Статьи и обзоры

Ирина Мануйлова: «У сферы образования в Новосибирске колоссальный потенциал»

Каких успехов удалось достигнуть системе образования в Новосибирске за последние годы? Какие проблемы решены, а какие остры и актуальны?

03.04.2014

Каких успехов удалось достигнуть системе образования в Новосибирске за последние годы? Какие проблемы решены, а какие остры и актуальны? На вопросы «Новосибирских новостей» ответила депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ, заместитель председателя комитета по образованию Ирина Мануйлова.

— Ирина Викторовна, в каких направлениях системе образования Новосибирской области удалось достигнуть успеха на сегодняшний день?

— Система образования Новосибирской области и города Новосибирска всегда была одной из лучших, но сегодня хотелось бы отметить положительные изменения, которые  произошли  в сфере образования в течение последних лет в целом, начиная с дошкольных учреждений, и заканчивая высшей школой.

Это стало возможным благодаря проектам  «Модернизация образования», «Детские сады - детям», на реализацию которых были направлены значительные финансовые средства из федерального и регионального бюджетов.

Для дошкольного образования в прошлом году Новосибирская область получила более одного миллиарда рублей из федерального бюджета,  еще большая сумма была  добавлена из регионального бюджета. Это позволило ввести 8046 новых мест в детских садах нашей области, только в Новосибирске  в 2013 году было сдано 16 детских садов. Невозможно переоценить, как это важно для жителей  большого города - иметь возможность устроить ребенка в детский сад по мере необходимости. И я абсолютно уверена, что обязательство, которое власти брали на себя, будет выполнено -  очередь  для детей в детские сады будет ликвидирована в ближайшие годы. Сейчас мы в Госдуме обсуждаем выделение дополнительных 40 миллиардов рублей в 2014 году, которые будут направлены в регионы для решения этой важнейшей задачи.

Важно не только новый детский сад построить, но и подготовить для него педагогов. Высшее образование для воспитателей стало обязательным, а значит, нам необходимо в ближайшее время провести переподготовку наших воспитателей и обеспечить условия для подготовки новых педагогических кадров.

Детский сад – это не только место безопасного пребывания ребенка, пока его родители заняты на работе, детский сад – это условия для всестороннего развития маленькой личности, развития  тех способностей, которые заложены в нем от природы. Организуя жизнь малыша в развивающих играх, педагоги помогают родителям воспитывать ребенка, способствуют  его социализации.   Очень важно, чтобы именно в раннем возрасте мы не упускали время для развития внимания, памяти, мышления ребенка.

— Как меняется ситуация в средних школах?

— Меня как учителя, как директора школы, особенно радуют изменения в системе общего среднего образования. Посмотрите, как изменился облик наших школ. Комплексные программы «Школьное окно», «Кровля», «Ремонт спортивных залов», установление ограждений и благоустройство территории образовательных учреждений – все это направлено на обеспечение современных условий для получения качественного образования.  Накануне нового учебного года в 734 школах области проведен текущий и капитальный ремонт школьных зданий, инженерных коммуникаций.

В 2013 году в Новосибирске введена в эксплуатацию новая школа на 1100 мест по ул. Гребенщикова, которую без преувеличения можно назвать «школой будущего».  Это уникальное образовательное  учреждение, которое не просто соответствует всем современным требованиям, там все сделано для ученика: идеальная инфраструктура, современная спортивная база, созданы условия для развития творческих способностей ребенка. Именно такие школы будут строиться в городе впредь, т.к. очередная задача в сфере общего образования – увеличение числа учреждений, ведущих обучение в одну смену, одновременно  максимально используя имеющиеся площади для дополнительного образования.

Мы сумели в соответствии с требованиями стандартов нового поколения оборудовать наши учреждения не только на уровне начальной, но и на уровне основной и средней школы. Во всех школах переоборудованы пищеблоки,  подготовлены медицинские кабинеты, школы получили новый спортивный инвентарь, пришло новое лабораторное оборудование  для предметных кабинетов. Посмотрите, какие замечательные новые комплекты по робототехнике получили наши школы! Я уже не говорю об информатизации образования. Современное мультимедийное оборудование, компьютерная  техника позволяет сегодня во всех школах организовать процесс обучения в режиме онлайн, а дистанционное обучение для детей с ограниченными возможностями здоровья стало привычным для Новосибирска.

Считаю, что значительных  результатов нашей  системе образования удалось достигнуть благодаря успешной реализации региональных проектов модернизации, направленных на повышение качества образования: «Разработка и внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях», «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве», «Сетевая дистанционная школа», «Школа как центр физической культуры и здорового образа жизни». Количество участников   проектов только  за последний год выросло более, чем в 2 раза.

За 4 года сначала реализации проекта «Развитие сети специализированных классов математического и естественно-научного направлений», число участников выросло в 6,5 раз: в 148 специализированных классах с углубленным изучением математики, физики, химии, биологии сегодня обучаются более 2,5 тысяч старшеклассников.

