Почему олимпиадники выбирают платные отделения? Зачем будущие зубные техники рисуют вазы? Не повлияют ли санкции на совместные программы обучения с западными университетами?
26.08.2014Почему олимпиадники выбирают платные отделения? Зачем будущие зубные техники рисуют вазы? Не повлияют ли санкции на совместные программы обучения с западными университетами?
Ректоры на пресс-конференции в "Российской Газете" подвели итоги вступительной кампании: проблем по-прежнему полно. В вузах дутый конкурс: в разных учебных заведениях рекомендованы к зачислению одни и те же люди. В итоге получается, что из 15 возможных специальностей (пять вузов и три направления подготовки) в четырнадцати случаях числятся "мертвые души", которые при этом создают ажиотаж и усложняют жизнь реальным абитуриентам, которые не могут просчитать свои шансы. Приемные комиссии завалены заявлениями, но оригиналы абитуриенты приносили буквально за полчаса до окончания приема документов.
Вдобавок не ясно, как зачислять льготников. Им выделили 10 процентов мест, но не разъяснили, кого брать в первую очередь: сирот или инвалидов? Если инвалидов, то каких? Как быть, если поступающих инвалидов больше, чем мест? Куда селить сирот, если у вуза нет общежития?
Это, к слову, очень болезненный вопрос. Во многих престижных вузах мест в общежитиях для первокурсников и второкурсников нет, но вузы об этом умалчивают. На сайтах информация спрятана.
Другой вариант - общежития расположены очень далеко или даже в Подмосковье. Такие "детали" нередко выясняются, когда абитуриенты уже принесли оригиналы. Еще хуже, когда место в общежитии вроде пообещали, но на деле выяснилось, что заселяться некуда. Общагу дают только на втором или третьм курсе.
Результаты приема в ведущие вузы доказывают: абитуриенты, попавшие на бюджетные места, имеют высокие баллы
В этом году некоторые вузы установили минимальные пороговые баллы, которые касались и целевиков. Получилось, что в одном вузе целевик должен был принести, условно, 65 баллов по русскому языку, а в другом ему достаточно набрать 38. Это тройка с двумя минусами. Уровень владения русским языком такой катастрофически низкий, что ректоры предлагают не только вернуться к выпускному сочинению, но и ввести вступительное. И даже готовы рассматривать его наряду с итогами ЕГЭ.
Еще один штрих: до сих пор нет общих правил приема в магистратуру. В одном вузе кандидату предлагают сдать экзамены, в другом - пройти собеседование, в третьем - принести портфолио, а кое-где зачисляют по оценкам бакалаврского диплома. И главное: молодежь по-прежнему выбирает экономику, пусть и на платных отделениях, и не спешит в инженеры.
Об олимпиадниках, льготниках и магистрах
Михаил Эскиндаров, ректор Финансового университета при правительстве РФ:
- В прошлом году минобрнауки установило минимальный балл для олимпиадников - 65, и это дало положительный эффект. Средний балл олимпиадников, подавших заявления, был 80, что почти на 8 баллов выше, чем у тех, кто поступал в вуз по общему конкурсу. Олимпиадники еще в первой волне заняли почти все 150 мест на факультете международных экономических отношений. А всего мы зачислили 236 таких абитуриентов. Бывало, что олимпиадники хотели именно это направление и, понимая, что на бюджет они не попадают, подавали документы на платное отделение.
Для целевиков мы установили такие же минимальные баллы, что и для олимпиадников - 65, и это помогло отсеять слабых абитуриентов. Не все пока ясно с льготниками, которые поступают по квоте. Раньше мы зачисляли всех, а сейчас для них тоже проводится конкурс. Мы объявляем: на такое-то количество мест столько-то претендентов. Кто должен иметь преимущество - сирота или инвалид? Нужны более четкие разъяснение по льготным категориям.
Сейчас в университете идет прием в магистратуру, и тут есть, над чем подумать. Надо совместно с минобрнауки разработать общий порядок приема в магистратуру. Сегодня каждый вуз практически сам устанавливает сроки приема и условия зачисления. Мы, например, при отборе магистрантов использовали портфолио: учитывали все достижения, которые были у бакалавра за все четыре года. Это и статьи в признанных научных журналах, участие в конференциях, рекомендации Ученого совета или Госкомиссии.
О лепке, рисовании и сочинении
Олег Янушевич, ректор Московского государственного медико-стоматологического университета:
- Ситуация с ЕГЭ показывает, что экзамен стал стабильным и уже не нуждается в каких-то серьезных изменениях. Но в медицинских вузах нужны дополнительный экзамен или испытание, которые позволяли бы отбирать тех, кто готов служить людям. Например, экзамен по латинскому языку. На программах среднего профобразования в этом году мы проводили творческие испытания: предложили будущим зубным техникам сделать рисунки вазы, а оценивали работы преподаватели из суриковского училища. Они сказали: "Четырех готовы забрать прямо сейчас". Для стоматолога важно "рукоделие", и во многих вузах мира одно из испытаний при поступлении - лепка. Нам тоже можно пойти по этому пути.
