные картинки, на которых отдельные части можно подвигать. А вот инструмент контроля туда лучше не включать. Пусть он останется у учителя. Иначе стандартизация в образовании будет избыточной. Идей и разработок много. Что именно ляжет на парты российских школьников, мы узнаем уже скоро. Если издателям удастся включить туда все лучшее, что успели сделать в интернете отечественные педагоги, электронные учебники должны получиться очень интересными и полезными.

Источник