Статьи и обзоры

ИКТ – компетентность как ведущее требование для современного учителя

Быстрые изменения содержания образования и характера профессиональной деятельности педагога на основе внедрения современных ИКТ требует иного уровня и характера образования.

25.06.2015

Быстрые изменения содержания образования и характера профессиональной деятельности педагога на основе внедрения современных ИКТ требует иного уровня и характера образования. В ФГОС четко обозначены требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы. «Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу основного общего образования, должно быть укомплектовано квалифицированными кадрами.

Существуют различия между ИКТ-грамотностью и ИКТ-компетентностью учителя. ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, знание о существовании компьютерных сетей. ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

Перечень содержания ИКТ-компетентности учителя:

• Знания перечня основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету: электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д.

• Умения находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачами.

• Устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала.

• Умения выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point, Flash)) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса.

• Умения применять НИТИ-методики (Новые Информационные Технологии и Интернет) – это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ

• Эффективно применять программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося и т.д.

• Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать учебный процесс (по необходимости).

В настоящее время использование ИКТ оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Школьники активно используют персональный компьютер, сервисы Интернет, электронные учебники и т.д.

Существует множество причин, которые мешают школам и учителям в полной мере использовать появляющиеся возможности. Это и нехватка средств на закупку оборудования, и ограниченный доступ в Интернет, и отсутствие цифровых образовательных ресурсов на родном языке. Но главная причина в том, что учителя не всегда знают, как эффективно использовать ИКТ.

Ключевым вопросом является подготовка качественных учебных материалов или, говоря современным языком, - учебного контента, а также эффективно использовать существующие электронные образовательные ресурсы.

Общая структура учебного контента состоит из трех основных разделов:

• Титульная страница (образовательное учреждение, тема урока, ФИО учителя).

• Основное содержание урока (изложение учебного материала, задания для фронтальной и самостоятельной работы, материалы для повторения).

• Завершение урока (заключение, вопросы для самоконтроля, перечень литературы, домашнее задание, полезные ссылки).

В учебном контенте каждая страница должна представлять собой необходимое звено и работать на общий результат урока. Учебный контент должен быть максимально доступным и композиционно целостным. Для демонстрации но одном уроке нужно подготовить примерно 15-25 слайдов в зависимости от наполнения и сценария использования. Показ одного слайда занимает 1-3 минуты, плюс время для ответов на вопросы или для выполнения практических заданий.

При подготовке интерактивного учебного контента важно соблюдать логику урока: мотивация, актуализация субъективного опыта учащихся, организация восприятия, организация осмысления, первичная проверка понимания, организация первичного закрепления, анализ, рефлексия. Проводя урок с учебным контентом также важно помнить и о целесообразности его применения. В погоне за нововведениями, нередко, забываются нормы СанПиНа, что влечет за собой, ухудшение здоровья обучающихся.

Источник