С лечебным делом сложнее. Одни предлагают психологические тесты, другие - учет портфолио. Может, надо писать сочинение на тему "Почему я иду в медицину", это поможет проверить и грамотность, и умение излагать мысли, и позицию. Эту тему мы будем обсуждать на Совете ректоров медицинских и фармацевтических вузов России.
О революции, "иномарках" и тренажерах
Борис Елисеев, ректор Московского государственного технического университета гражданской авиации:
- Мы очень довольны набором. Конкурс вырос на все специальности, в том числе и на программы среднего профобразования. У нас пять филиалов-колледжей, куда поступили 1100 курсантов. Так вот, в Егорьевском колледже конкурс был 5 человек на место!
Желающих учиться и получить профессию инженера по управлению воздушным движением, обслуживанию самолетов и авиадвигателей, авиаоборудования много. Спрос на этих специалистов очень большой, и нам хотелось бы, чтобы бюджетные места в вузе не урезались. Если рынок недополучит сотню дипломированных экономистов, ничего страшного не произойдет. А вот если Московский центр УВД недосчитается 20 диспетчеров, мы все это почувствуем, когда будем возвращаться из отпуска.
ЦИФРА: 270 баллов нижний порог зачисления в некоторых престижных вузах
В гражданской авиации России произошла революция по замещению флота. Отечественные самолеты, к сожалению, выводятся из коммерческого оборота, и мы переходим на изучение импортных. Базовый самолет для изучения - А-320, а в этом году мы должны получить тренажер "Боинга-737". Но, конечно же, будем приобретать тренажеры и "Суперджета", и Ан-148. Смотрим широко. Все наши студенты должны не просто хорошо знать английский язык - отлично, так как вся документация по "иномаркам" идет на английском.
Не думаю, что санкции против России как-то повлияют на учебный процесс и нарушат поставки тренажеров и другого оборудования в вуз. Уверен, что они никак не коснутся и международного обмена. В СССР традиционно никогда не готовили авиационных специалистов для Великобритании или США. Мы готовили кадры для Африки, Латинской Америки, Индокитая, Ближнего Востока. Шесть лет назад мы создали программу по восстановлению партнерских отношений с коллегами из этих стран - авиационными вузами и ведомствами, которые занимаются управлением гражданской авиацией. У нас прошел переподготовку весь командно-руководящий состав гражданской авиации Монголии, Кубы, других стран. В этом году к нам планируют поступить 70 иностранных студентов и аспирантов. Для вуза это даже слишком много. Возьмем, наверное, 40-50 самых лучших. А всего в МГТУ ГА и его филиалах обучается около 400 аспирантов, студентов и курсантов из 32 стран.
Об общежитиях, аспирантуре и конкуренции
Александр Климов, заместитель министра образования и науки РФ:
- Вузы серьезно подошли к установлению минимальных порогов по приему. Мы осознаем, что это может привести, в том числе, и к тому, что ряд контрольных цифр может быть не востребован. Но качество образования - самый важный ориентир. И те результаты, которые я видел на сайтах ведущих университетов, доказывают: абитуриенты, попавшие на бюджетные места, имеют высокие баллы. Это 250-260 и даже 270 баллов. Причем это нижний порог. По техническим, технологическим направлениям и специальностям эти баллы ниже: от 160 до 180.
Во всех вузах много иногородних абитуриентов. Мы понимаем проблему с общежитиями. Ее сложно решить, но определенные шаги делаются, и ситуация будет позитивно меняться.
В этом году было выделено около 16 тысяч дополнительных бюджетных мест для абитуриентов из Крыма и Севастополя. Это сделано для того, чтобы ни в коей мере не ущемить права жителей других регионов. Поэтому все разговоры о том, что возможностей поступить в вузы стало меньше, беспочвенны. 16 тысяч - большая цифра: всего выпускников в Крыму и Севастополе примерно 11 тысяч, плюс выпускники школ прошлых лет.
Сейчас в 17 вузах идет прием абитуриентов - беженцев из Украины. Среди них 16 вузов минобрнауки и 1 вуз минсельхоза. В основном это университеты и институты Ростовской, Белгородской, Воронежской областей, Ставропольского края. На эти места уже поступили две с половиной тысячи человек.
Кстати
Средний балл ЕГЭ на разных направлениях подготовки (2013 год)
международные отношения - 86,4
политология - 81, 3
лингвистика и иностранные языки - 81, 2
здравоохранение - 80, 2
издательское дело - 79, 9
журналистика и литературное творчество - 79, 8
юриспруденция - 79, 6
экономика - 75,3
математика - 70, 6
энергетика и энергетическое машиностроение - 70, 6
информатика и вычислительная техника - 68, 1
химия и биотехнологии - 67, 5
строительство - 66, 1
биология - 66
автоматика и управление - 65, 2 педагогическое образование - 65, 2