В 2013 году для привития учащимся интереса к техническому творчеству и инновационной деятельности  были открыты еще 15 инженерно-технологических специализированных классов.  Новосибирск всегда был центром подготовки научных кадров, и первые выпускники специализированных классов  уже  обучаются в вузах,  показывая великолепные результаты. Именно благодаря этому проекту мы значительно увеличили число призеров и победителей всероссийских олимпиад.  Два года подряд, в 2012 и в 2013, году наши участники на Всероссийской предметной  олимпиаде школьников показывали самые высокие результаты  - 51% новосибирских участников олимпиады стали призерами либо победителями. В этом году 130 победителей регионального этапа школьных олимпиад  получили право представлять Новосибирскую область на   федеральном этапе.  Я хочу пожелать им успешного выступления, новых достижений и побед, а ещё  хочу выразить искреннюю благодарность педагогам и родителям наших олимпиадников,   – ведь получить такой результат возможно только объединяя усилия всех. Такие победы новосибирских школьников -  лучший ответ на несправедливые упреки в адрес системы образования.

— Какие меры поддержки получают педагогические работники?

— Президент Владимир Путин очень четко поставил задачу поднять уровень средней заработной платы учителей до уровня средней заработной платы по экономике. В Новосибирской области средний уровень заработной платы педагогических работников общего образования и воспитателей дошкольных учреждений  в конце 2013 года составил 26,6тысяч рублей.

Помимо обязательных  льгот (предоставление которых гарантируется в соответствии с новым законом «Об образовании в РФ»),  одновременно с  ростом заработной платы  для работников образования  города Новосибирска разработан целый пакет мер социальной поддержки.

Наиболее существенной из них является возмещение стоимости арендованного жилья, для работников дефицитных специальностей  - это десять тысяч рублей ежемесячно, а для остальных работников  - пять тысяч рублей.  Сегодня  428 педагогов  получают такое адресное возмещение расходов. Поверьте, подобные льготыдля педагогов встречаются крайне редко, и  в крупных городах соседних регионов такой практики вы не найдете.

Работает целевая программа  улучшения жилищных условий работников муниципальной бюджетной сферы. За годы реализации этой программы свои жилищные условия улучшили 280 работников. В 2013 году сделать это удалось 41 учителю и 20 воспитателям дошкольных учреждений.

Для педагогов, проживающих далеко от места работы, выплачивается ежемесячная компенсация за проезд, этой льготой пользуются 20% педагогов в Новосибирске.

Педагоги имеют право первоочередного обеспечения местами в муниципальных детских садах.

Победители и лауреаты профессиональных конкурсов, в которых педагоги Новосибирска активно участвуют, получают в течение года ежемесячные доплаты в размере от 3-х до 10 тысяч рублей. Ежегодно  20 лучших учителей области становятся лауреатами всероссийского конкурса «Лучший учитель», получая грант в размере 200 тысяч рублей. 

Особое внимание уделено молодым специалистам. К единовременному пособию, которое выплачивается при трудоустройстве, молодым специалистам, работающим по срочному договору,  устанавливается доплата в размере 25% от оклада.  Благодаря поддержке региональной профсоюзной организации педагогических работников,  в Новосибирске создана общественная организация «Молодые лидеры образования», которая представляет интересы молодых педагогов, дает им возможность поддерживать друг друга, делиться опытом и обсуждать профессиональные вопросы.

  Какие проблемы еще предстоит решить в сфере образования Новосибирска?

— Неравномерно распределяются высококвалифицированные педагогические кадры по учреждениям образования города, многие школы испытывают настоящий кадровый голод -  не хватает молодых, творческих учителей.

Много учреждений города  сегодня ведут обучение в две смены. Решая проблему дефицита мест в детских садах, нельзя забывать о том, что в ближайшие годы нам потребуются дополнительные  места в школе. Мы хотели бы, чтобы школы работали в одну смену, а для этого необходимо строить новые школы.

Я вижу серьёзную проблему в подготовке педагогических кадров. Во-первых, нужно добиться, чтобы лучшие из наших школьников шли учиться в педагогические вузы, а лучшие выпускники педагогических вузов  шли работать в школы. Пока этого нет. В настоящее время и в комитете по образованию Государственной Думы, и в Министерстве образования и науки РФ обсуждаются меры для  решения проблемы подготовки педагогических кадров, которая актуальна для всей страны.  Использование механизма целевого набора, целевой подготовки   специалистов может стать одним из возможных вариантов решения этой задачи. И вновь могу привести опыт Новосибирска, где  целевая подготовка специалистов дефицитных специальностей (иностранные языки, начальное, дошкольное образование) осуществляется за счет муниципального бюджета.

Не менее важно обеспечить проведение профессиональной  переподготовки педагогов. Введение профессионального стандарта  педагога, переход школ на работу по новым образовательным стандартам  - все это требует от уже работающих учителей  новых профессиональных навыков. В Новосибирской области на протяжении последних  лет велась подготовка  к работе в условиях новых образовательных стандартов, но и сегодня мы не можем сказать, что получаем 100%- эффективное  повышения квалификации, а это значит, что надо работать и в этом направлении. 

Ну и, пожалуй, самая большая проблема, связана с российским обществом в целом. Отношение общества к учителю и отношение учителей внутри педагогического сообщества к самим себе. Последствия 90-х мы ощущаем до сих пор. Много лет учителю указывали на его несостоятельность. Очень важно, что  не только первые лица государства, но и все мы, общество в целом,  постепенно начинаем  осознавать и признавать, что без успешной школы, которая сможет  каждому ученику дать качественное образование,   у государства нет будущего.  А школа не может стать успешной без успешного и состоявшегося учителя, вот почему нам  так необходимо поднять статус учителя. Я считаю, что  сфера образования Новосибирской области  обладает колоссальным потенциалом,  наша задача – обеспечить условия для его полной реализации.